Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:34, курсовая работа
Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для её успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире. Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики популярна в российском обществе.
Введение 3
1. Сущность и история развития модернизации 5
1.1. Теория модернизации 5
1.2. История модернизации России 11
2. Состояние процесса модернизации российской экономики на современном этапе 14
2.1. Направления модернизации современной экономики России 14
2.2. Проект «РОСНАНО», как составляющая модернизации российской
экономики 17
2.3. Инновационный центр «Сколково» – направление в модернизации
экономики Российской Федерации 22
3. Перспективы модернизации экономики Российской Федерации 24
3.1. Проблемы модернизации экономики России на современном этапе 24
3.2. Роль финансовой сферы в модернизации 28
3.1. Перспективные направления модернизации экономики России 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Ныне российское правительство
постоянно занимается вопросами
стимулирования капиталовложений в
российскую экономику. Это ключевая
проблема. Никакая модернизация, никакие
инновации, более того – никакое
экономическое развитие невозможны
без интенсивных
Эти процессы объясняют многие явления в российской экономике, в частности, катастрофическое устаревание основных производственных фондов, из-за чего идет быстрое нарастание технологических аварий. Так, средний износ турбин и сопутствующего оборудования на электростанциях страны достиг 80%– 90%.2 Чего можно ожидать в таких условиях? Только новых аварий. А новое промышленное строительство? Не случайно Президент Д. Медведев неоднократно говорил о том, что российские предприниматели за почти два десятилетия существования нынешней России как самостоятельного государства не построили ни одного крупного промышленного предприятия. Мы только проедаем советское наследство [3, с. 46–50].
Не нехватка внутренних сбережений является главной причиной хронического недоинвестирования российской экономики, а особенности инвестиционного поведения российских собственников. Капиталы есть, но они не туда вкладываются или просто уходят из страны. И это происходит, несмотря на огромные неудовлетворенные потребности экономики в капиталовложениях: ветшают основные фонды, постоянно лопаются какие-нибудь трубы, отключается водоснабжение и теплоснабжение, возник перманентный дефицит электроэнергии, 40% населения не имеет возможности пользоваться газом.
На сегодня одна из существенных
проблем – состояние основных
фондов. Чтобы внедрять инновации, необходима
соответствующая техническая
Значительная часть наших основных фондов – наследие СССР. Средний срок службы машин и оборудования в России – более 18 лет, в то время как срок их годности – 10 лет.
Например, нынешним энергоагрегатам
в среднем 30 лет от роду, и они
потребляют 240 г условного топлива
для выработки 1 кВт/ч. А современные
агрегаты расходуют 120–140 г топлива.
На газе сегодня работает 70% электростанций.
Экономия при коренном техническом
обновлении – почти половина топлива,
или 100 млрд м3 газа, оцениваемого в 30 млрд
дол. в год. При этом по меньшей
мере втрое повысится
Обновление фондов и внедрение
инноваций требуют также
Например, было решено оснастить все районные медицинские пункты маммографами. Но эти сложные приборы ничего не стоят без специалистов – и в итоге они плохо используются. Такое происходит не только в медицине, но и в других отраслях. Покупаются обрабатывающие центры, но не готовят персонал – и технологический процесс стопорится [1, с. 34–60].
Кроме того, можно вложить
инвестиции, а результат будет
нулевой или даже отрицательный.
Например, Горьковский автозавод
решил производить модель «Volga Siber».
Были приобретены лицензия и оборудование,
а через два года производство
автомобилей фактически почти прекращено
– модель оказалась старой и неконкурентоспособной.
Нужно не просто покупать лицензии,
но и воспитывать людей, которые
в них разбираются – как
это делала Япония. Кадры растут
на каком-то деле. Невозможно, к примеру,
воспитать кадры для
Тема всесторонней модернизации
и формирования инновационной экономики
популярна в российском обществе.
Выступления руководителей
Но за словами и решениями следует, в лучшем случае, нечто вроде информационного пиара. По большому счёту, в обозначенном направлении не заметны реально ощутимые действия и прогрессивные сдвиги, источником которых являлось бы, в частности, отечественное производство. Не говоря уже о значимых/знаковых конкурентных достижениях, подтверждающих новое качество роста. Как говорил Аркадий Райкин, есть кое-что – но не то. Причин столь, без преувеличения, унизительной, но вполне объяснимой «пробуксовки» на глазах всего мира – немало. Понятно, что изощрённые аналитики и комментаторы и в «минусах» найдут свои «плюсы», извлекая выгоду и повышая собственные рейтинги [1, с. 34–60].
По существу происходит банальное
«забалтывание» судьбоносной темы. Так
что самое время обратить внимание
на противоречия в определениях, на
сиюминутно конъюнктурный характер
многих предпринимаемых действий, на
усиливающееся влияние
Также сегодня Россия столкнулась
с проблемой внедрения
Притом что сегодня
по числу студентов вузов, приходящихся
на 10 тыс. человек населения, Россия
уверенно опережает практически
все страны мира, качественные показатели
существенно снизились. Преподаватели
вузов жалуются на низкое качество
подготовки выпускников школ. В свою
очередь, работодатели не только критикуют
уровень подготовки выпускников
вузов (особенно технических), но вынуждены
их доучивать по специальным программам,
затрачивая порой десятки тысяч
долларов на одного нового молодого «специалиста».
В социологических опросах, проведенных
в России в 2008 году, в ответ на
вопрос, дефицит каких ресурсов сдерживает
развитие экономики, большинство российских
предпринимателей назвало не деньги,
не сырье и даже не технологии, а
дефицит квалифицированных
Иными словами, в стране создалась парадоксальная ситуация, когда количественное предложение специалистов социально-экономических дисциплин явно превышает спрос на них, и одновременно спрос на компетентных менеджеров и специалистов экономических и правовых специальностей превышает предложение таковых.
3.2 Роль финансовой сферы в модернизации
Нельзя однозначно утверждать, что модернизация экономики первична либо вторична по отношению к экономической политике, модернизации государства и его институтов. Чаще всего это одновременные процессы. Так, финансы – важнейший институт государственной власти, но его модернизация должна охватывать всю сферу финансовых отношений: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, внебюджетные фонда, систему страхования, а также корпоративные финансы. В то же время финансовое состояние компаний существенно зависит от эффективности налоговой системы государства и амортизационной политики. Модернизация финансов не может быть осуществлена без преобразования государственной денежно-кредитной политики, так как от её эффективности зависят целостность всего процесса воспроизводства, достаточность денежной массы для естественного оборота товаров и услуг, совершения сделок купли-продажи и других платежей, устойчивость и покупательная способность национальной валюты, надежность платежной системы в целом.
Механическая модернизация элементов финансовой сферы, или внесение изменений в финансовую систему, не создает долговременных импульсов развития. Государство должно сформировать общий план модернизации, разработать её философию, логику, этапы процесса и на этой основе сформулировать стратегию и долгосрочный план модернизации экономики на 10–15 лет. Для этого надо осуществить ряд мер [9, с. 55–56].
Экономическая политика остро
нуждается в независимом
Для всего этого необходимо не только сформулировать содержание и направление модернизации, но и определить её основные контуры в отраслевом и территориальном разрезах, а также подготовить основу для эффективного взаимодействия основных функциональных систем управления (госзаказ, финансы, банки, налоги, экспортно-импортные пошлины и т.д.). Следует разработать долгосрочный стратегический план модернизации развития не только на федеральном уровне, но и в федеральных округах, а также в субъектах РФ. Упор должен быть сделан на использование специфических природных, экономических, финансовых и интеллектуальных активов.
3.3 Перспективные
направления модернизации
Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире. В элите фактически сложился консенсус по поводу того, что разговоры о 'рывке в постиндустриальное общество' в условиях фактической деиндустриализации наивны и непродуктивны. Главная ближайшая цель модернизации – создать в России новое индустриальное общество, то есть новую, современную экономику и соответствующие ей социальные взаимосвязи. Главная текущая задача – «перезапустить» национальную промышленность. Страна должна научиться в массовых масштабах производить конкурентоспособные товары – и сама должна стать конкурентоспособной. Для этого, если необходимо, нужно будет закупать технологии и даже оборудование. Президент Российской Федерации выделил следующие перспективные направления модернизации российской экономики [10].
Первое – беспрецедентная программа приватизации крупных государственных активов. Перечень стратегических предприятий сокращен в пять раз. За три ближайших года будут приватизированы пакеты акций ведущих компаний банковского, инфраструктурного и энергетического секторов на общую сумму в несколько десятков миллиардов долларов.
Второе – создание в ближайшее время специального суверенного фонда, который разделит риски с иностранными инвесторами путем совместных инвестиций в проекты модернизации.
Третье – развитие российского финансового сектора, в котором не будут введены специальные налоги. Наоборот, с 1 января отменен налог на доходы от реализации ценных бумаг при осуществлении долгосрочных инвестиций. Государство не намерено дополнительно ограничивать финансовую деятельность, напротив, максимально расширять возможности для финансовых институтов. Москва должна стать крупным международным финансовым центром, который должен стать катализатором развития финансовых рынков всего постсоветского пространства, а также Центральной и Восточной Европы.
Четвертое – создание новых, крупных рынков с едиными правилами регулирования. Россия уже давно готова к вступлению в ВТО, этот процесс должен завершиться в текущем году. За этим последует присоединение России к ОЭСР. Все эти процессы стратегически значимы и не противоречат друг другу. Более того, в случае успеха будет создан единый рынок от Атлантики до Тихого океана. Огромный рынок, на котором всем будет интереснее и выгоднее работать.
Пятое – формирование новых возможностей для инновационного предпринимательства и венчурных инвестиций. Предложен закон, дающий право университетам открывать предприятия с использованием интеллектуальной собственности. Таких компаний уже около тысячи, и их число растет с каждым месяцем. В этом году полностью заработает законодательство, делающее удобным венчурное финансирование.
Шестое – программа повышения энергоэффективности. Любые новые проекты, государственные или частные, будут отвечать современным требованиям к эффективности использования энергии. Такие стандарты либо уже установлены, либо вскоре будут введены в действие.
Не менее важно, что и сам энергетический сектор должен стать одним из главных двигателей инноваций. Именно с этой целью его модернизация будет осуществляться с помощью эффективных глобальных партнерств, основанных на обмене активами
Седьмое – использование механизмов трансферта технологий. Совместная работа и обмен технологиями важны, в том числе, и в оборонной сфере. В перспективе они создадут новый уровень общей безопасности в мире. Вот почему Россия особо приветствует создание российско-французского консорциума по строительству вертолетоносцев класса «Мистраль».