Научное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 03:17, курсовая работа

Краткое описание

Обратимся к научному производству как важнейшей составляющей сферы духовного производства, продукт которой можно выразить с большей или меньшей достоверностью в стоимостной форме. Научное производство стало самостоятельным, обособленным процессом общественного производства и неотъемлемым элементом процесса общественного воспроизводства. Это область интеллектуальной деятельности, в которой также происходит взаимодействие факторов производства с целью получения специфического продукта, выступающего в идеальной, нематериально-вещественной форме, — это идея, принцип, способ, метод.

Вложенные файлы: 1 файл

Текст курсача.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Этот процесс находит  свое выражение в создании новой и совершенствовании действующей техникии технологии; росте механизации и автоматизации производства; создании и использовании новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоении новой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повышении ее качества; научной организации труда и управления производством; росте квалификационного и образовательного уровня занятых в народном хозяйстве, изменении квалификационной и отраслевой структуры производства и занятости и т. д.

Основу НТП составляют научные знания – фундаментальные и прикладные исследования и разработки,направленные на познание законов природы и общества и лежащие в основе создания новойи совершенствования уже применяемой техники. Нынешний этап НТП получил название научно-технической революции (НТР). Ее отличительными особенностями являются следующие:

1) НТР базируется на качественно новом уровне развития науки. В ее основе лежат фундаментальные открытия современного естествознания, связанные с физикой, химией, биологией, кибернетикой, космологией, которые открывают новые горизонты в познании материи и форм ее движения, они определяют развитие атомной энергетики, лазерной техники, микробиологии и кибернетическогоуправления;

2) превращение науки в непосредственную производительную силу, а самого материального производства –в техническое применение научных достижений. В период НТР резко сократился срок реализации научных достижений, а само производство стало непосредственно опираться на достижения науки. НТР активновнедряется в техническую, экономическую и социальную жизнь общества;

3) коренным образом изменилась роль техники. Она стала вторгаться в сферу умственной деятельности человека. Символом НТР стали кибернетические электронные машины, освобождающие производствоот ограничений, порождаемых идеологическими и физиологическими способностями человека.Они позволяют ряд мыслительно-логических функций переложить на машину.

НТР как революция  вообще характеризуется коренными изменениями, скачкообразными переходамиот одного качественного состояния к другому. НТР свойственно и поступательное развитие, т. е. любое изменение к лучшему, передовому, более совершенному. Таким образом, НТП по содержанию протекающих процессов следует трактовать как более широкое понятие, чем НТР. Он включает и эволюционные,и революционные преобразования в технике.

НТП является основой  интенсификации производства. Он оказывает определяющее воздействие на всефакторы развития экономики, позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы, добиваться выпуска продукции высокого качества.

Прогресс науки и техники обеспечивает решение такой важнейшей социально-экономической задачи, как облегчение труда, облегчение его творческим содержанием.

Реальная экономия труда  определяется использованием в общественном производстве научно-технических достижений, воплощающихся в новых средствах производства, новых формах соединения личныхи вещественных его факторов.

Ускоренное развитие общественного производства определяется тем, что:

1) темпы развития техники превышают темпы роста производства;

2) развитие науки опережает развитие техники.

Развитие науки должно существенно превышать темпы  роста всего народного хозяйства в целом.Это обусловлено тем, что:

1) эффективность общественного производства непосредственно зависит от научно-технического прогресса,а научно-технический прогресс в первую очередь – от развития науки;

2) динамика производительности труда, совокупного общественного продукта все в большей степени зависитот воздействия науки на производство через новую технику, технологию организации производства;

3) расширенное воспроизводство в современных условиях обеспечивается только при условии, если наука опережает развитие техники, а техника развивается с опережением развития всего производства в целом.

Однако новые знания, научные идеи и открытия сами по себе не обеспечивают роста производительных сил, даже если они воплощены в созданных и освоенных нововведениях.

Реальная экономия общественного труда и повышение эффективности производства возникают лишьв процессе использования новых средств и предметов труда, технологических и энергетических процессов, новых форм организации и управления производством.

Вклад науки и техники в возрастание национального дохода зависит от того, насколько удалось овладеть циклом «наука – техника – производство – сбыт». Наука должна стать непосредственной производительной силой общества.

Превращение науки в непосредственную производительную силу означает:

1) ориентацию науки на потребности общества и условия воспроизводства, обеспечение взаимовлияния науки и производства;

2) овеществление научных выводов в средствах труда и технологических процессах, изданиях, а такжегарантию высокоэффективного функционирования материально-технического бизнеса;

3) обеспечение трудящихся требуемыми знаниями;

4) осуществление руководства производством на научной основе.

Превращение науки в непосредственную производительную силу осуществляется на основе взаимосвязей,с одной стороны, между научным трудом и трудом по практическому применению науки в производстве и,с другой – между трудом в материальном производстве и трудом, осуществляющим применение науки.

Однако в годы, предшествующие перестройке, наметилась тенденция замедления темпов НТП. В настоящеевремя технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления, повышенных расходов на экологическуюзащиту. Все это выражается в увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

Начиная перестройку, руководство  страны брало курс на ускорение НТП, с тем чтобы повысить эффективность производства за счет перехода к интенсивным факторам экономического развития. Однакоиз-за опаздывания с радикальными изменениями экономической системы, механизма ее функционирования,слабости организации производства проблемы НТП решить не удалось. По мере усугубления ситуации они занимали все меньше места в программе реформ. Это объясняется разнообразием и противоречивостьюусловий, влияющих на развитие науки и техники в рамках общего процесса воспроизводства (рисковый характер научно-технической деятельности, несовпадение интересов изготовителей и потребителей,неизбежность повышения издержек на стадии освоения нововведений и т. д.).

Развитие различных  форм собственности, особенно частной, свобода предпринимательства и конкуренцииограничивают вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятия, а новые методы воздействия на ускорение НТП не найдены, что выразилось в снижении интеллектуального потенциала. Поиск современной модели научно-технической политики, соответствующей реалиям нынешнего этапа перехода к рыночной экономике, предполагает глубокое понимание происходящих процессов во всейих полноте и сложности. Большое значение в связи с этим приобретает методически обоснованнаяи достоверная статистическая информация, всесторонне отражающая тенденции динамики научного потенциала. Умелое использование подобной информации, владение терминологией и показателями,приемами анализа становятся необходимыми для эффективного управления процессами научно-технического развития на всех его уровнях. Основными элементами организационной структуры российской науки являются самостоятельные организации, выполняющие исследования и разработки, а такжесоответствующие подразделения высших учебных заведений, промышленных предприятий, организаций других отраслей экономики. К началу 2002 г. в России насчитывалось 4134 научных организаций. В целом за 1990 г. их число уменьшилось на 12,7%, прежде всего за счет резкого сокращения конструкторскихи проектных организаций, выполняющих исследования и разработки (табл. 1).

В соответствии с классификацией, принятой в развитых индустриальных странах, в структуре научного потенциала России выделяются четыре основных сектора: государственный, предпринимательский, высшего образования и частный бесприбыльный.

Тенденции динамики научного потенциала России с начала 1990-х г г. характеризуются резким падением его основных показателей, что, однако, сопровождается определенными структурными сдвигами, отвечающими условиям рыночной экономики.

Расходы на исследования и разработки за 1990–2001 г г. сократились почти в 3 раза в постоянных ценах.В итоге в 2001 г. составили около 33% от уровня 1989 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Научно-технический прогресс и научное производство

4.1. Технический, научно-технический прогресс и научно-техническая революция

Необходимо различать  технический прогресс, научно-технический прогресс и научно-техническую революцию. Технический прогресс (ТП) олицетворяет собой первоначальную стадию развития производительных сил, которая базируется исключительно на эмпирической деятельности в области совершенствования орудий труда.

Научно-технический прогресс (НТГТ) -- это процесс становления науки, при котором происходит взаимное обогащение науки и производства, и последнее становится массовым потребителем научных знаний. С точки  зрения решения технических задач  и использования полученных результатов в рамках НТП необходим ряд этапов (стадий): фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, внедрение (использование). Первые три этапа объединяются в общем понятии -- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Последний этап включает в себя распространение технических новинок: новых продуктов, новых технологий, нового или качественно усовершенствованного оборудования.

Научно-техническая революция (НТР) -- качественно новое состояние НТП, когда наука стала непосредственно производительной силой общества, но не в качестве нового элемента производительных сил, а в виде крупной сферы общественного производства, прогресс в которой предопределяет прогресс в материальном производстве.

Не вдаваясь в дискуссию в  отношении критериев определения  начала НТР, нам представляется обоснованным связывать его с переводом  собственно науки на индустриальную основу, т.е. с тем периодом, когда  наука получила собственный технический  инструментарий для исследований. Необходимо обратить внимание на тесную взаимосвязь НТП и НТР. С одной стороны, НТП -- это предтеча НТР, а с другой -- ее следствие. НТР не состоялась бы без НТП в самой науке, т.е. вне перевода ее на индустриальную основу, но одновременно НТП в современных условиях -- это процесс материализации НТР. Социально-экономическая сущность НТР заключается в становлении качественно нового совокупного работника и потребителя в процессе слияния научного знания и духовной (культурной) составляющей человеческого бытия в процессе производства и возвышения человека труда до чувства гражданской ответственности за судьбы производства, природы и общества.

По характеру своего влияния  на взаимодействие факторов производства и на собственно производство следует различать автономный (экзогенный), материальный (овеществленный, эндогенный), нейтральный и не нейтральный НТП. Автономный НТП связан с совершенствованием организации взаимодействия факторов производства и управления этим процессом (специализация, кооперация, комбинирование и т.п.). Материальный НТП обусловлен изменениями непосредственно в факторах производства (труда, капитала, времени). Нейтральный НТП характеризуется такими изменениями в автономном и материальном НТП, которые не нарушают равновесия в системе взаимодействия используемых факторов производства. Не нейтральный НТП сопряжен с количественным и качественным изменением соотношения факторов производства, вызывающим сдвиги в структуре доходов владельцев этих факторов и нарушение баланса их экономических интересов.

Особое место в условиях НТР занимает соотношение и взаимодействие науки и культуры. Доминантой науки  является знание, интеллект, доминантой культуры -- духовность, между которыми в течение столетий нарастал разрыв, достигший своего апогея к концу XX в. Все более очевидным становится то, что неодухотворенное знание, неодухотворенный труд начинают проявлять себя все более не как созидательная, а как разрушительная сила. Именно поэтому человечество, осознав свое движение в направлении к колоссальному социально-экологическому катаклизму, занялось поисками новой парадигмы социального и технического прогресса на основе переоценки ценностей существующей цивилизации, и прежде всего западного образца. Поэтому перед российской общественной мыслью стоит задача возрождения традиций русской философской мысли и «живознания» как целостного полного знания в единстве духа, разума и души. Традиция, которая, не отметая полностью рационализм и позитивизм западного образа мышления, пыталась поставить его на службу полного конкретного знания во всем многообразии форм его проявления.

Превращение науки в  непосредственно производительную силу -- решающий фактор обновления материально-технической  базы общественного производства, изменения  содержания труда, усиления социальной однородности общества, пересмотра социальных ориентиров его развития, системы ценностей. Возрастание роли человеческого фактора, формирование человеческого капитала требует изменения соотношения между материальным и нематериальным производством в пользу последнего, и не только в силу возрастающих затрат науки, образования, здравоохранения в формировании качественно новой совокупной рабочей силы, но и в результате необходимости недопущения перекоса, в сторону интеллектуализации в ущерб духовным, морально-нравственным составляющим человеческого бытия.

Информация о работе Научное производство