Налоговая система и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система – совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Различают следующие элементы налоговой системы: совокупность налогов, принципы построения налоговой системы, способы уплаты и методы формирования налогов, порядок изменения и отмены налогов, формы осуществления налогового контроля

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1 Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики…..4
2 Проблемы развития системы налогообложения в России…………...15
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.64 Кб (Скачать файл)

Наиболее актуальные направления  налоговой реформы следующие:

1. Комплексность проведения реформы налоговой системы: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого необходимо принять два политических решения: - существенно уменьшить налоговую нагрузку, путем снижения налоговых ставок и в первую очередь для товаропроизводителей и одновременно обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.

2. Повышение уровня справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, а также отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключение из самих механизмов применение налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание.

3. Упрощение налоговой системы путем установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты налогов и сборов.

4. Обеспечение стабильности налоговой системы, а также предсказуемости объемов платежей для налогоплательщиков на длительный период. Должно быть установлено на федеральном уровне перечень региональных и местных налогов и сборов, а также их ставок. Также необходимо сохранить льготы, связанные с решением задач структурной перестройки экономики и стимулирования инвестиций.

5. Изменение структуры налогов за счет постепенного отказа от тех, которые дополнительно облагают прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.

6. Совершенствование системы налоговых ставок, определяющих сумму налогового изъятия. Это относится к налогу на прибыль. Можно ввести его регрессивные ставки, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка снижается. При таком методе компании будут заинтересованы не в уменьшении (сокрытии) налогооблагаемой базы, а в том, чтобы показать её в полном объеме, т.к. чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставки налога, поэтому бюджетные поступления не сократятся.

7. Снижение ставок НДС, акцент на налогах удерживаемых при выплате доходов, а также замена налога на чистую прибыль налогом на выводимые из предприятия доходы. К их числу относятся дивиденды, любые другие выплаты в пользу пайщиков (акционеров), включая перераспределение ссуд и кредитов; возвраты капитала в любых форма и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, субсидии, опционы высшим руководителям компаний.

8.   Установление в качестве базы Пенсионного фонда налога с оборота.

9. Переход от налогообложения факторов производства к обложению природных ресурсов.

10. Отказ от налогообложения малого бизнеса. Это распространяется на настоящие малые предприятия.

Поэтому наиболее перспективным  для решения проблем в системе  налогообложения будет применение разновекторной модели налоговой системы, предполагающая резкое сокращение количества неэффективных налогов, а также  замену налога на прибыль налогом  на расходы. То есть государство должно переходить  к обложению налогам отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств и т. п.  Важную роль здесь должны играть налоги на различные виды имущества, на вмененный доход, на экспортно-импортные операции.

Это предполагает перейти  от принципа «больше произвел –  больше заплатил» к принципу»  больше платит налогов тот, кто больше потребляет и имеет». Это позволит придать налоговой системе разновекторный характер, когда искусственная минимизация  одного налога вызовет рост другого  или нескольких налогов. Противоположная  направленность налогов – одно из важнейших отличий от действующей  системы. Например, в последней, НДС  и налог на прибыль являются одновекторными налогами. По сути, обложению подвергается один и тот же объект, а именно выручка от предпринимательской  деятельности, а иная модель налоговой  системы решает эту проблему в  силу разновекторности применяемых  налогов. Так минимизация налога на добавленную стоимость в виде предъявления завышенных налоговых  вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) приведет к увеличению налога на расходы. Разновекторность налогов  можно считать своеобразным встроенным компенсатором потерь налоговых  поступлений в результате нелегитимных действий налогоплательщиков. В разновекторной модели законодательное или административное изменение базы налогообложения по одному налогу не приводит к аналогичному изменению в налогооблагаемой базе иных налогов. Но если налогоплательщик пытается уклониться от уплаты одного из налогов, тогда их разнонаправленность компенсирует соответствующие потери. Учитывая преимущества разновекторности налогообложения, целесообразно отменить все малоэффективные налоги, заменить налог на прибыль  налогом на расходы, снизить ставки налога на добавленную стоимость. Лишь пять налогов (НДС, налог на расходы, налог на имущество организаций, единый социальный налог и налог на доходы физических лиц) будут взиматься на постоянной основе, а остальные – в зависимости от характера предпринимательской деятельности (например, при производстве подакцизных товаров, ведении предпринимательской деятельности в сфере добычи полезных ископаемых, наличии источников загрязнения, пользовании объектами животного мира и водными биоресурсами и т.д.).Из всего этого видно, что имеются лишь два направления действий в налоговой сфере, между которыми предстоит сделать выбор государству. Одно из них – наращивание контрольного аппарата, другое – радикальное реформирование налоговой системы, с тем, чтобы имеющихся возможностей контроля было достаточно для обеспечения сборов налогов. В первом направлении правительство предлагает налоговую реформу, т.е. снижение налоговых ставок с введением дополнительных контрольных процедур. Теоретически такое решение возможно: меньшая тяжесть налогов при более жестком контроле смещает баланс интересов налогоплательщиков в пользу легального бизнеса. Однако даже мощный и дорогостоящий налоговый аппарат развитых стран не обеспечивает полного контроля за ситуацией в сфере уплаты налогов. Другое направление учитывает отечественный и зарубежный исторический опыт. Оно связано с введением налогов легко контролируемых, основанных не на собственной отчетности плательщиков, а наличии не скрываемых от обнаружения ценных объектов, свидетельствующих о реальных доходах. Подобные налоги и сборы способны обеспечить практически сто процентную собираемость при минимальной потребности в налоговом контроле. Важно то, что агенты теневой экономики не смогут избежать уплаты предлагаемых налогов, поскольку облагаемые объекты легко обнаруживаются, а отчетность о доходах не требуется. В результате для предпринимателей, занятых нормальным, а не криминальным бизнесом, сокрытие доходов становится бессмысленными. Соответственно исчезают налоговые препятствия для капиталовложений, создаются предпосылки для возвращения теневых капиталов в страну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Понятие "налоговая система" является базовым при определении  практически всех аспектов налогообложения  суверенного государства. Однако, несмотря на широкое применение этого термина  в специальной литературе и на закрепление его в нормативных  актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие  до сих пор не приобрело единого  значения. Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Общепринятыми являются два основных направления налогового регулирования. Первое заключается в централизации посредством налогов финансовых ресурсов государства и их использовании для целей развития общественного производства.

Второе направление налогового регулирования заключается в  разработке государством системы мер, оказывающих влияние на интересы отдельных хозяйствующих субъектов  в отношении их экстенсивного  и интенсивного развития. Такое направление  налогового воздействия государства  на производство реализуется посредством  контроля за объемом налоговых изъятий  как за счет самой нормы налогового изъятия, так и за счет предоставления налоговых льгот.

В последнее время в  юридической литературе наряду с  правовыми уделяется достаточно большое внимание экономическим  аспектам построения налоговой системы.

Некоторые ученые выходят  за рамки рассмотрения налоговой  системы как правового и (или) экономического феномена, рассматривая ее в концептуальном плане как  организационно-правовую форму, имеющую  основные, дополнительные и факультативные элементы, которые характеризуют  данное образование также с позиций  других, отличных от экономики и  права, наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Косолапов, А. И. Налоги и налогообложение: учеб. пос.  / А.И. Косолапов.  –М.: Юрайт-М, 2008.

2. Перов, А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пос.  / А.В. Перов.  –М.: ЗАО изд-во «Экономика», 2007.

3. Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение: учеб. пос. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Д.Г. Черник и др.] ; под ред. Д.Г. Черника. – М.: НОРМА, 2008.- гл.19.

4. Романовский, М.В. Налоги и налогообложение: учеб.пос. / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт., 2009.

5.Врублевская, О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / О.В. Врублевская, М.В. Романовский. – М.: Юрайт-Издат., 2008.

6. Майбуров, И.А. Налоги и налогообложение.  учеб. / под. ред.   И.А.Майбурова. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2010.

7. Брызгалина, А.В. Налоги и налоговое право: учеб. / под ред.: А.В. Брызгалина. - М.: НОРМА,2009.

8. Павлова, Л.П. Федеральные налоги и сборы с организаций / под ред.:  Л.П.Павловой,Л.И.Гончаренко. – М.: Юрайт-Издат., 2010.

9. Березин, М.Ю. Региональные и местные налоги. Правовые проблемы и экономические ориентиры: учеб.пос. / М.Ю. Березин. – М.: ИНФРА-М,2009.

10. Гаврилова, H.A. О транспортном налоге и налоге на имущество организаций: учеб.пос. / Н.А. Гаврилова. – М.: Юрайт., 2010.

11. Гончаренко, Л.Н. Налоги с физических лиц: учеб.  / под. ред. Л.Н. Гончаренко. - М.: Форум; ИНФРА-М, 2006.

12. Тарасова, В.Ф. Налоги и налогообложение : учеб. / В.Ф.Тарасова, М.В.Владыка,Т.В.Сапрыкина, Л.Н.Семыкина ; под общ.ред. В.Ф. Тарасовой. – М.: КНОРУС,2012.

13.  Акжигитова, А.Н. Налоги и налоговое планирование: учеб. пос. /  А.Н.Акжигитова. – М.: КНОРУС, 2008.

 


Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России