Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 16:44, курсовая работа
В процессе работы были выполнены все поставленные цели и задачи, сформулированные в части введения. Проведена работа в области исследования национального богатства Республики Беларусь: определены основные показатели национального богатства, рассмотрена его структура, проведён анализ, а также выявлены проблемы накопления национального богатства в современной экономике.
Введение.
1. Понятие и структура национального богатства
2. Проблема накопления национального богатства в современной экономике
3. Национальное богатство РБ: состояние и тенденции изменений
Заключение
Список лит-ры
Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2002 г., когда его значение составило 0,73 %, т.е. значительно ниже критического. В 2003 г. снижение прекратилось, но значение показателя осталось прежним. С 2004 г. данный показатель показал рост и уже к 2010 году составил 0,87%.[11]
Столь длительная негативная тенденция падения ключевого макропараметра научного потенциала отразила как в фокусе подобную динамику и других его показателей, в том числе объемов выполненных научными организациями работ и численности исследователей.
С 1990 по 2009 г. численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократилась в 3,4 раза, т.е. практически ежегодно этот показатель уменьшается на 500—700 человек, тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3—5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США — 52, Израиле — 38, России — 32, ФРГ — 29, Франции — 26, Южной Корее — 24. [7, c. 124]
За этот же период в три с лишним раза сократились объемы работ, выполненных научными организациями Беларуси, существенно замедлилось обновление материально-технической базы науки, значительная часть которой морально и физически устарела (60 % основных фондов). Особенно большой спад наблюдался в 1991—1996 гг. (почти в 4 раза). Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в техническом отношении государств.
В стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).
Научная деятельность в целом является сферой ответственности НАН Беларуси: это государственные программы фундаментальных исследований (ГПФИ), государственные программы ориентированных фундаментальных исследований (ГПО-ФИ), государственные программы прикладных исследований, проекты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ).
Государственный комитет по науке и технологиям курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.
Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, количество научных организаций. Эти параметры используются и для международных сопоставлений (таблица 3.3).
Таблица 3.3 - Макропоказатели научного потенциала Республики Беларусь,2011 г.
Макропоказатель |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2003 г. |
2006 г. |
2010 г. |
Наукоемкость ВВП, % |
2,27 |
0,95 |
0,81 |
0,73 |
0,8 |
0,87 |
Число организаций, вы- полнявших ИР, ед. |
312 |
286 |
307 |
295 |
302 |
312 |
В том числе: научно-исследователь- ских организаций |
||||||
133 |
133 |
165 |
168 |
170 |
171 | |
конструкторских бюро |
70 |
54 |
48 |
38 |
41 |
40 |
проектных и проектно- |
||||||
конструкторских орга- |
||||||
низаций |
36 |
21 |
5 |
5 |
6 |
6 |
опытных заводов |
- |
- |
10 |
8 |
9 |
10 |
высших учебных заведений |
27 |
34 |
33 |
34 |
30 |
29 |
промышленных организаций |
24 |
17 |
37 |
32 |
36 |
45 |
прочих |
- |
- |
9 |
10 |
10 |
11 |
Численность персонала, |
107 206 |
39 300 |
32 926 |
29 981 |
33269 |
35689 |
занятого ИР (на конец | ||||||
года), чел. | ||||||
В том числе исследователей |
59 030 |
26 902 |
19 707 |
17 702 |
18101 |
18752 |
из них: |
||||||
докторов наук |
542 |
712 |
819 |
783 |
896 |
987 |
кандидатов наук |
5 872 |
4 403 |
3 847 |
3 431 |
3025 |
3125 |
техников |
- |
- |
2 574 |
2 337 |
2874 |
2354 |
вспомогательного |
||||||
персонала |
- |
- |
6 751 |
5 999 |
5801 |
6200 |
прочего персонала |
- |
- |
3 894 |
3 943 |
2572 |
4271 |
Доля работников отрасли «Наука и научное обслуживание» в общей численности занятых в народном хозяйстве, % |
2,1 |
1,0 |
0,33 |
0,3 |
0,31 |
0,34 |
Источник: cсобственная разработка на основе [10]
Анализ данных таблицы 3.3 подтверждает вывод о том, что научный и научно-технический потенциал страны понес серьезные потери и находится в сложном положении. Но пока еще он сохраняет критическую массу для роста и развития, прежде всего, в рамках формируемой в Беларуси национальной инновационной системы.
Организационная структура потенциала. По состоянию на 2010 г., в республике 298 организаций и предприятий выполняли ИР, в которых было задействовано около 32 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников, выполнявших ИР, и 85 % внутренних текущих затрат на науку.[11]
Традиционно научные организации делятся на три основные сферы, представляющие относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку (ранее выделялась еще и заводская наука).
Вузовская наука представлена 34 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Наряду с участием в выполнении государственных научно-технических и других программ деятельность вузовской науки направлена на подготовку специалистов для народного хозяйства, на проведение ИР, обеспечивающих единство научного и образовательного процессов и создающих задел для перспективных научных направлений.
Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности — 57 организаций и свыше 8 тыс. работников, выполняющих ИР (2010 г.). К сожалению, в последние годы сократилось количество КБ и проектно-конструкторских организаций (таблица 3.2) со 106 в 1990 г., 53 — в 2000 г., 43 — 2003 г., до 40 – в 2010 г. Снизилась и доля специалистов промышленных предприятий, выполнявших ИР (около 60 % в 1990 г. и 36 % в 2010 г.) в общей структуре научно-технического потенциала страны. А это наиболее инновационно активная отрасль экономики, во многом определяющая ее конкурентоспособность.[10]
Аналогичные тенденции прослеживаются в динамике отраслевых структурных характеристик научно-технического потенциала, показывающих реальные приоритеты научной и научно-технической деятельности. Несмотря на очевидное снижение, доля промышленности в объеме научно-технических работ и численности специалистов, занятых ИР, остается высокой — около 35 %. Реорганизация научной сферы в 2002 г. привела к резкому росту доли НАНБ почти до 33 % в объемах работ и 38 % в численности специалистов. Далее идут отрасли сельского хозяйства и здравоохранения. Нынешняя структура потенциала в основном соответствует приоритетам Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг.
В секторном и региональном разрезах структура научно-технического потенциала выглядит следующим образом. В 2010 г. из 312 организаций (в 2006 г. их было 302) в государственном секторе работали 122 (в 2006 г. — 106), предпринимательском — 122 (в 2006 г. — 52), секторе высшего образования — 51 (в 2006 г. — 52). С расширением государственного сектора возросла и численность занятых здесь научных работников (с 11 тыс. в 2006 г. до почти 13 тыс. чел. в 2010 г.). Доля предпринимательского сектора уменьшилась соответственно с 18,5 до 13,7 тыс. чел. В секторе высшего образования численность научных работников увеличилась до 3,4 тыс. чел.
Наибольшее число организаций расположено в г. Минске — 184 (62 %). По областям они распределены так: Брестская область — 16, Витебская — 26, Гомельская — 27, Гродненская — 11, Минская — 15, Могилевская область — 16 организаций. С 2006 г. их число возросло в Брестской и Витебской областях на 4 организации в каждой, а также в г. Минске — на 20; в Минской и Гродненской областях оно уменьшилось соответственно на 2 и 3 организации. Численность персонала, занятого в Брестской области, составляет 390 чел., Витебской — около 1 тыс. чел., Гомельской — около 3 тыс., Гродненской — около 470 чел., Минской — 1880, Могилевской области — около 570 чел., в г. Минске — около 22,7 тыс. чел. (или 75 % общей численности). Эти региональные асимметрии создают дополнительные проблемы в научном обеспечении социально-экономического развития областей страны.[11]
Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки. В последние несколько лет преобладающие позиции занимают технические науки — 50— 65 % затрат. Затем идут естественные науки — свыше 20 %, сельскохозяйственные — свыше 6, общественные — свыше 5, медицинские — около 5 и гуманитарные науки — менее 2 %. Такие
Научные кадры. Исследователи и разработчики — важнейшая составляющая научно-технического потенциала. От их профессиональной подготовки, квалификации, компетентности, новаторского мышления зависит не только конкурентоспособность разработок, основанных на новых методах, продуктах, но и их коммерциализация, влияющая в конечном счете и на приток финансовых ресурсов в науку.
В таблице 3.8 представлены количественные характеристики научных кадров, динамика численности работников, занятых ИР, по категориям, выявлены основные тенденции в этой области.
Ключевой характеристикой научных кадров наряду с количественными параметрами является их качественный состав, его динамика. Основное звено научных кадров составляют исследователи. Их квалификационный уровень (число докторов и кандидатов наук) — главный фактор высокой результативности ИР. В 2010 г. в Беларуси работали 987 доктора наук (в 2006 г. — 896) и 3125 кандидат наук (в 2006 г. — 3025). Большинство из них заняты в технических и естественных науках. [10]
Финансирование науки. Финансовые ресурсы науки определяются как затраты на научные исследования и разработки (ИР), учитываемые государственной статистикой по форме № 1-наука. Общие затраты на ИР складываются из внутренних затрат на работы, выполняемые организациями, и на работы соисполнителей. В 2003 г. внутренние затраты на ИР составили 223,6 млрд р., в том числе текущие — 209,5 млрд р. и капитальные — 14,1 млрд р. Финансирование науки — это денежное покрытие ее затрат.
В ближайшие годы государство не сможет существенно увеличить расходы на научные исследования, поэтому крайне остро стоит проблема не только рационального их использования, но и оптимизации механизма финансирования научной и научно-технической деятельности, поиска новых источников финансирования в условиях становления рыночных отношений.
Речь идет прежде всего о соотношении затрат по секторам деятельности, видам научных работ, источникам финансирования. Среди секторов деятельности ведущие позиции занимают предпринимательский и государственный хотя доля предпринимательского сектора в 2003 г. по отношению к 2000 г. снизилась с 55 до 45 %. В то же время доля государственного сектора возросла с 28 до 37 %, сектора высшего образования — с 17 до 18 %. В 2010 г. внутренние затраты на ИР по все секторам деятельности увеличилась.
Наряду с объемами ИР важное значение для характеристики научно-технического потенциала имеет структура затрат по видам работ: фундаментальные (ФИ) и прикладные исследования (ПИ), разработки (таблица. 3.4). Доля ФИ в течение 2007— 2010 гг. увеличилась с 18,9 до 21,3 %, прикладных исследований — до 27,7 %, но доля разработок снизилась до 51%.[9]
При этом в государственном секторе и секторе высшего образования преобладающая доля расходов приходится на исследования (75—80 %), а в предпринимательском секторе — на разработки (до 90 %).
Важнейшее значение для характеристики научно-технического потенциала и механизма финансирования науки имеет структура внутренних затрат по статьям расходов. Ключевыми статьями внутренних текущих затрат являются оплата труда и приобретение оборудования.
Эффективность функционирования научного комплекса неразрывно связана с уровнем оплаты труда научных работников. До 2000 г. среднемесячная заработная плата в науке и научном обслуживании была ниже заработной платы в промышленности, но уже к 2002 г. превысила последнюю на 12,6 %. На оплату труда в науке и научном обслуживании в 2007 г. было израсходовано 72 млрд р., в 2010 — 97,3 млрд р. Однако реальная покупательная способность заработной платы ученого не позволяет ему обеспечить современный уровень оснащенности интеллектуального труда (научной литературой, информацией, компьютерными услугами и др.). Здесь в основном коренится проблема снижения притока молодежи в науку.
Информация о работе Национальное богатство: понятие и структура, источники роста