Монополия и олигополия в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:11, реферат

Краткое описание

Рынок представляет способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, межличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.
В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Монополия и олигополия в рыночной экономике.docx

— 36.88 Кб (Скачать файл)

Естественные барьеры  возникают по сугубо объективным  причинам. И соответственно такие  монополии называются естественными, поскольку порождающие их барьеры  естественны, т.е. закономерно присущи  определенному рынку.

Естественная монополия  представляет собой отрасль, в которой  производство товара или оказание услуг  сосредоточиваются в одной фирме  в силу объективных (природных или  технических) причин, и это выгодно  обществу.

В зависимости от вида естественной монополии существуют следующие  виды естественных барьеров:

барьер возведен самой природой -- например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это полезное ископаемое. В таком случае у других лиц нет прав на использование данного месторождения, так как закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (но следует учитывать, что данное обстоятельство не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста);

возникновение монополий продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Экономические барьеры возникают  посредством возведения их самими фирмами-монополистами  или являются следствием неблагоприятной  общеэкономической ситуации в стране.

В качестве барьеров для входа  в отрасль также могут служить:

собственность на все предложения производственного ресурса -- монополия может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара;

уникальные способности и знания -- данные барьеры устанавливаются, например, певцами, художниками, спортсменами, так как только они обладают монополией на использование своих услуг.

5. Олигополия

Олигополия (от греч. oiigos -- немногий, poieo -- продаю) представляет господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке.

В США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие  на рынке до 60% всей продукции.

Олигополии нередко различными путями (посредством «лидерства в  ценах», тайного «джентльменского соглашения») обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают, по крайней  мере, выгодные им цены. В силу этого  в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос -- неценовая  конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и  надежности изделий, более эффективных  методов сбыта, расширения видов  предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что  сейчас усилилось воздействие научных  достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также  возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

Олигополию можно также  охарактеризовать как ситуацию на рынке, когда на нем находятся несколько  крупных продавцов (больше, чем в  монополии) во главе с ценовым  лидером.

При олигополии ценовой лидер  осуществляет самые дешевые продажи  и контролирует самую большую  часть рынка. Товар детализирован  по сортам, группам и т.д. Данное обстоятельство проявляется в необходимости  завоевания определенной -- «своей" -- доли рынка.

Классический пример олигополии -- большая тройка: GM, Ford, Crysler.

6. Ценовая дискриминация

рынок монополия олигополия конкуренция

В условиях совершенной конкуренции  власть монополиста над ценой  тесно связана с эластичностью  спроса. При прочих равных условиях, чем меньше эластичность спроса покупателей, тем больше у фирмы-монополиста  возможностей для установления высоких  цен.

В связи с этим может  возникнуть ситуация, когда фирме  выгодно разделить свой рынок, т.е. продавать один и тот же товар  разным группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках  производства. Подобная практика продажи  называется ценовой дискриминацией.

В данном случае термин «дискриминация»  означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение».

При понижении цены возникает  возможность привлечь новых покупателей, которые в противном случае просто не купят продукцию по высоким  ценам. Но провести это снижение цен  нужно так, чтобы состоятельные  покупатели по-прежнему покупали продукцию  по высоким ценам (и даже более  высоким, чем до дискриминации), не «перебежав»  на более дешевый рынок.

Фирма увеличит свою прибыль, если разделит рынок примерно следующим  образом:

более богатым покупателям предложит продукцию выше цены монопольного равновесия;

более бедным предложит продукцию ниже цены монопольного равновесия.

Самая сложная проблема ценовой  дискриминации заключается в  том, что монополисту предстоит  надежно отделить «дешевый» рынок  от «дорогого». Если монополисту не удастся этого сделать, то в таком  случае идея максимизации прибыли не сможет быть реализована. Данное обстоятельство объясняется тем, что потребители  «дешевого» рынка купят на нем  продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом» рынке. Рынок несовершенной  конкуренции по сути предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Таким образом, общество понесет  определенные потери в связи с  монополизацией хозяйственной жизни. Если преступить некую степень контроля над ценой, это обернется разрушением  и уничтожением богатства общества и в конечном счете приведет к  стагнации, застою и т.п.

Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов  представляют собой опасные проявления монополизации.

 

 


Информация о работе Монополия и олигополия в рыночной экономике