Национальное богатство: понятие и структура, источники роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

В процессе работы были выполнены все поставленные цели и задачи, сформулированные в части введения. Проведена работа в области исследования национального богатства Республики Беларусь: определены основные показатели национального богатства, рассмотрена его структура, проведён анализ, а также выявлены проблемы накопления национального богатства в современной экономике.

Содержание

Введение.
1. Понятие и структура национального богатства
2. Проблема накопления национального богатства в современной экономике
3. Национальное богатство РБ: состояние и тенденции изменений
Заключение
Список лит-ры

Вложенные файлы: 9 файлов

1_Ponyatie_i_struktura_natsionalnogo_bogatstva.docx

— 31.60 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2_Problema_nakoplenia_natsionalnogo_bogatstva_v.docx

— 70.16 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3_Natsionalnoe_bogatstvo_RB_sostoyanie_i_tenden.docx

— 78.88 Кб (Скачать файл)

Наукоемкость ВВП в  Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2002 г., когда его значение составило 0,73 %, т.е. значительно ниже критического. В 2003 г. снижение прекратилось, но значение показателя осталось прежним. С 2004 г. данный показатель показал рост и уже к 2010 году составил 0,87%.[11]

Столь длительная негативная тенденция падения ключевого  макропараметра научного потенциала отразила как в фокусе подобную динамику и других его показателей, в том числе объемов выполненных научными организациями работ и численности исследователей.

С 1990 по 2009 г. численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократилась в 3,4 раза, т.е. практически ежегодно этот показатель уменьшается на 500—700 человек, тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3—5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США — 52, Израиле — 38, России — 32, ФРГ — 29, Франции — 26, Южной Корее — 24. [7, c. 124]

За этот же период в три  с лишним раза сократились объемы работ, выполненных научными организациями Беларуси, существенно замедлилось обновление материально-технической базы науки, значительная часть которой морально и физически устарела (60 % основных фондов). Особенно большой спад наблюдался в 1991—1996 гг. (почти в 4 раза). Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в техническом отношении государств.

В стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Научная деятельность в целом является сферой ответственности НАН Беларуси: это государственные программы фундаментальных исследований (ГПФИ), государственные программы ориентированных фундаментальных исследований (ГПО-ФИ), государственные программы прикладных исследований, проекты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ).

Государственный комитет по науке и технологиям  курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.

Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, количество научных организаций. Эти параметры используются и для международных сопоставлений (таблица 3.3).

Таблица 3.3 - Макропоказатели научного потенциала Республики Беларусь,2011 г.

Макропоказатель

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2003 г.

2006 г.

2010 г.

Наукоемкость ВВП, %

2,27

0,95

0,81

0,73

0,8

0,87

Число организаций, вы-

полнявших ИР, ед.

312

286

307

295

302

312

В том числе:

научно-исследователь-

ских организаций

           

133

133

165

168

170

171

конструкторских бюро

70

54

48

38

41

40

проектных и проектно-

           

конструкторских орга-

           

низаций

36

21

5

5

6

6

опытных заводов

-

-

10

8

9

10

высших учебных заведений

27

34

33

34

30

29

промышленных организаций

24

17

37

32

36

45

прочих

-

-

9

10

10

11

Численность персонала,

107 206

39 300

32 926

29 981

33269

35689

занятого ИР (на конец

года), чел.

В том числе исследователей

59 030

26 902

19 707

17 702

18101

18752

из них:

           

докторов наук

542

712

819

783

896

987

кандидатов наук

5 872

4 403

3 847

3 431

3025

3125

техников

-

-

2 574

2 337

2874

2354

вспомогательного

           

персонала

-

-

6 751

5 999

5801

6200

прочего персонала

-

-

3 894

3 943

2572

4271

Доля работников отрасли  «Наука и научное обслуживание» в общей численности занятых в народном хозяйстве, %

2,1

1,0

0,33

0,3

0,31

0,34


Источник: cсобственная разработка на основе [10]

 

Анализ  данных таблицы  3.3 подтверждает вывод о том, что научный и научно-технический потенциал страны понес серьезные потери и находится в сложном положении. Но пока еще он сохраняет критическую массу для роста и развития, прежде всего, в рамках формируемой в Беларуси национальной инновационной системы.

Организационная структура потенциала. По состоянию на 2010 г., в республике 298 организаций и предприятий выполняли ИР, в которых было задействовано около 32 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников, выполнявших ИР, и 85 % внутренних текущих затрат на науку.[11]

Традиционно научные организации делятся  на три основные сферы, представляющие относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку (ранее выделялась еще и заводская наука).

Вузовская наука представлена 34 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Наряду с участием в выполнении государственных научно-технических и других программ деятельность вузовской науки направлена на подготовку специалистов для народного хозяйства, на проведение ИР, обеспечивающих единство научного и образовательного процессов и создающих задел для перспективных научных направлений.

Отраслевая  наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности — 57 организаций и свыше 8 тыс. работников, выполняющих ИР (2010 г.). К сожалению, в последние годы сократилось количество КБ и проектно-конструкторских организаций (таблица 3.2) со 106 в 1990 г., 53 — в 2000 г., 43 — 2003 г., до 40 – в 2010 г. Снизилась и доля специалистов промышленных предприятий, выполнявших ИР (около 60 % в 1990 г. и 36 % в 2010 г.) в общей структуре научно-технического потенциала страны. А это наиболее инновационно активная отрасль экономики, во многом определяющая ее конкурентоспособность.[10]

Аналогичные тенденции прослеживаются в динамике отраслевых структурных характеристик научно-технического потенциала, показывающих реальные приоритеты научной и научно-технической деятельности. Несмотря на очевидное снижение, доля промышленности в объеме научно-технических работ и численности специалистов, занятых ИР, остается высокой — около 35 %. Реорганизация научной сферы в 2002 г. привела к резкому росту доли НАНБ почти до 33 % в объемах работ и 38 % в численности специалистов. Далее идут отрасли сельского хозяйства и здравоохранения. Нынешняя структура потенциала в основном соответствует приоритетам Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг.

В секторном  и региональном разрезах структура  научно-технического потенциала выглядит следующим образом. В 2010 г. из 312 организаций (в 2006 г. их было 302) в государственном секторе работали 122 (в 2006 г. — 106), предпринимательском — 122 (в 2006 г. — 52), секторе высшего образования — 51 (в 2006 г. — 52). С расширением государственного сектора возросла и численность занятых здесь научных работников (с 11 тыс. в 2006 г. до почти 13 тыс. чел. в 2010 г.). Доля предпринимательского сектора уменьшилась соответственно с 18,5 до 13,7 тыс. чел. В секторе высшего образования численность научных работников увеличилась до 3,4 тыс. чел.

Наибольшее  число организаций расположено  в г. Минске — 184 (62 %). По областям они  распределены так: Брестская область — 16, Витебская — 26, Гомельская — 27, Гродненская — 11, Минская — 15, Могилевская область — 16 организаций. С 2006 г. их число возросло в Брестской и Витебской областях на 4 организации в каждой, а также в г. Минске — на 20; в Минской и Гродненской областях оно уменьшилось соответственно на 2 и 3 организации. Численность персонала, занятого в Брестской области, составляет 390 чел., Витебской — около 1 тыс. чел., Гомельской — около 3 тыс., Гродненской — около 470 чел., Минской — 1880, Могилевской области — около 570 чел., в г. Минске — около 22,7 тыс. чел. (или 75 % общей численности). Эти региональные асимметрии создают дополнительные проблемы в научном обеспечении социально-экономического развития областей страны.[11]

Важной  качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки. В последние несколько лет преобладающие позиции занимают технические науки — 50— 65 % затрат. Затем идут естественные науки — свыше 20 %, сельскохозяйственные — свыше 6, общественные — свыше 5, медицинские — около 5 и гуманитарные науки — менее 2 %. Такие

Научные кадры. Исследователи и разработчики — важнейшая составляющая научно-технического потенциала. От их профессиональной подготовки, квалификации, компетентности, новаторского мышления зависит не только конкурентоспособность разработок, основанных на новых методах, продуктах, но и их коммерциализация, влияющая в конечном счете и на приток финансовых ресурсов в науку.

В таблице  3.8 представлены количественные характеристики научных кадров, динамика численности работников, занятых ИР, по категориям, выявлены основные тенденции в этой области.

Ключевой  характеристикой научных кадров наряду с количественными параметрами является их качественный состав, его динамика. Основное звено научных кадров составляют исследователи. Их квалификационный уровень (число докторов и кандидатов наук) — главный фактор высокой результативности ИР. В 2010 г. в Беларуси работали 987 доктора наук (в 2006 г. — 896) и 3125 кандидат наук (в 2006 г. — 3025). Большинство из них заняты в технических и естественных науках. [10]

Финансирование  науки. Финансовые ресурсы науки определяются как затраты на научные исследования и разработки (ИР), учитываемые государственной статистикой по форме № 1-наука. Общие затраты на ИР складываются из внутренних затрат на работы, выполняемые организациями, и на работы соисполнителей. В 2003 г. внутренние затраты на ИР составили 223,6 млрд р., в том числе текущие — 209,5 млрд р. и капитальные — 14,1 млрд р. Финансирование науки — это денежное покрытие ее затрат.

В ближайшие  годы государство не сможет существенно  увеличить расходы на научные исследования, поэтому крайне остро стоит проблема не только рационального их использования, но и оптимизации механизма финансирования научной и научно-технической деятельности, поиска новых источников финансирования в условиях становления рыночных отношений.

Речь  идет прежде всего о соотношении  затрат по секторам деятельности, видам  научных работ, источникам финансирования. Среди секторов деятельности ведущие позиции занимают предпринимательский и государственный хотя доля предпринимательского сектора в 2003 г. по отношению к 2000 г. снизилась с 55 до 45 %. В то же время доля государственного сектора возросла с 28 до 37 %, сектора высшего образования — с 17 до 18 %. В 2010 г. внутренние затраты на ИР по все секторам деятельности увеличилась.

Наряду  с объемами ИР важное значение для  характеристики научно-технического потенциала имеет структура затрат по видам работ: фундаментальные (ФИ) и прикладные исследования (ПИ), разработки (таблица. 3.4). Доля ФИ в течение 2007— 2010 гг. увеличилась с 18,9 до 21,3 %, прикладных исследований — до 27,7 %, но доля разработок снизилась до 51%.[9]

При этом в государственном секторе и  секторе высшего образования преобладающая доля расходов приходится на исследования (75—80 %), а в предпринимательском секторе — на разработки (до 90 %).

Важнейшее значение для характеристики научно-технического потенциала и механизма финансирования науки имеет структура внутренних затрат по статьям расходов. Ключевыми статьями внутренних текущих затрат являются оплата труда и приобретение оборудования.

Эффективность функционирования научного комплекса  неразрывно связана с уровнем оплаты труда научных работников. До 2000 г. среднемесячная заработная плата в науке и научном обслуживании была ниже заработной платы в промышленности, но уже к 2002 г. превысила последнюю на 12,6 %. На оплату труда в науке и научном обслуживании в 2007 г. было израсходовано 72 млрд р., в 2010 — 97,3 млрд р. Однако реальная покупательная способность заработной платы ученого не позволяет ему обеспечить современный уровень оснащенности интеллектуального труда (научной литературой, информацией, компьютерными услугами и др.). Здесь в основном коренится проблема снижения притока молодежи в науку.

Введение.docx

— 17.44 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Заключение.docx

— 15.32 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Литература.docx

— 15.90 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение.docx

— 391.06 Кб (Скачать файл)

Содержание.docx

— 12.46 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

титульник.docx

— 12.51 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Национальное богатство: понятие и структура, источники роста