Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 13:31, курсовая работа
Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии. Следует ли распределять наш национальный доход и материальные блага в большем, или в меньшем, чем сейчас, соответствии с принципом равенства? Правильно ли общество отвечает на вопрос «Для кого производить?» Дебаты по поводу равенства обнаружили широкий спектр мнений и позиций. Сторонники одной из крайних позиций убеждены в том, что большее равенство является основной предпосылкой выживания капитализма. Приверженцы противоположной точки зрения предупреждают о том, что «стремление к равенству» подорвёт систему и приведёт её к гибели.
Цели данной работы – изучить причины дифференциации доходов, рассмотреть основные методы измерения неравенства в распределении доходов, а также оценить эффективность социальной политики в России и других странах.
Введение. 2
Теоретические аспекты неравенства доходов. Измерение неравенства доходов. 3
Доходы населения, источники их формирования и способы распределения. 3
1.2 Концепции справедливого распределения доходов. 6
1.3 Неравенство доходов, его причины. 8
1.4 Измерение неравенства доходов. 10
2. Социальная политика в России, США и Германии 13
2.1 Государственная политика доходов. 13
2.2 Социальные трансферты на примере России, США и Германии 16
2.2.1 Социальное страхование 17
2.2.2. Общественная помощь 19
Заключение. 20
Список использованных источников: 21
мгимо (у) мид рф |
Курсовая работа по макроэкономике |
на тему: «Неравенство в распределении доходов в рыночной экономике и эффективность социальной политики государства (на примере России, США и Германии) |
2013 г. |
Оглавление
Введение. 2
Теоретические аспекты неравенства доходов. Измерение неравенства доходов. 3
Доходы населения, источники их формирования и способы распределения. 3
1.2 Концепции справедливого распределения доходов. 6
1.3 Неравенство доходов, его причины. 8
1.4 Измерение неравенства доходов. 10
2. Социальная политика в России, США и Германии 13
2.1 Государственная политика доходов. 13
2.2 Социальные трансферты на примере России, США и Германии 16
2.2.1 Социальное страхование 17
2.2.2. Общественная помощь 19
Заключение. 20
Список использованных источников: 21
В условиях рыночной экономики возникает значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государство проводит социальную политику, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.
Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов заметно уменьшаются. При переходе от командной системы к рыночной рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. С вовлечением всё более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.
Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии. Следует ли распределять наш национальный доход и материальные блага в большем, или в меньшем, чем сейчас, соответствии с принципом равенства? Правильно ли общество отвечает на вопрос «Для кого производить?» Дебаты по поводу равенства обнаружили широкий спектр мнений и позиций. Сторонники одной из крайних позиций убеждены в том, что большее равенство является основной предпосылкой выживания капитализма. Приверженцы противоположной точки зрения предупреждают о том, что «стремление к равенству» подорвёт систему и приведёт её к гибели.
Цели данной работы – изучить причины дифференциации доходов, рассмотреть основные методы измерения неравенства в распределении доходов, а также оценить эффективность социальной политики в России и других странах.
В современной рыночной экономике доходы граждан формируются главным образом за счёт реализации принадлежащих им факторов производства – труда, капитала, предпринимательских способностей, а также части природных ресурсов, в частности земли. Другим источником дохода являются пособия по безработице, пенсии и иные выплаты. Таким образом, доход в самом общем виде – это сумма денежных средств, которую граждане получают в виде заработной платы, гонорара, процента, дивиденда, предпринимательской прибыли, ренты, а также трансфертных платежей. Однако это данные о доходе до вычета налога на заработную плату (на социальное страхование), который выплачивают непосредственные получатели доходов. В этой связи существует понятие располагаемого дохода – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реальных располагаемых доходов, то есть располагаемых доходов, скорректированных на индекс потребительских цен.
При заданных ценах совокупный доход есть не что иное, как мера возможностей каждого человека в потреблении им различных благ. В этом смысле доход представляет собой «обобщённое» бюджетное ограничение, с помощью которого вполне естественно измерять неравенство в распределении ресурсов между людьми: ведь если бы предпочтения у всех были идентичными, фактическое потребление различалось бы только за счёт неодинаковых бюджетных ограничений.
Подобный теоретический подход нашел свое выражение в известном определении американского экономиста Генри Саймонса: «Индивидуальный доход можно определить как алгебраическую сумму реализованного потребления (в его рыночной оценке) и изменения в объёме располагаемого богатства на начало и на конец периода»1. Доход, таким образом, может расти, даже если фактическое потребление снижается – это выбор самого индивида. Доход растёт, если растёт потенциальная возможность потребления.
Определение Г. Саймонса важно потому, что оно включает многие виды дохода, которые, как правило, не учитываются традиционной статистикой, например:
1. Неденежные выгоды, получаемые от работы. Иногда их можно выразить в рыночных ценах (например, путёвка в дом отдыха, оплаченная предприятием). В некоторых случаях, однако, денежную оценку неденежных выгод получить достаточно сложно. Примером может служить командировка, которую трудно однозначно определить как «чистую» работу, замаскированный досуг или смесь одного и другого. Точно так же невозможно дать рыночную оценку дружелюбной обстановке на рабочем месте, отношениям с коллегами, удовлетворению от интересной работы.
2. Собственная продукция. Товары и услуги, произведенные в свободное от работы время для себя, имеют рыночную цену. Например, мытьё окон или уход за детьми, стирку или ремонт квартиры можно оплатить, а можно всё это сделать самим. В любом случае эти услуги или товары – реализованное потребление и, значит, включаются в совокупный доход.
3. Вменённая рента. Стоимостная оценка «услуг», получаемых человеком за счёт принадлежащих ему товаров длительного пользования. В первую очередь это проживание в собственном доме (квартире) – в противном случае пришлось бы вносить ежемесячную арендную плату. Точно так же и другие предметы длительного пользования (автомобиль, холодильник, мебель) можно купить и использовать «бесплатно», а можно взять напрокат. Таким образом, эти «услуги» могут быть оценены в рыночных (альтернативных) ценах.
4. Приобретение или потеря части богатства, в соответствии с определением Саймонса, также должны включаться в совокупный доход (со знаком плюс или минус соответственно).
Однако ясно, что определение Саймонса, с теоретической точки зрения весьма разумное, на практике оказывается неприменимым, поскольку мы не можем оценить в денежном выражении удовлетворение от работы и досуга, а также многие другие неденежные выгоды, приходится фокусировать внимание на денежных доходах и именно по этому показателю давать оценку неравенства людей в той или иной стране (регионе, городе)2.
Говоря о распределении
В таблице 1 отображены изменения функционального распределения доходов в России при переходе к рыночной системе, во время мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., а также в современный период:
Таблица 1
Структура доходов населения России в 1990-1995, 2008-2009, 2011 гг. (в % к совокупному доходу)
Год Источник дохода |
1990 г. |
1995 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2011 г. |
Доходы от предпринимательской деятельности |
3,7 |
16,4 |
10,2 |
9,5 |
8,9 |
Оплата труда |
76,4 |
62,8 |
68,4 |
67,3 |
65,6 |
Социальные трансферты |
14,7 |
13,1 |
13,2 |
14,8 |
18,3 |
Доходы от собственности |
2,5 |
6,5 |
6,2 |
6,4 |
5,2 |
Другие доходы |
2,7 |
1,2 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Источник: Российский статистический ежегодник, 2012 г. www.gks.ru
Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. По данным таблицы можно заметить, что в целом за рассматриваемый период (1990-2011 гг.) доля оплаты труда в национальном доходе уменьшалась, а доля социальных трансфертов увеличивалась.
В рыночном обществе отдельные лица и семьи могут владеть разными факторами производства и получать доходы из нескольких источников. В результате кроме функционального выделяют также персональное распределение национального дохода, т. е. распределение дохода по его величине между семьями (при этом предполагается, что семья может состоять и из одного человека). При использовании метода персонального распределения семьи (группы) ранжируют по величине получаемого дохода, а затем анализируют, какую долю национального дохода получают, например, 10 % наиболее бедных и 10 % наиболее богатых семей.
Персональное распределение
Прежде чем решать проблему неравенства в распределении доходов, проблему несправедливости такого распределения, необходимо определиться с сущностью термина «справедливость». Понятие справедливости – это нормативное суждение, и поэтому невозможно дать однозначное определение. В этой связи существует ряд концепций справедливости:
1) Согласно эгалитаристской концепции справедливым является такое распределение, при котором блага распределяются между равным образом заслуживающими этого людьми. Но при поиске ответа на вопрос, что понимать под «равными заслугами», однозначный ответ не может быть получен, поскольку этот вопрос – вопрос нравственности.
2) Утилитаристская концепция считает, что справедливое распределение доходов – такое, когда максимизируется общественное благосостояние, то есть сумма индивидуальных полезностей всех членов общества. Общество может считать справедливым как равное, так и неравное распределение доходов, в зависимости от представлений о характере индивидуальных функций полезностей разных членов общества. Математически утилитаристскую функции общественного благосостояния можно записать в виде следующей формулы:
W(u1,u2…un)= u1+u2+…+un
Где W – функция общественного благосостояния, u – индивидуальная функция полезности, под которой подразумевается способность индивида извлекать полезность из дохода. Согласно утилитаристской концепции, эти способности могут быть не только равными (как полагает эгалитаристкий подход), но и различными. Например, очевидно, что предельная полезность дополнительной денежной единицы дохода больше у бедного человека, чем у богатого. Тогда увеличение полезности бедного должно в ходе распределения компенсироваться не точно таким же, а бóльшим уменьшением полезности у богатого.
3) Сторонники роулсианской концепции утверждают, что справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества. Роулсианская функция общественного благосостояния имеет следующий вид:
W(u1,u2…un)=min{ u1,u2…un}
Согласно данному подходу, ни приращение, ни уменьшение полезности для одного индивида не будет сопровождаться изменением благосостояния другого. Общественное благосостояние улучшается только в том случае, если повышается благосостояние наименее обеспеченного члена общества. Следует отметить, что данный подход не призывает к полному равенству.
4) Концепция минимального государства. Наиболее яркий представитель – Р. Нозик. По мнению Нозика, в обществе с равными возможностями, то есть в таком, где отсутствуют какие-либо ограничения на занятие определённой профессией или получение образования, роль государства должна быть минимальной – поддерживать законность и порядок, обеспечивать безопасность граждан. При таком подходе государство выступает в роли «ночного сторожа», и его функции крайне ограничены. Если государство предпринимает действия, выходящие за пределы перечисленных выше функций, оно неизбежно принуждает граждан платить излишние налоги и, таким образом, нарушает их индивидуальные свободы. Ключевую роль в подходе Нозика играет предположение о справедливости первоначального распределения.
Ситуация,
когда наиболее обеспеченные слои населения
владеют гораздо более
Для
иллюстрации неравенства в
Таблица 2
Распределение денежных доходов населения в 2007 г. (в % к общему итогу)