Муниципальное управление социальной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:17, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.

Содержание

Введение 3
1 Основы муниципального управления социальной сферой 5
1.1 Понятие и сущность муниципального управления социальной сферой 5
1.2 Формы и методы муниципального управления в социальной сфере 6
1.3. Основные направления муниципальной политики в социальной сфере 9
2 Общая характеристика состояния муниципальной политики в социальной сфере 11
Контрольные вопросы 27
Тестовые задания 29
3 Эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления 31
Заключение 34
Список используемой литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

МОЁ Рассчетное ГМУ.docx

— 140.59 Кб (Скачать файл)

Муниципальная политика в  области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и  переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации  комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельных  уязвимых групп населения и граждан  в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной  политики в области социальной поддержки  населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам  населения и отдельным гражданам.

Основными критериями оказания социальной поддержки отдельным  категориям граждан на муниципальном  уровне являются: 1) низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного  законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается  в социальной поддержке. Нормативное  значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете  на одного члена семьи (или одиноко  проживающего гражданина) для данного  периода развития общества; 2) нетрудоспособность, следствием которой является невозможность  самообслуживания; 3) утрата жилища и  имущества [8].

Категории граждан, нуждающихся  в социальной поддержке:

  • Нетрудоспособные: пенсионеры, дети, инвалиды, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов и т.д.);
  • Малоимущие;
  • Попавшие в экстремальные ситуации: (безработные, беженцы и переселенцы, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).

Для каждой из перечисленных  категорий государством разрабатываются  специфические программы социальной защиты, а на местном уровне —  программы социальной поддержки.

Для реализации муниципальной  политики в сфере социальной поддержки  населения в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в  структуре местных администраций  — органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты (рисунок 4).

Рисунок 4 – Субъекты социальной поддержки населения в муниципальном образовании

Социальное обслуживание осуществляется учреждениями социального обслуживания бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых региональными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», учреждения социального обслуживания – как муниципальные, так и иные – пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством о налогообложении.

Финансирование муниципального сектора системы социального  обслуживания осуществляется за счет субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ, направленных в муниципальный  бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных  государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

В современном законодательстве наблюдается тенденция к передаче исполнения функций социального  обслуживания с муниципального уровня на уровень субъектов РФ. Последствия  этого неоднозначны. С одной стороны, передача функций социального обслуживания субъектам РФ делает эту систему  менее зависимой от конкретной ситуации в каждом муниципальном образовании. С другой стороны, сокращается активность местных сообществ в решении  социальных проблем, снижается эффективность  реагирования на разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных граждан в области  социальной защиты [2].

Сфера образования.

Образовательный уровень  населения — одна из важнейших  характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность  и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного  времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование  являются в большинстве муниципальных  образований самой крупной статьей  расходов местных бюджетов.

Муниципальная политика в  сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах: гуманистический  характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступность  образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях; свобода  и плюрализм в образовании.

В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12-летнему  среднему образованию, введение единого  стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных  экзаменов поступать в любой  вуз в случае набора нужного числа  баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую систему образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т. д.). Интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы. Но параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях (от детских садов до университетов). Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении [8].

В соответствии с Федеральным  законом «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) к  полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских  округов относятся: организация  предоставления общедоступного и бесплатного  школьного образования по основным образовательным программам, за исключением  финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям  субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям  и бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обязательному обучению по программам основного общего образования; опека и попечительство.

Деятельность муниципальных  образовательных учреждений разных видов регулируется типовыми положениями, утвержденными Правительством РФ, и  разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования  являются местные органы управления образованием

На практике органы управления образованием в муниципалитетах  могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования  в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица.

Реализация муниципальной  политики в сфере образования  и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих  муниципальных органов. В настоящее  время структура этих органов  не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости  от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы  управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых  специалистов [2].

Сфера культуры и досуга.

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной  социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения  на муниципальной территории.

Культура — это исторически  сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. В свою очередь, культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в  прошлом, а также памятники и  историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую  цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.

До сих пор остро  стоит проблема приватизации в сфере  культуры. Также существует реальная необходимость в разработке механизма  использования нормативов бюджетного финансирования для объектов культуры областного значения. К наиболее сложным  и наименее разработанным проблемам  следует отнести динамику управления учреждениями культуры в условиях ее реформирования в дотационных регионах. Отсутствуют методики нормативно-бюджетного финансирования отрасли.

К отрасли культуры относятся  разнообразные организации и  виды деятельности, такие как: культурно-просветительская деятельность, библиотечное дело, музейное дело, театрально-концертная деятельность, кино-, видеопроизводство, цирковая деятельность, изобразительные искусства,  декоративно-прикладное искусство, содержание и реставрация  памятников истории и культуры, историко-архивная деятельность, радио и телевидение, краеведение.

Муниципальная политика в  сфере культуры строится на основе общих принципов государственной  политики. Федеральный закон 2003 г. относит  к вопросам местного значения поселений  и городских округов создание условий для обеспечения жителей  услугами организаций культуры, организацию  библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения.

Также на органы муниципального образования возлагаются обязанности  по организации сферы досуга. Система  предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, оказывают прямое влияние  на его профессиональную деятельность и, как следствие, на экономическую  стабильность общества.

К объектам досуга на территории муниципального образования относятся  городские леса и парки, иные рекреационные  объекты, иные развлекательные сооружения. Федеральный закон 2003г. относит к  вопросам местного значения поселений  и городских округов создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей, организацию обустройства мест массового отдыха. Забота о содержании этих объектов, как правило, возлагается на муниципальные органы культуры, финансируется через них. К достижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существует термин «культурно-досуговая» сфера [8].

Физическая культура и  спорт.

Развитие физической культуры и спорта служит важным фактором укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности  жизни. Федеральный закон 2003г. относит  к вопросам местного значения поселений  и городских округов обеспечение  условий для развития массовой физической культуры и спорта на соответствующих  территориях [1].

Физическая культура и  спорт — это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как населения  в целом, так и каждого отдельного человека, деятельности, оказывающей  оздоровительное воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие  на общественное развитие человечества.

Учет сложившихся в  настоящее время социальных, экономических  и политических условий указывает  на то, что в обществе назрела  острая социальная потребность в  развитии массового физкультурного движения как средства оздоровления населения, привлечения его к  здоровому образу жизни.

Сфера физической культуры и спорта делится на две большие  части: профессиональный спорт (спорт  высших достижений) и массовая физическая культура и спорт. Профессиональным спортом занимаются федеральные  и региональные органы государственной  власти, массовой физической культурой  и спортом — органы местного самоуправления. Регулирование развития физической культуры и спорта в муниципальных  образованиях включает:

  • Финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта;
  • Содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, находящихся в собственности муниципального образования;
  • Создание условий для развития физической культуры и спорта в сельской местности (как особая проблема);
  • Поддержка международных связей физкультурно-спортивных организаций;
  • Оказание адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивным организациям;
  • Поощрение благотворительности в сфере физкультуры и спорта;
  • Поддержка физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций и сооружений и укрепление их материально-технической базы;
  • Льготы спортсменам, работникам, налогоплательщикам, вкладывающим средства в развитие физической культуры и спорта.

Источниками финансирования развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне являются средства местного бюджета, физкультурно-спортивных организаций, в том числе общественных физкультурно-оздоровительных объединений, а также от продажи билетов  спортивных лотерей и другие поступления. При этом поступление средств  из внебюджетных источников не может  служить основанием для сокращения бюджетных отчислений на развитие физической культуры и спорта.

Информация о работе Муниципальное управление социальной сферой