Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:00, реферат
Экономическая психология – молодое, но быстроразвивающееся направление психологической науки. Это новое научное направление призвано интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании экономического поведения субъекта, хозяйственной жизни общества, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. И экономика, и психология исследуют поведение субъектов. Сочетание экономического и психологического подходов позволяет более полно изучить поведение человека.
Введение ………………………………………………….4
I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5
II. Программа дисциплины ……………………………...7
III. Содержание основных тем дисциплины …………...9
Тема 1. Экономическая психология как наука … ..9
Тема 2. Психология экономического поведения . .23
Тема 3. Психология потребителя …………………54
Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75
Тема 5. Психология денег …………………………81
Тема 6. Психология предпринимательства …...110
IV. Тематика контрольных работ ……………………...125
V. Вопросы к зачету …………………………………....126
VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128
В отличие от населения США и Японии, которое видит в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего источники дохода для множества рук, в Европе образ предпринимателя в целом не позитивен. Это связано и с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности; и с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спекулянта, дельца, эксплуататора (особенно в условиях российской экономики, которая длительное время была идеологизированной); и с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью; а также с завистью по поводу его прибыли и доходов.
В исследованиях образа предпринимателя получила известность "дистанцированная гипотеза" Шмелъдерса, в которой проводится различие между образом предпринимателя "на расстоянии" и "вблизи"39. В первом случае речь идет о более или менее неосознанном массово-психологическом стереотипе предпринимателя. Он закрепился у нас в понятии "новые русские". Во втором случае имеется в виду индивидуализированный образ, построенный с опорой на собственный опыт. Это впечатления о конкретных знакомых людях с их успехами и проблемами. "Дистанцированная гипотеза" Шмельдерса означает, что мнение "вблизи" сложнее и позитивнее, чем стереотипный образ предпринимателя "на расстоянии".
Данные социологических опросов в Германии показали, что чем крупнее фирма, тем больше негативных оценок давалось предпринимателю работниками фирмы. С позиции "дистанцированной гипотезы" это объясняется тем, что на крупном предприятии дистанция между наемным работником и его главным шефом, который считается предпринимателем, как правило, значительна, а отношения более анонимны, чем на малом и среднем предприятии. Чтобы сократить дистанцию, используются доступные варианты формального и неформального общения, например, такой прием, как персональное поздравление предпринимателем своих работников с днем рождения, или, например, праздники фирмы или корпорации, на которых присутствуют родные и близкие предпринимателя, и он предстает в глазах работников в обычных для всех социальных ролях (отца, мужа, сына). Попытки создать более привлекательный образ предпринимателя на крупных предприятиях – составная часть современного управления на Западе.
Рейтинг предпринимателя повышается также с ростом благосостояния населения. В этом случае у богатства больше возможностей легитимизации, на предпринимателей не возлагается ответственность за бедность.
6.5. Автопортрет предпринимателя
Если образ предпринимателя в зеркале социологического анализа скорее негативен, то «автопортрет», или образ предпринимателя в собственных глазах получился у ученых со знаком плюс. Это свидетельствует о ярко выраженной профессиональной удовлетворенности предпринимателей.
Существуют два подхода к проблеме поиска субъективных психологических предпосылок успешной предпринимательской деятельности: первый относит предпринимателей к особой категории людей, наделенных определенными психологическими качествами; согласно второму – предпринимательской активностью обладают все, но в разной степени. Поскольку круг состоявшихся предпринимателей невелик, то господствует первый подход.
6.6. Психологический портрет предпринимателя
К свойствам предпринимательства относят мобильность и динамичность экономической деятельности, свободу выбора и поиска способов экономических действий, тактические методы действий, их относительную кратковременность, постоянный предпринимательский поиск, высокий уровень неопределенности, риск, угрозу потерь, ответственность. Все это выдвигает специфические психологические требования к предпринимателю.
Многие западноевропейские и американские исследователи пытались составить психологический портрет предпринимателя, абстрагируясь от специфических черт и качеств, связанных, например, с формой предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое), или его уровнем (крупный, средний, малый бизнес), а также с тем, является ли предприниматель инноватором или нет и, наконец, сочетает ли он в себе функции собственника или владельца с функциями менеджера.
Важные для психологического портрета предпринимателя качества объединим в три блока. В интеллектуальный блок входят компетентность, комбинационный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление. В коммуникативный блок – талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к терпимости в общении с другими людьми и в то же время способность идти против течения. В мотивационно-волевом блоке – это склонность к риску, ответственность, стремление бороться и побеждать, потребность в самореализации и общественном признании, выраженность мотива достижения успеха. Учитывая, что предприниматель, образно говоря, еще и самоэксплуататор, ему необходимы хорошее здоровье, неиссякаемая энергия и оптимизм.
Полный перечень приведенных характеристик относится к портрету идеального, а не типичного предпринимателя. Какие необходимые сочетания качеств должны обязательно присутствовать в портрете типичного предпринимателя для обеспечения его успешной деятельности?
Литературные данные и выполненные нами исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов мотивационно-волевого блока, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Преобладание мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи, склонность к риску, потребность и умение брать на себя ответственность остаются необходимыми в психологическом портрете предпринимателя независимо от формы, уровня или других специфических черт предпринимательства. Остальные характеристики не всегда совпадают у разных исследователей.
Предприимчивость и парапредпринимательство
На базе качеств мотивационно-волевого блока построена и одна из моделей, безусловно заслуживающая внимания и представляющая иной, более демократичный подход к портрету предпринимателя. Так, по мнению К.Э. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателей и непредпринимателей40. Различия между людьми заключаются в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в том уровне предприимчивости, которая заключена в этой активности.
Предприимчивость – это комплекс качеств, обеспечивающих способность достигать конкретных целей в хозяйственной, социальной или иных сферах общественной жизни за счет своей инициативы, изобретательности, самостоятельности, находчивости, нестандартных решений, готовности рисковать и нести ответственность за результаты.
Если занимать данную более демократичную (по сравнению с позицией психологической элитности предпринимательской деятельности) позицию, то правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, которая осуществляется параллельно с бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С этой позиции объяснима и фигура интрапренера – человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.
6.7. Портрет молодого российского предпринимателя
Есть ли специфические особенности в портрете российского предпринимателя? Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у молодых российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко41. Правда, высокие показатели самостоятельности нередко сочетаются с пониженной ответственностью.
Кросс-культурные исследования (т.е. сравнительные исследования какого-либо явления, проведенные в разных культурах, в частности, в разных странах) также показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это связано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социо-культурной среде неодобрения, часто демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.
Для каждого общества характерен свой психологический тип предпринимателя, формирующийся и изменяющийся в результате приспособления и отбора под воздействием факторов культуры и социальной атмосферы. Как подчеркивает Г.К. Гинс, этот процесс создает господствующие в данной нации или стране тип предпринимателя и формы предпринимательства42.
6.8. Различия между предпринимателем и менеджером
Основные различия между предпринимателем и менеджером по их ведущим психологическим качествам легко обозначить с помощью двумерной модели Дж.Ронена43, иллюстрация которой приводится на рис.4. В модели представлен континуум принятия решения в условиях неопределенности. На его нижней точке (экстремуме) находится рабочий, задачи которого характеризуются минимальной неопределенностью. На другом конце – инновационный предприниматель. Вдоль континуума – наиболее изменяющаяся характеристика – поиск новизны (novelty seeking). Другую ось составляет целеустремленность (purposefulness) деятельности предпринимателя. Очень близкие позиции на диаграмме заняли предприниматели и инвенторы. Иногда эти фигуры представлены в одном лице, но чаще инвентор проявляет креативность, упорство и настойчивость в решении какой-то своей новаторской проблемы, а предприниматель – в ее продвижении, в практической реализации открытия; он основывает дело и, таким образом, доводит задумку до конца. Все это требует особой активности и целеустремленности поведения.
Как видно из рис. 8, и предпринимателям, и менеджерам свойственна высокая целеустремленность деятельности, развитый мотив достижения.
Рис. 8. Двухмерная модель предпринимательства, предложенная Дж. Роненом.
Различия между предпринимателями и менеджерами могут быть интерпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени опасаются новизны, потому что их основная цель – сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание кампании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности.
Диаграмма становится еще более приближенной к действительности с введением автором такого параметра, как принятие риска (risk taking), который возрастает с увеличением поиска новизны и с увеличением целеустремленности деятельности.
С моделью Ронена согласуется мнение, что предприниматель – это своеобразная антитеза менеджеру, поскольку первый работает в неструктурированном окружении, где быстрые изменения происходят все время. Второй действует в налаженной управленческой иерархии, законы функционирования которой всесторонне описаны в классическом менеджменте.
Согласно литературным данным, наиболее яркие различия в психологических портретах предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти. Например, Х. Хекхаузен44 считает, что и менеджеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер — лидер иерархии, а предприниматель – лидер идей.
По мнению Д. Мак-Клеланда45, предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть "игра одного человека", а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя.Так, например, Р. Хисрич выделяет в качестве ведущих мотивов предпринимателя стремление к независимости, свободу действий, творческой работы и создания капитала46. Как видно из табл. 8, у менеджера иная мотивация.
Таблица 8.
Сравнение личностных и поведенческих качеств у традиционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров
|
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ |
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ |
ИНТРАПРЕНЕРЫ |
ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ |
Стремление получить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпорации, такие как собственный кабинет, штат, власть |
Стремление иметь независимость, свободу действий, творчески работать, создавать капитал |
Стремление к независимости действий, приобретению позиций в корпорации и соответствующих вознаграждений |
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ |
Ориентируются на короткие временные горизонты: недельные, месячные, квартальные и годовые планы |
Ориентация на 5-10-летние периоды как вехи роста своего бизнеса |
Ориентация зависит от сроков реализации поставленных перед собой задач с учетом сроков работ в корпорации. Обычно занимает среднее положение между "традиционным менеджером" и предпринимателем |
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Больше делегирует свои полномочия подчиненным и контролирует исполнение, чем сам напрямую включается в дело |
Прямая включенность в работу |
Больше выполняет работу сам, чем перепоручает ее кому-то |
ОТНОШЕНИЕ К РИСКУ |
Боязлив |
Разумно идет на риск |
Разумно идет на риск |
Окончание табл. 8 | |||
ОТНОШЕНИЕ К СТАТУСУ |
Озабочен символами собственного статуса |
Нет озабоченности символами статуса |
Не озабочен традиционными символами статуса в корпорации, хочет лишь независимости |
ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ И ОШИБКАМ |
Стремится всячески избегать ошибок и вообще неожиданностей |
Не боится ошибок, исправляет их и преодолевает неудачи |
Стремится скрывать от окружения рискованные проекты, пока не готов их доказательно обосновать |
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ |
Обычно соглашается с теми, кто выше по положению |
Своими решениями реализует свою мечту |
Способен убедить других помогать в реализации его мечты |
КОМУ СЛУЖИТ |
Служит другим |
Служит себе и потребителю |
Служит себе, потребителю и спонсорам |
ХАРАКТЕР СЕМЬИ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫШЕЛ |
Старшие члены семьи работали на крупные организации |
Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий или фермеров |
То же самое, что и у предпринимателей |
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ |
В основном по нормам иерархических отношений |
В основном деловые и договорные отношения |
На основе договоренности с иерархической структурой |
Информация о работе Национальная экономика и экономическая безопасность