Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:30, курсовая работа
Абсолютная, или чистая, монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара.
Абсолютная монополия обладает своими характерными чертами, которые делают ее непохожей на другие рыночные структуры такие, как совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция или олигополия.
Решение данной проблемы потребовало преобразования существовавшей организационной структуры в государственной и кооперативной торговле, придания прав самостоятельного юридического лица хозяйственным единицам, ранее входившим в состав предприятий (торгов, трестов, объединений общественного питания), пересмотра функций государственных органов регулирования.[17, с. 98]
В результате произошло существенное изменение структуры торговли. К 2003 г. в республике уже насчитывалось 31,1 тыс. (в 2004 г. - 32,8 тыс.) предприятий розничной торговли. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, обеспечивали только 18,4 % розничного товарооборота (в 2004 г. — 18,4 %), иностранные предприятия — 1,9 % (в 2004 г. - 1,8 %), тогда как на долю частного сектора приходилось 79,8 % (в 2004 г. — 81,2 %) розничного товарооборота по стране.
На данный момент розничная торговля в крупных городах Республики Беларусь является деконцентрированной отраслью с преобладанием мелких неассоциированных фирм. Такая структура рынка классифицируется как конкурентная, отсутствуют предприятия-олигополисты, в сельских районах имеет место локальный монополизм отдельных продавцов.[12, с. 73]
Вместе с тем для развитых стран характерна двухуровневая система розничной торговли. В крупных городах действуют атомарные рыночные структуры или ослабленные олигополии, представленные сетью магазинов крупных фирм. Для сравнения, в США в 1982 г. более миллиона самостоятельных розничных фирм осуществляли около 47 % розничных продаж. Сети магазинов со 101 и более предприятиями аккумулировали более 29 % продаж, показывая интенсивный рост по сравнению с 1954 г., когда на их долю приходилось только 13 % и 1967 г. (19 % продаж). В розничной торговле продовольствием в развитых странах олигополия преобладает и на локальных рынках. Исключением является Япония, где существуют законодательные ограничения для крупных сбытовиков открывать магазины, что отрицательно сказывается на развитии отрасли в целом [7, с. 42].
Основным преимуществом рынков с конкурентной олигополией, не получившей развития в республике, является стабильность и высокое качество предоставляемых услуг, максимальная информационная "прозрачность" для потребителя и существование постоянной и устойчивой ''обратной связи", что заставляет фирмы заботиться о своей репутации и качестве обслуживания. Кроме того, крупные розничные предприятия выступают в качестве квалифицированного покупателя, ориентируя промышленность на высокие стандарты производства. Неразвитость крупных торговых структур приводит к тому, что белорусские производители не испытывают давления ни со стороны покупателей, ни со стороны конкурентов и утрачивают позиции на внутреннем рынке в пользу российских производителей более качественной, хотя и более дорогой продукции. Таким образом, в настоящее время в республике не используются преимущества, которые обеспечиваются крупными торговыми посредниками.
Несмотря на недостатки существующей структуры торговли, результаты, полученные в процессе демонополизации розничной торговли республики, наглядно свидетельствуют о преимуществах конкурентной организации отрасли: ликвидирован дефицит товаров, многократно увеличился ассортимент, предложение ориентируется на удовлетворение дифференцированных потребностей населения. В перспективе с ростом численности среднего класса следует стимулировать развитие крупных торговых структур олигополистического типа, сориентированных на удовлетворение стандартных потребностей, и параллельно развивать малый бизнес, создающий условия для конкуренции на специализированных сегментах рынка.
Таким образом, в целом уровень концентрации в Беларуси можно трактовать как весьма высокий, доминирующие предприятия располагают существенной рыночной, властью, обеспечивающей стабильное положение в отрасли. Механизмы реализации монопольных преимуществ носят нерыночный характер. В результате функционирование экономики республики не отвечает критериям эффективности: не обеспечивается рациональное использование ресурсов; предприятия не в состоянии обеспечить выпуск и реализацию качественной продукции, соответствующей запросам потребителей; снижается конкурентоспособность отечественной продукции; не работает механизм перераспределения доходов в пользу эффективно функционирующих предприятий (банкротство). Существующее государственное регулирование цен препятствует формированию рациональных ценовых пропорций на основе конкурентного механизма. Недостаточный уровень прибыли приводит к неплатежеспособности многих предприятий и резкому сокращению инвестиций, объем которых недостаточен не только для внедрения передовых технологий, но и не обеспечивает простое воспроизводство.
Развитие конкурентных отношений происходит неравномерно в различных секторах экономики. Существующий дисбаланс объясняется не очередностью реализации экономических реформ, а их непоследовательностью и слабостью антимонопольных органов.
Параллельно со структурными преобразованиями должно происходить изменение поведения хозяйствующих субъектов, соответствующее деятельности в условиях добросовестной конкуренции. В республике такая ориентация возможна в условиях потенциальной конкуренции.[13, с. 85]