Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить монополистическую конкуренции как тип рыночных структур. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие конкуренции и основные модели рынка;
2. Проанализировать основные характеристики монополистической конкуренции;
3. Провести сравнительный анализ совершенной конкуренции и монополистической конкуренции;
4. Рассмотреть особенности монополизма в Российской Федерации, государственное регулирование монополии и антимонопольную политику.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие конкуренции. Основные модели рынка……………………….5
2. Основные характеристики монополистической конкуренции………10
3.Сравнительный анализ монополистической конкуренции и совершенной конкуренции …………………………………………………………….22
4.Особенности монополизма в Российской Федерации. Государственное регулирование монополии и антимонопольная политика государства………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….38
Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики (например, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг») [13, с. 60].
По причине
низкой эффективности и
Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер — идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.
Наблюдается переход
проблемы конкуренции из чисто экономической
категории в политическую область,
что свидетельствует о необходи
Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий[13, с.58].
Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.
Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
- прямое регулирование цен;
- налогообложение;
- регулирование естественных монополий.
Рассмотрим
эти направления более
1.Прямое регулирование цен
Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.
Рис. 4. Установление максимально допустимых цен
На рис. 4 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.
Если монополист
соблюдает введенное
По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.
MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),
MR= P+Q(dP/dQ).
Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.
Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.
Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 5).
Рис. 5. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен
Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`
Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.
2.Налогообложение
Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:
- потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и
- паушального, взимаемого независимо от объема выпуска.
Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле
п=TR-(TC+tQ),
а условие максимизации прибыли принимает вид
(п)`=0,
dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ,
MR=MC+t,
где t — ставка потоварного налога.
Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис.6
Рис. 6. Установление потоварного налога на монополию
Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.
Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2 . Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).
Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.
Группа паушальных налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.
В этом случае прибыль монополиста составит
п=TR-TC-g,
где g — ставка паушального налога за период времени (=const).
Условие максимизации прибыли записывается как
(п)`=0,
(TR)`=(TC)`,
MR=MC.
Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.
3. Налог на прибыль
Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.
Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:
max(пN )=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-
(пN )`=(100-t)(MR-MC)=0.
Если ставка
налога меньше 100%, т.е. t<100, то
(100-t)>0 и, следовательно, условие будет
выполняться только при равенстве предельных
издержек предельному доходу, MC=MR. Это
и означает, что при налогообложении
прибыли монополиста оптимальный объем
и оптимальная цена остаются прежними.
Вся тяжесть налогообложения падает на
продавца. Это выгодно отличает этот вид
налога от потоварных налогов и считается
эффективным средством контроля за деятельностью
монополий.
Таким образом, государственная политика в области конкуренции обычно направлена на интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ; поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле; создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы. Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.
Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм. Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют прямое регулирование цен, налогообложение, регулирование естественных монополий.
Монополистическая структура экономики России складывается под воздействием следующих факторов: наличие административно-командной системы управления; устойчивый и массовый дефицит; концентрация и специализация производства.
Заключение
В результате изучения вопроса: «Монополистическая конкуренция как тип рыночных структур» пришли к выводам:
1. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции. Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства. Различают следующие модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
2. Структуру рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители принято называть монополистической конкуренцией - монополистической в том смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренцией - поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары. Основные черты монополистической конкуренции: дифференциация продукции; большое количество продавцов; относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли; жесткая неценовая конкуренция. Дифференциация продукции - ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями. Дифференциация товаров может быть основана на физических характеристиках товара, месторасположении, «мнимых» различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.
3. Сравнительный анализ дает основания утверждать, что рынок совершенной конкуренции и монополистической конкуренции являются диаметрально противоположными структурами.
4. Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ; поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле; создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы. Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.
Антимонопольная политика – это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм. Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют прямое регулирование цен, налогообложение, регулирование естественных монополий.
Монополистическая структура экономики России складывается под воздействием следующих факторов: наличие административно-командной системы управления; устойчивый и массовый дефицит; концентрация и специализация производства.
Список литературы
Информация о работе Монополистическая конкуренция как тип рыночных структур