Модернизация производства и конверсия оборонно-промышленного комплекса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Процессы рыночной трансформации предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) приобрели особую значимость в связи с определяющей ролью этих предприятий в обеспечении безопасности страны и со сложностью их адаптации к условиям рынка вследствие господства на них командно — административной системы управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение оборонно-промышленного комплекса 5
1.1.Военная экономика и ОПК: сущность и структура. 9
1.2.Основные факторы и динамика функционирования оборонно-промышленного комплекса 15
Глава 2. Модернизация производства и конверсия оборонно-промышленного комплекса в России
2.1.Конверсия оборонно-промышленного комплекса (проблемы) 20
2.2.Госуд. оборонный заказ и контрактная система его реализации 24
Заключение 32
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМ ТЕОРИИ.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

  Каково же место государственного оборонного заказа в системе мер по обеспечению национальной безопасности страны?

     В настоящее время наблюдается парадоксальная ситуация, когда еще только принята официальная государственная концепция национальной безопасности, но в законодательном, техническом, финансовом, организационном и прочем разрезах уже прорабатаны ее отдельные составляющие (в области внешней политики, обороны, правопорядка и пр.), причем нередко совершенно обособленно и взаимопротиворечиво, в том числе в части оборонно-промышленного производства. Рассмотрим взаимосвязи национальной безопасности с государственным оборонным заказом, причем только прямые связи, оставив пока в стороне косвенные, так как последние слишком многогранны, противоречивы, требуют конкретного рассмотрения.

     Государственный оборонный заказ обеспечивает военную безопасность страны, но отвлекает бюджетные средства от их инвестирования в развитие экономики и реализацию социальных программ. Однако материально-техническое оснащение Вооруженных Сил играет определяющую роль, наряду с подготовкой личного состава, в поддержании их боеспособности, причем значение качественных и количественных характеристик военной продукции будет неуклонно возрастать. Учитывая это, например, США в

последние десятилетия делают ставку на трехкратное превышение показателей боевой эффективности своих ВВТ над образцами потенциальных противников. Опыт последних региональных конфликтов

(Китай - Вьетнам, Иран - Ирак, Израиль - арабы, "Буря в пустыне" и некоторые другие) подтвердили действенность этой концепции.

     Необходимо понимать, что наличие хорошо обученных и технически оснащенных ВС является одним из государствообразующих факторов, в значительной мере определеяющих способность государства по защите собственной безопасности и национальных интересов. Особенно это касается такого государства как Россия, которая претендует на статус великой державы и стремится быть независимой.

     Однако следует иметь в виду и то обстоятельство, что государственный оборонный заказ, будучи одним из важнейших факторов, определяющих уровень обороноспособности страны, ограничивает возможности удовлетворения других потребностей общества, в том числе в плане обеспечения его экономического развития и решения социальных задач. По некоторым оценкам, расходы СССР на оборону составляли 20-25% от ВНП (правда, некоторые авторы поднимают этот порог до 80%). В то же время

ведущие страны ограничивают этот уровень 5-7%, а Япония установила законодательно порог в 1%. Как нам представляется, в России целесообразно с учетом глобального кризиса законодательно установить следующие пороги: бюджетные ассигнования на оборону не должны превышать 5,5% ВВП, затраты по линии государственного оборонного заказа не должны быть ниже 50% от общих военных ассигнований, а в их составе расходы на НИОКР в интересах Вооруженных Сил России не должны опускаться ниже 15-20 (а на

ближайшие 5 лет - 30-40%).

     Что касается параметров государственного оборонного заказа, то они должны исходить из учета военно-политических, социально- экономических и научно-технических условий, отражать структуру военной экономики как целостной системы, способной к развитию и адаптации к обстоятельствам, адекватно характеризовать количественные соотношения, допускать их оценку и обоснование, наконец, корреспондировать с существующими в стране системами бюджетно-финансового, политического, экономического,

законодательного и военно-технического управления.

Параметры государственного оборонного заказа должны быть детальнее параметров военного бюджета, отражать содержание условий контракта на поставку военной продукции и учитывать важнейшие производные факторы.

     Соответственно, в состав параметров государственного оборонного заказа необходимо включить:

     номенклатуру (по видам и типам) предусмотренных в заказе ВВТ

запасных частей и услуг;

     общетехнические, тактико-технические и экономические характеристики предназначенной к закупке военной продукции;

     объем заказа военной продукции в натуральном выражении (в штуках, комплектах или иных объемных выражениях);

     закупочные цены на военную продукцию;

   порядок индексации закупочных цен;

     структуру себестоимости продукции и максимальную рентабельность;

     минимальный уровень затрат на НИОКР в цене продукции;

     в некоторых случаях - перечень обязательных соисполнителей и

объем их финансирования по государственному оборонному заказу. И

другие показатели.

   Рационализация параметров государственного оборонного заказа должна стать обязательным инструментом эффективной научно- технической и структурной политики в области национальной безопасности. При ее проведении параметры государственного заказа подлежат обоснованию с точки зрения, во-первых, макровлияния (военно-политические, социально-политические и научно-технические аспекты); во-вторых, обеспечения фиксированного уровня боеспособности Вооруженных Сил России. Оно должно базироваться на модели развития страны в целом. К сожалению, такие исследования на сегодня еще не получили серьезного развития в России.

     Рациональность научно-технической политики в рассматриваемой области представляет собой важнейшую составляющую эффективной промышленной политики в целом. В мировой практике эта взаимосвязь имеет четко выраженную тенденцию к усилению. В условиях кризисности экономики России она не всегда отчетливо различима. Конкурентоспособность отдельных видов и типов продукции, выпускаемой отраслями оборонного комплекса России, определяется другими факторами: низкой стоимостью рабочей силы, наличием нереализованных научных работ, квалифицированных кадров и запасов, оплаченных в предыдущие периоды за счет стагнации других секторов экономики и обеспечения низкого уровня потребления населения, отдельными экономичными проектными решениями и государственным патронированием. Фундаментальная роль научно- технической политики обнаруживается в долгосрочном прогнозе. При отказе от перспективной научно-технической политики оборонная промышленность будет не способна обеспечить структурную перестройку нынешнего производства, фрагментарно использующего современные научно-технические достижения, на высший технологический уровень. Кроме того, в силу реальных социально- экономических причин оборонный комплекс России потеряет в ближайшее время основную массу наиболее квалифицированного персонала серийных предприятий за счет их перехода в другие отрасли и дисквалификации, вследствие утраты трудообеспеченности.

Восстановление утраченного потенциала даже при осуществлении немедленных мер потребует не менее 5-10 лет.

     Следует отметить, что другие промышленно развитые страны не станут оказывать содействия восстановлению и развитию научно- технического потенциала России, выходящего за рамки минимально необходимых им мер (например, связанных с экологической безопасностью и уничтожением сокращаемых вооружений). Более того, неизбежно сохранится установка на контролируемое научно- техническое отставание России. Такая стратегия поведения обусловлена мотивами доминирования в конкурентной борьбе за рынки сбыта и контроля за военно-политической ситуацией в мире в интересах обеспечения собственного военно-стратегического преобладания.

     Формирование адекватной современным и будущим условиям военно-технической политики России предполагает ориентацию на производство высококачественной военной продукции; переход от дотационного принципа содержания научных и проектных организаций к включению их в систему сквозного контракта на поставку военной продукции; отказ от преобладающей узкой специализации НИИ и ОКБ, их реальное диверсифицирование и конверсирование; отказ от искусственного разделения разработок на фундаментальные и прикладные и соответствующего раздельного финансирования.

     В экономическом плане необходимо создание реальных предпосылок для развертывания конкуренции между НИИ и ОКБ, например, переход к системе контрактов на исключительно конкурсной основе с их курированием государственными органами;

     стимулирование экспортной деятельности предприятий оборонного комплекса, участие в совместных проектах, предприятиях, содействие дозированному экспорту научно- технической информации и know-how;

     обеспечение престижности работы в отечественных НИИ и ОКБ.

При этом следует исходить из необходимости приближения к мировой структуре оплаты: средние доходы занятых в НИИ и ОКБ должны составлять около 130-150% средних доходов квалифицированных рабочих, занятых в серийном производстве. Дифференциация доходов сотрудников НИИ и ОКБ должна быть не двукратной, как в настоящее время (если не принимать в расчет директорат), а пяти- - десятикратной;

     отказ от действующих принципов ценообразования на НИОКР с расчетом цены через себестоимость и переход к ценообразованию на базе оценки конечной эффективности НИОКР;

     исключение налога на имущество с уникальных экспериментальных установок предприятий ;

     введение контрактов на выполнение НИОКР, предусматривающих баланс прав и обязательств заказчиков и исполнителей;

     включение оплаты по контрактам на НИОКР в число инвестиций, выводимых из-под налога на прибыль предприятия.

   Важную роль призвано сыграть и совершенствование внешнеэкономических отношений:

     снижение или полное исключение импортных пошлин на ввоз оборудования для основной производственной деятельности оборонных НИИ и ОКБ;

     стимулирование иностранных инвестиций и реинвестиций в развитие российских НИИ и ОКБ оборонного или смешанного профиля через налоговые льготы и осуществление для них государственных гарантий;

     активное противодействие неконтролируемому, демпинговому экспорту результатов отечественных НИОКР, а также их неэквивалентному обмену и некоммерческим заимствованиям зарубежными фирмами, организациями и частными лицами.

 

     Важную роль в обосновании государственного оборонного заказа играет информационное обеспечение. Разработка стратегии поставок, ее тактических направлений и выбор обеспечивающих мероприятий требуют глубокого и комплексного технико-экономического обоснования, которое может базироваться только на современной информации, эффективных методах ее обработки, учете краткосрочных и долгосрочных последствий. Это возможно в случае информационной консолидации систем управления на государственно-отраслевом, региональном уровнях и уровне предприятий всех видов собственности и профилей деятельности, включая и контрагентов и конкурентов.

     Характер информационных управленческих процессов должен соответствовать способу производства. Сфера обращения информации в нынешних российских условиях должна быть государственно регулируемым сегментом рынка. Минимально необходимое регулирование может осуществляться законодательными актами, а также правозаконными административными и экономическими мерами.

    Эффективное информационное обеспечение не мыслимо в условиях изоляции от мировой системы обмена информацией. Поэтому должна быть введена в действие система подключения к мировым информационным сетям.

     Непременным условием успешного проведения в жизнь промышленной политики является активная пропагандистская деятельность, конъюнктурно-информационные кампании по разъяснению новой промышленной политики для формирования ее положительного восприятия как внутри страны, так и за рубежом.

                                      Заключение

 

    Сегодня ОПК в целом показывает положительную динамику, однако функционирование предприятий оборонной промышленности определяется рядом негативных факторов: низкой фондовооруженностью; большим износом основных производственных фондов; низким уровнем загрузки производственных мощностей и рентабельности; снижением численности и качества персонала; распадом сложившихся кооперационных связей; слабой экономической устойчивостью, неритмичностью и недостаточным финансированием и др.

   Оборонная промышленность играет значительную роль во внешнеэкономической стратегии государства по расширению экспорта наукоемкой машиностроительной продукции и технологий. На ее долю приходится около 35% экспорта машин и оборудования.

   Одной из главных опор экономического развития оборонно0промышленного комплекса продолжает оставаться экспорт. В мире нет другого оборонно-промышленного комплекса, который находился бы в столь сильной зависимости от зарубежных заказов. Производство в интересах зарубежного потребителя не только не позволят сохранить мощности оборонно-промышленных предприятий, но и опасно деформирует структуру ОПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Литература

1.Конверсия и реструктуризация оборонного комплекса. Региональные проблемы и перспективы: Учеб.пособие /

2.Концептуальное моделирование военной безопасности государства / Д.И.Макаренко. – М., - 2008.

3. В.Н.Рассадин Оборонно-промышленный комплекс. Генезис. Конверсия / Рос. акад. наук. Ин-т народнохоз. прогнозирования. - М.: МАКС Пресс, 2002. - 320 с.

4.А.А.Редюшев Конверсия в ядерно-оружейном комплексе: проблемы и пути их решения // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Т.З. № 2. С. 111-119.

5.И.С.Иванченко Проблемы и специфика акционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса // Юридический вестник. – Ростов-на-Дону, 2003, № 2. – С. 19-24

6.А.А.Астахов Реформирование оборонно-промышленного комплекса: проблемы, поиски, решения / А.А.Астахов, Т.Э.Чепасов // Финансы. 2000. - № 6. – С. 67-76. Серебрянников В. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России и политика // Власть.

7.Правовое регулирование административно-финансовых отношений в условиях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса (на примере ракетно-космической отрасли). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / М.Н.Лобанов – М., 2005. – 209 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 



Информация о работе Модернизация производства и конверсия оборонно-промышленного комплекса в России