Национальная инновационная система в России: современный этап формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:36, реферат

Краткое описание

Появлению национального государства, как показывает опыт истории, предшествует сложение народности. В этногенезе казахов это был длительный исторический процесс, растянувшийся на два с половиной тысячелетия. Ученые ведут истоки этногенеза казахов и многих других народов Центральной Азии с эпохи бронзы и раннего железа, когда на просторах казахских степей господствовали андроновские (или арийские) и сако-массагетские племена во втором - первом тысячелетиях до нашей эры. Завершение данного процесса, как это сегодня установлено историками, приходится на XIV век - первую половину XV века.
Именно в этот период в политических границах Ак-Орды, а затем Ханства Абулхаира, Могулистана и Ногайской Орды происходил процесс завершения консолидации казахского народа. В рамках этих государств-предшественников, по выражению известного ученого К.Я.Пищулиной, шло завершение формирования трех частей казахского народа - Старшего, Среднего и Младшего жузов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, сущность и признаки НИС…………………………………..4
Глава 2. Национальная инновационная система в России: современный этап формирования
2.1 Общая характеристика России в сфере инновационной экономики………6
2.2 Российская венчурная компания как основа формирования НИС…………8
2.3 Участие России в международных проектах, связанных с инновационной деятельностью……………………………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.66 Кб (Скачать файл)

Основными целями деятельности ОАО "РВК" являются: стимулирование создания в России собственной индустрии  венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных  фондов.

Роль ОАО "РВК" в инновационной  системе – это роль государственного фонда венчурных фондов, через  который осуществляется государственное  стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом.

Приоритетные направления  инвестирования создаваемых с участием ОАО "РВК" венчурных фондов определены в соответствии со списком критических  технологий утвержденных президентом  Российской Федерации:

  • безопасность и противодействие терроризму;
  • живые системы (понимаемые как биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование);
  • индустрия наносистем и материалов;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • рациональное природопользование;
  • транспортные, авиационные и космические системы;
  • энергетика и энергосбережение.

В 2006 г. в компанию было направлено около 5 миллиардов рублей, в 2007 году - около 10 миллиардов. По сути, из российской венчурной  компании будут наполняться государственные  доли в отраслевых венчурных фондах. 49 процентов в них составит софинансирование со стороны государства, а 51 процент - деньги частных компаний. Государство отводит себе роль пассивного инвестора с ограниченной доходностью с целью стимулирования вложения частных средств в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли

Как уже было сказан выше, задача РВК состоит в том, чтобы финансировать венчурные фонды, различные инновационные проекты. Ранее предполагалось, что в 2007-2009 годах с участием РВК будет создано 8-12 венчурных фондов. В 2007 г. прошел конкурсный отбор управляющих компаний, которые займутся созданием венчурных фондов. Их было создано 2 – это ВТБ – Фонд венчурный с капиталом 3 093 млн.руб. (на 31.10.2008) и Биопроцесс Кэпитал Венчурс с капиталом 2 912 млн.руб. (на 31.10.2008).В нынешнее время идет процесс формирования других венчурных фондов – это Максвелл Биотех, Лидер, С-Групп Венчурс, Тамир Фишман СИ ай Джи венчурный фонд, Новые технологии.

В 2008 году планируется расширение функций ОАО "РВК" по следующим  направлениям:

  • разработка и внедрение механизма "посевного" инвестирования средств ОАО "РВК" в высокотехнологичные стартапы, с реализацией данного механизма через создание сид-фондов (венчурных фондов, имеющих менее жесткие ограничения на максимальный и минимальный размер продаж ценных бумаг инвестируемых компаний). Это означает, что компания будет вкладывать деньги не только в "раскрутку" готовых инновационных продуктов, но и в превращение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в коммерческие бизнес-планы. На поддержку данного проекта уже в 2008 г.выделен 1 млрд.руб.9
  • разработка и внедрение нефинансовых механизмов поддержки венчурного рынка Российской Федерации через реализацию следующих инфраструктурных программ:
  • создание информационной площадки – портала для обеспечения доступа отечественных предприятий к актуальной информации о венчурных рынках, распространения информации о развитии высокотехнологичного и венчурного бизнеса в Российской Федерации и в зарубежных странах;
  • программы повышения венчурной компетентности, направленные на консультационное и информационное содействие формированию венчурной среды и стимулирование формирования потока проектов для венчурных фондов;
  • организация мероприятий, нацеленных на популяризацию венчурного инвестирования среди предпринимателей и инвесторов.

 

 

2.3 Участие России в международных проектах, связанных с инновационной деятельностью

 

Помимо реформирования инновационной  деятельности на внутреннем рынке, Россия стремится закрепиться и на мировом  рынке. Проект предполагает создание по всей стране сети центров, которые помогут  взаимодействию разработчиков и  потребителей наукоёмких технологий, то есть НИИ и предприятий из России и ЕС.

Совместный проект "Gate to Russian Business Innovation Network" ("Вход в Российскую бизнес-инновационную сеть") в 2008 году запустил консорциум из трёх организаций, в который вошли: Союз инновационно-технологических центров России (Союз ИТЦ), Российская сеть трансфера технологий (RTTN) и Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Основная цель — создание в стране сети некоммерческих структур, оказывающих поддержку малым предприятиям, исследовательским институтам и конкретным учёным в сфере научно-технологического сотрудничества России и Европейского союза.

В идеале каждая такая структура  должна оказывать услуги сразу по трём направлениям (модулям): модуль "А" — бизнес-кооперация с компаниями ЕС и помощь в выходе с инновационной  продукцией на европейские рынки; модуль "B" — международный трансфер технологий; модуль "С" — помощь в участии в 7 Рамочной программе ЕС по исследованиям и разработкам.

Первое направление курирует Российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса, развивая сеть европейских информационных корреспондентских  центров — ЕИКЦ или евроинфоцентров, которые частично финансирует Минэкономразвития. За другие направления отвечают RTTN и Союз ИТЦ. Эти организации ставят своей задачей внедрение услуг по модулям "B" и "C" на базе существующих и создаваемых инновационных центров страны, которым, в свою очередь, оказывает финансовую поддержку Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В настоящий момент сеть евроинфоцентров, которую развивает Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, представлена одним центром в Москве (имеет статус головной организации) и 13-ю в регионах. В идеале ЕИКЦ должен быть в каждом регионе страны.

Данные центры бесплатно  оказывают малым предприятиям (причём не только инновационным) услуги, которые  на таких условиях не предоставляются  нигде и никем, прежде всего помогают предпринимателям выйти со своей продукцией или услугами на европейские рынки. Центры могут дать информацию практически по любым вопросам государственной политики стран Европейского союза в сфере госзакупок, регулирования торговли и поддержки малых и средних предприятий. В частности информацию о тендерах на госзакупки в странах ЕС, действующих программах поддержки малого и среднего бизнеса, ставках налогов, импортных и экспортных пошлинах в странах ЕС и России. Также евроинфоцентры через московский головной офис размещают информацию о российских компаниях в базе данных Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise European Network — EEN).

Одна из главных задач  проекта Gate2RuBIN — международный трансфер технологий (модуль "B") — предполагает создание возможности для российских инновационных предприятий и  научных организаций размещать  как запросы, так и предложения (профили) технологий в базе данных Европейской сети поддержки предпринимательства. В России работать с базой напрямую может НП "Российская сеть трансфера  технологий" (Обнинск, Калужская  область), которая размещает профили, поступающие из других инновационных  центров страны.

Работу инновационных  центров должно финансировать в  первую очередь государство. Сейчас на федеральном уровне это готов  делать только Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере, причём, как и Минэкономразвития  в случае с евроинфоцентрами, на условиях софинансирования из региональных бюджетов (правда, соотношение средств здесь другое — 50/50).В этом году Фонд поддержал 17 центров, отказав всего девяти.

Ещё в 2004 году Минпромнауки создало 11 национальных контактных точек (НКТ), основная задача которых — предоставление всей необходимой информации тем организациям, которые желают участвовать в Рамочных программах.

Ответственность за расширение круга потенциальных участников от России в Рамочной программе Евросоюза  с 2010 года взяла на себя ещё одна сила — консорциум исполнителей проекта Gate2RuBIN. Уже создана рабочая группа из представителей консорциума и национальных контактных точек, первая задача которой — создать механизмы взаимного обмена информацией о программе и

В итоге, проанализировав  основные моменты формирования НИС  в России можно сделать следующие  выводы:

  • на данном этапе Россия переживает процесс становления инновационной системы экономики;
  • особенность инновационной системы России – это широкое участие государства в формировании национальной инновационной системы. Правительство России выступает как инициатор соглашений между предприятиями и научными институтами по вопросам заключения сделок, касающихся разработок и внедрения инновационной продукции;
  • основные методы, которые использует государство – это создание РВК, и перераспределение через нее государственных финансов на создание венчурных фондов;
  • формирование национальных инновационной системы стоится как на взаимодействии организаций внутри страны, так и на международном сотрудничестве.

 

 

Заключение

Инновации играют стратегически  важную роль в долгосрочном экономическом  росте нашей страны, а установление устойчивых связей между наукой и  рынком является ключевой задачей для  России

Система инновационного развития до сих пор в значительной степени  изолирована от рынка и потребностей общества, нуждается в улучшении  функционирования и повышении уровня интеграции с бизнесом и обществом. Несмотря на значительные усилия по созданию инновационной инфраструктуры, по-прежнему сохраняется разрыв между исследователями и предпринимателями; (заметим, что эксперты отмечают, например, такой факт: притом, что население стареет, национальные приоритеты этого смещения не учитывают и не создаются соответствующие рынки. Инновации в России, традиционно, связываются с такими областями, как авиация и космонавтика, атомная отрасль).

Кроме того, эксперты считают, что необходимо увеличить вклад  научной и технологической политики в инновации, для чего нужно: ускорить реструктуризацию государственного исследовательского сектора; усилить всеми возможными средствами университетские исследования; наращивать программы по развитию малых  инновационных фирм; перефокусировать государственные исследовательские  организации, специализирующиеся на проведение фундаментальных исследований, путем  изменения финансовых механизмов; обеспечить финансирование поддержки, переоснащения  и развития исследовательской инфраструктуры. Перечисленные мероприятия позволят России уже в ближайшие годы быть конкурентоспособной на мировом рынке.

 

Список использовано литературы

  1. О создании ОАО "РВК". – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.06.2006 № 838-р. – Информ.-правов.система "Консультант Плюс". – Версия от 29.06.2007.
  2. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года.
  3. Барышева А.В, Балдин К.В., Голов Р.С., Прередеряев И.И. Инновации: уч. пособие. – 2-е изд. – М.: Дашков и К. – 2008. – 382 с.
  4. Валентей С. Формирование национальной инновационной системы в России: проблемы и условия // Человек и труд. – 2006. – № 2. – С.52-57.
  5. Васин В.А., Миндели Л.Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования. – М.:ЦИСЕ. – 2002. – 363 с.
  6. Инновационный путь развития новой России / Под. Ред. Грегляда В.П. – М.: Наука. – 2005. – 265 с.
  7. Кантер Р.М. Инновации: классические ошибки // Harvard Business Review (декабрь). – 2006 . – С.44-57.
  8. Кондратьева Е.В. Трансформация европейских национальных инновационных систем под влиянием глобализации. Уроки для России // Эксперт. – 2007. – № 15. – С.34-48.
  9. Кукол Е. Государство поможет превратить научные разработки в коммерческий продукт // "Российская газета" - Центральный выпуск №4607 от 7 марта 2008 г.
  10. Нестеренко Ю. Мировой опыт формирования национальной инновационной системы и проблемы России // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 1. – С.81-87.
  11. Орешенков А. Институциональные аспекты развития и взаимодействия национальных инновационных систем стран Европейского союза // Журнал международного права и международных отношений. – 2006. – № 1. – С.24-39.
  12. Панова Е. Проблемные вопросы развития НИС в РФ // Общество и экономика. – 2007. – №9/10. – С.123-138.
  13. Создание РВК // "Российская газета" - Центральный выпуск №4138 от 8 августа 2006 г.
  14. Чеботарев Н.Ф. Концепция государственной экономической политики по созданию условий для развития национальной инновационной системы // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – № 5. – С.460-471.
  15. Чеботарев Н.Ф. Национальная инновационная система РФ // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – № 3. – С.460-469.
  16. Российский фонд технологического развития Инновационные системы России иУкраины оценили по европейским стандартам [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.rftr.ru/

1 'Понятие введено в научный оборот на рубеже 80-90-х годов в работах Г.Нельсона, К.Фримана и др

2 Васин В.А., Миндели Л.Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования. М.: ЦИСЕ, 2002. С.11-12.

3 Инновационная экономика, 2-е изд. М.: Наука, 2004. С.б.

4Валентей С. Формирование национальной инновационной системы в России: проблемы и условия // Человек и труд. – 2006. – № 2. – С.52-53.

5 Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года

6Чеботарев Н.Ф. Концепция государственной экономической политики по созданию условий для развития национальной инновационной системы // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – № 5. – С.469.

7 Чеботарев Н.Ф. Концепция государственной экономической политики по созданию условий для развития национальной инновационной системы // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – № 5. – С.469.

8Орешенков А. Институциональные аспекты развития и взаимодействия национальных инновационных систем стран Европейского союза // Журнал международного права и международных отношений. – 2006. – № 1. – С.24.

9Кукол Е. Государство поможет превратить научные разработки в коммерческий продукт // "Российская газета" - Центральный выпуск №4607 от 7 марта 2008 г.

 


Информация о работе Национальная инновационная система в России: современный этап формирования