Монополистическая конкуренция как тип рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить монополистическую конкуренции как тип рыночных структур. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие конкуренции и основные модели рынка;
2. Проанализировать основные характеристики монополистической конкуренции;
3. Провести сравнительный анализ совершенной конкуренции и монополистической конкуренции;
4. Рассмотреть особенности монополизма в Российской Федерации, государственное регулирование монополии и антимонопольную политику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие конкуренции. Основные модели рынка……………………….5
2. Основные характеристики монополистической конкуренции………10
3.Сравнительный анализ монополистической конкуренции и совершенной конкуренции …………………………………………………………….22
4.Особенности монополизма в Российской Федерации. Государственное регулирование монополии и антимонопольная политика государства………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

- горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу (выбор автомобиля — Volvo или Alfa-Romeo) [28, с. 72].

Создавая свой собственный вариант продукта, каждая фирма приобретает как бы ограниченную монополию. Существует только один производитель  бутербродов Биг Мак, только один производитель зубной пасты Аквафреш, только один издатель журнала Экономическая школа и т.д. Тем не менее, они все сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.

Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов является достаточно высокой. Кривая спроса имеет небольшой отрицательный наклон (в отличие от горизонтальной кривой спроса при совершенной конкуренции) и также характеризуется высокой эластичностью спроса по цене.

Аналогично  совершенной конкуренции, монополистическая  конкуренция характеризуется большим количеством продавцов, так что отдельная фирма занимает небольшую долю отраслевого рынка. Как следствие, монополистически конкурирующая фирма обычно характеризуется как абсолютно, так и относительно малыми размерами [13, с. 51].

Большое количество продавцов: с одной стороны, исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами с целью ограничения объема выпуска и повышения цен; с другой — не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены.

Вхождение в  отрасль обычно не затруднено, что связано с:

- малым эффектом масштаба производства;

- небольшими первоначальными инвестициями;

- небольшим размером уже действующих предприятий.

Вместе с  тем из-за дифференциации продукции  и приверженности потребителей к  фирменной марке вхождение на рынок более сложно, чем при  совершенной конкуренции. Новая  фирма должна не только производить  конкурентоспособную продукцию, но и быть способной привлечь к себе покупателей уже действующих фирм. Это может потребовать дополнительных издержек на:

- усиление дифференциации своей продукции, т.е. обеспечение ей таких качеств, которые отличали бы ее от уже имеющихся на рынке;

- рекламу и стимулирование сбыта.

Жесткая неценовая конкуренция - также характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:

1. Изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию);

2. Производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям);

3. Пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта) [25, с. 101].

Две последних  стратегии относятся к неценовым  формам конкуренции и более активно  используются компаниями. С одной стороны, ценовая конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой — большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.

Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или юристов, парикмахерские и косметические услуги и т.п.). Что касается вещественных благ таких, как различные сорта мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производительниц. Поэтому более правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к олигопольной структуре, а розничный рынок — к монополистической конкуренции.

В условиях монополистической  конкуренции отдельная фирма  имеет дело с убывающей кривой спроса (в отличие от совершенной конкуренции), что объясняется дифференциацией продукции [16, с. 167].

Поскольку каждый товар фирмы обладает отличительными характеристиками, фирма обладает определенным влиянием на рыночные цены. Назначая цены несколько ниже цен конкурентов, фирма может ожидать некоторого роста объема продаж, так как ее товар является хорошим заменителем товаров конкурентов. И наоборот, повышая цену, фирма может столкнуться с сокращением объема продаж, так как ее покупатели перейдут на более дешевые товары.

Кроме того, наличие  большого количества хороших товаров-заменителей делает кривую спроса отдельной фирмы высоко эластичной в соответствующем диапазоне цен.

Степень эластичности по цене определяется степенью дифференциации продукции конкурентов и числом фирм, действующих в отрасли. При  прочих равных условиях, чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем выше эластичность спроса по цене на продукцию отдельной фирмы в соответствующем ценовом диапазоне. (О высокой ценовой эластичности косвенно говорит тот факт, что фирмы-монополистические конкуренты обычно ведут себя так, как если бы они считали, что их кривые спроса высоко эластичны по цене. Они обычно продают свою продукцию по почти одинаковой цене и не допускают значительного по сравнению с конкурентами роста цен.)

Если кривая спроса фирмы является убывающей, то ее кривая предельного дохода не совпадает с кривой спроса и среднего дохода (как в случае совершенной конкуренции), а лежит левее и ниже (рис. 2).

Для упрощения  анализа сделаем предположения:

- фирма-монополистический конкурент действует в краткосрочном периоде, т.е. число фирм в отрасли есть величина постоянная;

-структура ее издержек задана кривыми АТС (средних совокупных), MC (предельных) и ТС (совокупных издержек), представленных на рис. 2;

- фирма производит неизменную продукцию и объем ее издержек на рекламу и стимулирование сбыта также неизменен.

 

Рис. 2. Кривая спроса и предельный доход при совершенной и монополистической конкуренции

 

Какую цену и  какой объем продаж должна выбрать  фирма, чтобы максимизировать свою прибыль? проанализируем два метода:

Первый метод - метод совокупных издержек  совокупного дохода.

Как известно, экономическая  прибыль представляет собой разницу  между совокупными доходами и  совокупными издержками фирмы, или

п = ТR — ТС.

Следовательно, для достижения экономического равновесия монополистический конкурент должен обеспечить такой объем выпуска, при котором совокупный доход максимально превышает совокупные издержки.

Как видно из рисунка 3, в диапазоне выпуска Q1 — Q3 фирма имеет положительную экономическую прибыль, достигающую своего максимума при объеме производства Q2. Геометрически функция ТR максимально превышает функцию ТС при объеме, когда касательная к кривой TR имеет тот же наклон, что и касательная к кривой ТС, т.е. эти касательные параллельны.

Второй метод  – метод предельных издержек - предельного дохода.

Прибыль максимизируется  при таком объеме выпуска, когда предельные издержки равны предельному доходу (MC=MR), а прибыль от последней проданной единицы товара (предельная прибыль) равна нулю (Мп=0).

 

Рис. 3. Условия максимизации прибыли монополистического конкурента

Если МR>МС, т.е. пока каждая дополнительная единица  выпуска увеличивает доход, а  не издержки, прибыль от этой единицы (предельная прибыль) будет положительной, и рост объема выпуска вызовет дополнительное увеличение совокупной прибыли. Если же MR<МС, то предельная прибыль будет отрицательной, и совокупная прибыль будет увеличиваться лишь за счет сокращения объема выпуска.

Как видно из рис. 3, наивысшая цена, которую фирма может взимать с потребителя – Р2 руб. (она определяется кривой спроса на продукцию фирмы). Цены Р1 и Р3 обеспечивают нормальную прибыль предпринимателя и могут рассматриваться как цены безубыточности, а объемы выпуска Q1, Q3 – как объемы безубыточности.

Пример 1. Подсчет  оптимального объема и цены для монополистического конкурента.

Пусть функция  спроса фирмы задана уравнением 
Р=11 100 — 30Q, функция совокупных издержек уравнением ТС=400 000 + 300Q — 30Q2+ Q3. Найти оптимальный объем выпуска и максимизирующую прибыль цену.

Решение:

Мы знаем, что прибыль  максимизируется при объеме выпуска, где МС=МR.

1.Найдем МR.

ТR=РQ=(11100 — 30Q)Q=11100Q — 30Q2,

MR=(TR)'=11100 — 60Q,

2. Найдем МС.

МС=(ТС)'=300 — 60Q + 3Q2.

3. Приравняем МС и МR.

11100 — 60Q=300 —  60Q + 3Q2,

3Q2=10800,

Q=60 (выпуск не может быть отрицательной величиной) — оптимальный объем выпуска.

4. Найдем оптимальную  цену, подставив найденное Q в  функцию спроса.

Р=11100 — 30Q,

P=11100 — 30 (60) = 9300.

5. Совокупная  прибыль в точке оптимума может  быть найдена путем вычитания  ТС при Q=60 из TR при Q=60.

п=32000.

Анализ деятельности фирмы на рынке протекает в  два этапа.

На первом этапе  фирма находит оптимальные для себя объем и цены, соотнося свои предельные издержки и предельные доходы.

На втором этапе  фирма определяет, будет ли она производить свою продукцию в существующих рыночных условиях или более разумно закрыть предприятие. Конечный ответ зависит от того, насколько велик рыночный спрос и сможет ли он покрыть ее переменные издержки. Другими словами фирма сопоставляет рыночные цены и средние совокупные издержки при оптимальном объеме выпуска.

Можно выделить условно следующие варианты развития:

- TR>TC, или P>ATC - фирма получает положительную экономическую прибыль;

- TR=TC, или Р =АТС - фирма получает лишь нормальную прибыль, так называемое безубыточное производство, когда экономическая прибыль равна нулю;

-VC отрицательную экономическую прибыль (убытки) в краткосрочном периоде, но может продолжать свое производство в надежде на изменение рыночных условий;

- VC=TR .

Если спрос  на продукцию фирмы слабый, и совокупный доход не покрывает переменных издержек фирмы, как это видно в последнем случае варианте, то наиболее разумным решением будет остановка предприятия, так как только в этом случае фирма сможет минимизировать свои убытки (убытки будут равняться совокупным постоянным издержкам фирмы).

При монополистической конкуренции невозможно представить рыночные условия отраслевыми кривыми спроса и предложения. Из-за дифференциации продукции товары различных фирм несопоставимы друг с другом. Отсюда вытекает трудность построения оси объема продаж для кривых отрасли. Несколько отличающиеся издержки производства и величина спроса на отдельные товары ведут к тому, что цены у различных фирм также отличаются. Различная цена и большое количество разновидностей одного и того же товара затрудняют определение количества единиц, предлагаемых всеми фирмами или покупаемых всеми потребителями при данной цене.

Таким образом, рынок в данной модели описывается  скорее словами, а не графически. Кривые спроса и предложения используются, главным образом, для описания рыночных условий отдельной фирмы.

Если в краткосрочном  периоде у фирмы может существовать как прибыль, так и убытки, то в долгосрочном периоде ситуация меняется. Достаточно свободный вход и выход фирм на рынке, подобно тому, как это происходит на рынке совершенной конкуренции, порождает тенденцию к усреднению получаемой фирмами прибыли на уровне нормальной прибыли.

Процесс корректировки  прибыли на рынке монополистической  конкуренции аналогичен тому же процессу при совершенной конкуренции. Если отрасль в краткосрочном периоде будет прибыльной, т.е. прибыль выше нормальной, то в условиях низких барьеров для входа на рынок новые фирмы постараются начать производство в данной отрасли.

Если допустить, что рыночный спрос на продукцию  отрасли останется неизменным, то появление новых фирм в отрасли  и усиление конкуренции между  ними сместит кривую спроса на продукцию отдельной фирмы влево, эластичность спроса увеличится. В результате возможности для зарабатывания экономической прибыли существенно сократятся.

Если фирмы  отрасли не получают в краткосрочном  периоде нормальной прибыли, то наименее эффективные предприятия скорее всего начнут покидать отрасль. Оставшиеся фирмы постараются снизить свои издержки, стимулировать спрос, повысить эффективность своего производства. Кривые индивидуального спроса сместятся вправо, их эластичность из-за снижения числа товаров-заменителей понизится. В результате оставшиеся фирмы отрасли смогут зарабатывать хотя бы нормальную прибыль.

Информация о работе Монополистическая конкуренция как тип рыночных структур