Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Введение…………………………………………………………………...…2
1 Теоретика - методологические сведения…………………………………5
Термин монополия………………………………………………………..5
Виды монополий………………………………………………………….6
История возникновения и развития монополии в России……………..7
1.4 Причины существования монополии…………………………….....10
2 Крупные корпорации в России и в Красноярском крае………………..11
2.1 Крупные корпорации…………………………………………………...11
2.2 Их роль в экономике. (корпораций)…………………………………...14
2.3 Монополисты Красноярского Края…………………………………...16
3 Антимонопольный контроль Красноярского края………………….…19
3.1 Как у нас регулируют монополии…………………………………......19
3.2
Контроль над деятельностью естественных монополий..............21
3.3 Антимонопольный контроль…………………………………………...21
3.4 Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»...................................................................................................23
Список использованной литературы..........................................................25
Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий - 500.
2 Крупные корпорации в России и в Красноярском крае
2.1 Крупные корпорации.
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять " дешевый " рынок от " дорогого ".
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой, (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.
Есть несколько причин существования монополий. Первая: " естественная монополия ". Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия " Де Бирс " опирается на контроль над сырьем; фирма " Ксерокс " контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
В России таковыми являются предприятия нефтяной и газовой промышленности, энергетические предприятия, предприятия машиностроения, авиа – " железнодорожный транспорт " и некоторые другие.
Существуют так называемые " естественные монополии " – это те отрасли, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков. Такими в России являются " Газпром ", " Рос нефть ", РАО " ЕЭС России ", " Рос вооружение ", " Аэрофлот ", " МПС " и некоторые другие. От их работы зависит экономическое положение России. государство пытается установить контроль над этими крупнейшими монополиями, чтобы как – то влиять на поставку и расценки их продукции, чтобы контролировать их. Крупнейшие монополии сейчас акционированы, часть акций находится в руках государства, представители государства введены в правление этих компаний, ставится вопрос об увеличении доли государства в этих компаниях. Все это делается для того, чтобы избежать монополистского влияния на жизнь страны, на ее экономическое положение. В первую очередь, чтобы избежать необоснованного повышения цен на нефть и газ, на товары и услуги, на транспортные грузовые и пассажирские перевозки. Повышение цен на продукцию монополий неизбежно влечет за собой повышение цен на все другие виды товаров и услуг. Здесь все очень тесно взаимосвязано.
Как же в этом вопросе обстоят дела в развитых капиталистических странах, в которых рыночная экономика уже устоялась, и имеет давние традиции. В США, например, образованы комиссии для регулирования цен и установления стандартов на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования подвергаются такому регулированию. Принято несколько законов по антимонопольной и антитрестовской политике, начиная с закона Шермана 1890 года с усиления конкуренции, для защиты эффективного бизнеса. У нас же все эти процессы находятся еще в стадии становления и развития.
2.2 Их роль в экономике. (корпораций)
За последние годы в России создано несколько крупных корпораций. По стратегии и экономическим размерам среди них можно выделить " чемпионов ", таких как российские ТНК, например, ВНИК " ЛУКойл ", МФПГ " Точность", " Авто ваз ", ОАО " Газ ", включая ее ФПГ " Нижегородские автомобили ", РАО " ЕЭС России ", ФПГ " Интерхимпром " и глобальная корпорация ОАО " Газпром ". В каждой из этих структур был сконцентрирован большой экономический потенциал и действовал центр стратегического управления. На их предприятия приходилась большая часть ВВП, налоговых платежей и задолженности пред бюджетом. По их состоянию можно судить о тенденциях развития всей экономики России в целом. От того, как они будут работать, зависит вся жизнедеятельность государства, вся его экономическая, социальная и, в конечном счете, политическая ситуация.
Эти компании неравноценны по своим размерам, по составу предприятий, структуре собственности, консолидации и организации, по состоянию управления и корпоративному правлению (правлению высшего уровня).
В 80-е годы, до и во время перестройки, в стране создали несколько десятков всесоюзных производственных объединений и около 25 межотраслевых государственных объединений (МГО), таких как " Энергомаш ", " Квантэми ", " Технохим " и другие.
К лету 1991 года в России существовало 16 МГО, 17 концернов, около 80 консорциумов и 207 хозяйственных ассоциаций. Они могли стать основой формирования системы до 500 промышленных корпораций, способной обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Пошло бы пусть медленно, но верное движение экономики вперед по пути развития цивилизованных рыночных отношений. Однако дефолт, после которого смогли выжить, с тем или иным успехом, только немногие компании, те, кто создал положительный баланс:
Основ, заложенных в советский период;
результатов государственных решений после 1991 года;
платежеспособность спроса;
использование возможностей рынка;
более и менее предсказуемого рынка;
Это относится к ОАО " Газпром ", РАО " ЕЭС России ", РАО " Норильский никель ", к ряду вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как " ЛУКойл ", " Сургутнефтегаз ", к нескольким финансово – промышленным группам, таким как ГКНПЦ им. Хруничева, ФПГ " Оборонительные системы " и " Точность ". Немногим в нынешних условиях удается успешно работать. Ни одна из нынешних российских компаний, входящих в мировые рейтинги, не создана чистыми рыночными методами, для этого было слишком мало времени. Иностранные компании ведут свою историю из глубины веков, рыночные отношения отрегулированы и, имея законченную форму, все еще продолжают развиваться и совершенствоваться. Но российские компании показывают колоссальную живучесть, способность приспосабливаться в крайне агрессивной среде. В итоге 10 лет продолжается сокращение масштабов национальной экономики. Состояние многих корпораций очень сложное. ( таблица №3 – газета " Экономика и Жизнь" 1999г. № 16, стр.28 – 29)
2.3 Монополисты Красноярского Края
В рейтинге субъектов Российской
Федерации за 2007 год, составленному по
индексу промышленного производства,
позиция края улучшилась - край переместился
с 68 места в 2006 году на 57 место
в 2007 году.
На территории Красноярского края располагаются
6 наиболее крупных предприятий-монополистов:
• Заполярный филиал ОАО «ГМК «Норильский
никель»;
• ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод»;
• ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова»;
• ОАО «Пикра»;
• ОАО «Русал-Ачинск»;
• ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)».
РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод
Тип Открытое акционерное общество
Год основания 1964
Расположение Красноярск (Россия)
Ключевые фигуры Управляющий директор — Жуков Евгений Иванович
Отрасль Производство алюминия
Продукция первичный алюминий
Оборот 44 056,2 млн руб (2008 год)
Чистая прибыль 8 695 млн руб (2008 год)
Число сотрудников 4720 (2009 год)
Веб-сайт www.rusal.ru
Заполярный филиал ОАО «ГМК «Норильский никель»:
ОАО "ГМК "Норильский никель" — крупнейшая горнодобывающая и металлургическая компания в России, крупнейший в мире производитель никеля и палладия, а также крупный производитель платины и меди. Помимо этого "Норникель" выпускает множество побочной продукции, такой, как кобальт, родий, серебро, теллур, селен, иридий, рутений. Группа "Норильский никель" занимается поиском, разведкой, добычей, обогащением и переработкой полезных ископаемых, производством, маркетингом и реализацией цветных и драгоценных металлов. Производственные подразделения "Норильского никеля" в России включают Заполярный филиал, расположенный на полуострове Таймыр в Красноярском крае, а также ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (Кольская ГМК), расположенное на Кольском полуострове в Мурманской области.
ОАО «Красцветмет» - крупнейший в мире аффинажный завод и единственное в России предприятие, производящее в промышленном масштабе все драгоценные металлы: золото, серебро, платину, а также металлы платиновой группы - палладий, родий, иридий, рутений и осмий. На заводе аффинируется 90% отечественной платины и палладия, практически 100% металлов-спутников, до 30% золота, причем в переработку завод принимает все известные источники сырья: первичное (концентраты платиновых металлов), вторичное (лом драгметаллов и отходы предприятий), а также шлиховые платину и золото.
Среди партнеров предприятия числятся все старатели Красноярского края, артели соседних регионов, предприятия России и других стран СНГ, фирмы из США, Англии, ЮАР, Канады, Австралии и др.
Генеральный директор: Тихов Игорь Владимирович
Монополизм ОАО "Пикра" подтвержден арбитражным судом Красноярского
края. Суд подтвердил, что доля "Пикры"
в производстве и распространении "Кваса
хлебного" в Красноярске составляет
100%. Об этом сообщила пресс-служба краевого
управления Федеральной антимонопольной
службы.
В декабре 2004 года ОАО "Пикра" было
включено в реестр монополистов после
исследования состояния конкурентной
среды, проведенного краевым УФАС. Согласно
Закону РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках", хозяйствующие субъекты, имеющие
на рынке определенного товара долю более
35%, подлежат включению в так называемый
"реестр монополистов". Однако ОАО
"Пикра", доля которого на рынке производства
и сбыта "Кваса хлебного", не согласилось
с вынесенным УФАС решением и обратилось
с жалобой в арбитражный суд.
Арбитражный суд исследовал доказательства
по делу и нашел, что требования заявителя
удовлетворению не подлежат. Решение комиссии
УФАС России по Красноярскому краю признанно
обоснованным и законным.
ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» было сформировано в 2006 году в результате объединения основных генерирующих активов Красноярского края и Республики Хакасия. ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» и СФУ подписали договор о сотрудничестве 12 ноября 2009 г.
3 Антимонопольный контроль Красноярского края
3.1 Как у нас регулируют монополии
. Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю. Руководитель: Захаров Валерий Михайлович
|
Информация о работе Монополии в экономике России: особенности, значения Формы регулирования