Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить понятие «национальная экономика» и сделать анализ развития национальной экономики с 2001 года до настоящего времени.
Для того чтобы достичь, поставленную цель необходимо решить ряд задач:
1) дать характеристику понятию «национальная экономика»;
2) рассмотреть структуру и цели национальной экономики;
3) сделать анализ развития национальной экономики;
4) определить основные направления реализации структурной перестройки на современном этапе.
Введение………………………………………………………………….........….3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
1.1. Понятие национальной экономики…………………………….....5
1.2.Цели национальной экономики……………….…………..…...….11
1.3. Структура национальной экономики…………………...………..13
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Итоги реализации программы социально-экономического развития республики Беларусь на 2001 – 2005 годы…………………………………...17
2.2 Оценка современной социально-экономической ситуации…...…..21
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Программа структурной перестройки экономики………………….26
Заключение…………...……………………………………………………..……35
Список использованной литературы…………………………………………...37
Разработаны
и выбраны рациональные направления
в сфере повышения
Можно выделить
следующие стратегические приоритеты
структурной перестройки и
— четкая регионально-страновая ориентация и экономическая выгода от внешней торговли;
— выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках;
— перевод методов государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;
— защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке;
— увеличение в производимой продукции добавленной стоимости путем снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости и рационального импортозамещения;
— улучшение
правовых условий, механизмов привлечения
и эффективного использования иностранных
и внутренних инвестиций для повышения
конкурентоспособности
На современном этапе именно промышленность является фундаментом производственного потенциала Республики Беларусь. На ее долю приходится почти половина основных производственных фондов, более 30 % объема производства ВВП, а также около 28 % занятых в народном хозяйстве страны. В Беларуси функционирует более 20 тыс. промышленных предприятий и производств, по совокупности которые представляют 70 отраслей и подотраслей промышленности. Ведущее место принадлежит машиностроению и металлообработке, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. Однако предприятия этих отраслей работают фактически на изношенном и морально устаревшем оборудовании. Износ основных промышленно-производственных фондов составил в целом по промышленности 62 %, а по отдельным отраслям — свыше 70 % [14].
Такая ситуация связана в первую очередь с незначительным объемом средств, инвестируемых в модернизацию и техническое перевооружение. Так, удельный вес инвестиций в объеме ВВП составил 18,6 % против 21 %, предусмотренного на 2003 г. Программой социально-экономического развития на 2001 — 2005 гг. Несмотря на высокие темпы прироста (на 17,7 % больше, чем в 2002 г.) и сохранившуюся положительную динамику инвестиций в основной капитал можно говорить о недостаточном их объеме для улучшения инвестиционного климата в реальном секторе экономики [2].
Также проблемой ведущей отрасли экономики остается реализация готовой продукции. На 01.01. 2004 г. такой продукции на складах оставалось на 1241,2 млрд р., что составляет 59,4 % к среднемесячному объему производства [2]. Это существенно осложняет финансовое положение промышленных предприятий, что вместе с высоким уровнем издержек производства, ограниченностью инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие страны.
Тем не менее рост ВВП в 2003 г. составил 106,8 % к аналогичному периоду 2002 г., при прогнозе на год 106—106,5 %. Однако оценка эффективности промышленного производства в условиях переходной экономики только по росту физических объемов продукции представляется весьма сомнительной. На первое место в современных условиях выходит финансовая оценка эффективности промышленности, увеличение экспортируемой продукции, создание и выпуск новых конкурентоспособных видов продукции, снижение ее материало- и энергоемкости, своевременная сертификация продукции по международным стандартам, кардинальная модернизация производственных фондов на основе новейших достижений научно-технического прогресса, углубление интеграции в мировую экономику [3]. Именно при оценке этих направлений наблюдаются серьезные проблемы, для решения которых, как отмечено выше, необходима эффективная государственная промышленная политика. Среди факторов, сдерживающих экономическое развитие и повышение конкурентоспособности, необходимо назвать изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень менеджмента, высокую налоговую нагрузку, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы. В Программе предложена система мер по их устранению. В частности признано, что нынешняя структура белорусской экономики имеет диспропорции, унаследованные от СССР, а также возникшие вследствие постсоветского экономического кризиса. Для их устранения предлагается приблизить ее к спросу, начинать производить не то, что умеем, а то, что будет востребовано рынком. Постепенность процесса структурной перестройки, по мнению разработчиков, должна проявиться в том, что количественные сдвиги в отличие от качественных не будут революционными и не разрушат экономику [7, c. 22].
Результатом реализации программы должно стать увеличение удельного веса сертифицированной по мировым стандартам продукции к 2010 г. до 90 % (с 51,6 % в 2002 г.); производств высоких технологичных укладов с 9 до 35 % [9, c. 48].
В полном соответствии с предложением независимых экспертов Программа считает необходимым реструктуризировать убыточные производства, прекратить прямое и косвенное субсидирование бесперспективных предприятий, а для трудоустройства освобождающихся людских ресурсов развивать и оказывать государственную поддержку малому бизнесу. Документ предлагает стимулировать реформирование реального сектора, ускорить приватизацию, а на вырученные от нее средства модернизировать перспективные производства, углубить рыночные реформы, снизить налоговую нагрузку за счет сокращения и отмены сборов и отчислений с выручки, переориентироваться с косвенного на прямое налогообложение.
Разработчики определили 13 конкурентных преимуществ Беларуси, на развитие и максимальное использование которых предлагается сделать ставку. Среди них: высокое качество человеческого капитала; низкая цена рабочей силы; развитый научно-технический потенциал; выгодное экономико-географическое положение; наличие конкурентоспособных производств (тракторы, холодильники, телевизоры), магистральных нефте- и газопроводов на территории страны, больших запасов возобновляемых лесных ресурсов и пресной воды, калийных солей и др. Имеется в документе и перечень «точек роста» из 62 промышленных предприятий, названы жизненно необходимые инвестиционные проекты по всем отраслям отечественного хозяйства [9, c. 40].
Обеспечить
В настоящее время в Беларуси созданы объективные условия для экономического роста и повышения уровня жизни населения. По данным официальной статистики, последние 5 лет экономика республики динамично развивается. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта с 2001 по 2005 г. составил около 7,4 % и превысил уровень 2000 г. на 43 %. Прирост промышленной продукции и потребительских товаров составил свыше 50 %. Инвестиции в основной капитал превысили уровень 2000 г. в 1,8 раза. Реальные денежные доходы населения увеличились в 1,9 раза, реальная заработная плата — в 1,7 раза [11, с.15—16]. Эти успехи позволяют надеяться на успешное решение задач по росту международной конкурентоспособности нашей страны.
Таким образом, переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.
Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада СССР, является глобальная несбалансированность (несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.
Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка.
Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составления политического прогноза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного курса исследования, предоставленного к рассмотрению материала, можно сделать следующие выводы:
Национальная экономика есть исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда. Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.
Национальная экономика включает в себя всю экономическую деятельность хозяйствующих субъектов в стране, способна отражать в себе все сферы экономики, т.е. экономическое взаимодействие всех сфер образуют единое целое - национальную экономику. Национальная экономика является совокупностью сфер экономической деятельности, то она имеет свою структуру, которая состоит из нескольких видов структур: воспроизводственная, социальная, отраслевая, территориальная и инфраструктура. Также национальная экономика имеет свои цели, которые стремиться, в последствии, достичь: высокие темпы роста национального объема производства; стабильность цен; высокий уровень занятости; поддержание внешнеторгового баланса и другие.
Национальная экономика Республики Беларусь находится на стадии переходного периода, т.к. оказалась в кризисе после распада СССР. Создаются программы по выведению экономики РБ из кризиса. Много сделано, для того чтобы РБ успешно развивалась и процветала. Однако реализовать поставленные цели не просто, потому что необходимо проводить инновационные преобразования из-за устаревшего оборудования в промышленном секторе и АПК. Пока еще трудно достичь положительного сальдо внешнеторгового баланса из-за того, что рынки перенасыщены продукцией других стран, но Беларусь продолжает заявлять о себе, как о производителе конкурентоспособной и качественной продукции.
Для реализации структурной
перестройки в Республике Беларусь
была разработана программа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь и проблемы ее рыночной переориентации