Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа
Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой приходится заботиться государству. Поэтому регулирование доходов и их перераспределение является частью политики любого государства. Цель курсовой работы – изучить неравенство доходов и его причины, а также рассмотреть политику перераспределения доходов в России.
Введение……………………………..………………………………………3
ГЛАВАI. Понятие и сущность дохода………………………………………….5
1. Понятие дохода и его виды………………………………………………5
2. Распределение доходов в обществе……………………………………..9
3. Способы измерения неравенства доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини……………………………………………………12
ГЛАВА II Неравенство доходов и политика их перерапределения………16
1. Причины неравенства доходов…………………………………………16
2. Политика перераспределения доходов……………………...…………19
Заключение………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………...35
Социальная дифференциация выполняет в рыночной экономике ряд функций:
- экономическое стимулирование производственной деятельности;
- сохранение и развитие человеческого потенциала;
- сохранение и обеспечение
социальной стабильности в
Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется «кривая Лоренца».
Рис.1
При построении кривой Лоренца
по оси абсцисс откладываются
доли семей (в % от общего их числа) с
соответствующим процентом
Теоретическая возможность
абсолютно равного
Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы [Экономика. Учебник. Под ред. А.С.Булатова 1995: 331].
В реальной жизни не существует
ни абсолютного равенства в
В реальной жизни пределом натяжения кривой Лоренца (по некоторым оценкам) считается момент, когда на долю беднейших 40% населения приходится 12-13% общей суммы доходов семей страны, а разрыв в уровнях доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения начинает превышать 10 раз. Эта ситуация считается границей социальной стабильности, В России эти показатели превышают названные пределы, что свидетельствует о социальной напряженности в обществе.
Кривая Лоренца строится на основе расчета коэффициента Джини, который, в свою очередь, рассчитывается на основе данных о распределении домохозяйств по уровню среднего дохода. Вся совокупность получателей делится на 5 равных групп и определяется, какой долей дохода владеет каждая группа домохозяйств. При равномерном распределении дохода каждая 20-процентная группа имела бы пятую часть дохода. Чем больше отклонениекривой Лоренца от диагонали (прямой абсолютного равенства), тем большая поляризация доходов существует в обществе. Сам индекс определяется как отношение площади фигуры между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства к площади треугольника 0АВ. Коэффициент концентрации доходов варьируется от 0 до 1 или от 0 до 100%. Более высокое значение коэффициентов говорит о более неравномерном распределении доходов.
Доля денежного дохода по пяти группам населения в России распределилась следующим образом [15]:
Таблица 2 Распределение общего объема денежных доходов по группам
населения в России (в процентах
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Денежные доходы - всего, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по 20- |
||||||||
первая (с |
5,5 |
5,4 |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,2 |
вторая |
10,3 |
10,1 |
10,1 |
9,9 |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
третья |
15,3 |
15,1 |
15,1 |
14,9 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
четвертая |
22,7 |
22,7 |
22,7 |
22,6 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
пятая (с наибольшими |
46,2 |
46,7 |
46,7 |
47,3 |
47,9 |
47,8 |
47,8 |
47,7 |
Коэффициент Джини |
0,403 |
0,409 |
0,409 |
0,416 |
0,423 |
0,422 |
0,422 |
0,421 |
Данные свидетельствуют об усилении дифференциации в доходах России, тем более что доля населения в пятой группе составляет приблизительно 3% от численности страны.
Неравенство в доходах порождает проблему бедности, которая вышла за рамки сугубо экономического понятия. Длительное отсутствие средств для нормальной жизнедеятельности означает для определенной части общества воспроизводство данного состояния бедности.
ГЛАВА II. Неравенство доходов и политика их перераспределения.
4. Причины неравенства доходов
1. Человеческий капитал
в виде профессиональных
Многие компании перестроили свои производственные процессы таким образом, что стали необходимы высококвалифицированные и более образованные работники. В качестве примера можно привести разработку компьютерных программ, консалтинг, биотехнологии, здравоохранение и усовершенствованные коммуникационные системы. Поскольку квалифицированных работников мало, их зарплата поднялась настолько, что увеличился разрыв в зарплате между ними и менее образованными работниками [5, 747].
2. Одной из главных
причин неравенства доходов
3. Демографические изменения. Как правило, более молодые рабочие зарабатывают меньше, чем рабочие старшего возраста. Это также способствует увеличению неравенства доходов. Кроме того, в последнее время увеличилось число разведенных женщин с детьми, которые, по всей видимости, имеют низкий доход.
4. Наследственные причины,
5. Трудовые усилия работников, их
заинтересованность в труде,
6. Применяемые системы
7. Наличие или отсутствие
8. Везение и другие факторы,
влияющие на решения,
9. разная успешность
8. Разный объем принадлежащих
людям факторов производства (владелец
двух нефтяных скважин
Если бы доходы распределялись абсолютно равномерно, то низшая 20%-ная группа населения (нижний квинтиль) получала бы ровно 20% совокупного дохода, 60% населения получали бы 60% дохода, а высшая (тоже 20%-ная группа) ровно такую же долю совокупного дохода - 20%. В действительности же на долю нижнего квинтиля приходилось в США в конце XX в. только 4,2% совокупного дохода, второго - 10%, третьего - 15,7%, четвертого - 23,3%, пятого - 46,9%. При этом высшая группа, состоящая из 5% населения, присваивала 20,1% национального дохода, т.е. больше, чем 40% всех семей, относящихся к нижним группам.
Характерный для экономик в целом рост неравенства доходов имеет место и в частных компаниях. Но если в старой Европе доходы высших управляющих компаний превышают уровень зарплат их работников не более чем в 30 раз, то в США топ-менеджер частной фирмы зарабатывает в 200-300 раз больше своих работников. В России заработки топ-менеджеров крупных компаний и инвестиционных банков также растут опережающими темпами. Средняя годовая зарплата гендиректора крупной российской компании составляет по разным оценкам от 0.5 до 2.5 млн. $. Расчеты специалистов, включающие данные по официальной и «теневой» зарплате (удельный вес которой, по данным Минэкономразвития, еще недавно составлял порядка 40%), показывают, что доходы руководства и служащих российских компаний могут разниться в 100-500 раз.
Таким образом мы видим, что существует множество явлений, влияющих на уровень доходов. Как считают влиятельные современные американские экономисты, принадлежащие к институциональному направлению, Р. Хейлбронер и Л. Туроу, "люди бедны по большей части совсем не потому, что они непроизводительны. Они часто становятся непроизводительными в результате тех же самых факторов, которые их делают бедными" [12].
5. Политика перераспределения доходов
Подходы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. В рамках одного (условно можно назвать "социальный подход") считается, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже "черты бедности". При этом государству отводится значительная роль в формировании различных социальных программ помощи малоимущим, лицам, потерявшим работу, и т.п. [3].
Другой подход (условно его можно назвать рыночным) основывается на том, что задачей государства является не гарантирование какого-либо уровня доходов, а создание условий для того, чтобы каждый человек мог повысить свои доходы за счет собственной экономической активности [3].
Государственная политика доходов
заключается в
Перераспределением называется
процесс изменения
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Вмешательство государства в перераспределение доходов должно иметь нижние и верхние границы. Нижние границы диктуются уровнем развития страны, состоянием ее экономики, демографической ситуацией и пр. Верхняя граница обусловлена допустимыми размерами социальных выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.
Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета. Государство, взимая налоги, аккумулирует средства в бюджете (доходная часть), чтобы затем использовать их (расходная часть) на социальные программы, пособия, выплаты и т.п. Косвенным методам перераспределения доходов в рыночной экономике можно отнести благотворительные фонды, льготные налогообложения малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы [3].
Степень воздействий государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местного бюджета, а также налогообложением доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничивается бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. В то же время чрезмерно активная роль государства в перераспределении также чревата как экономическими, так и социальными издержками, что налагает определенные ограничения на деятельность государства в этой сфере. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Информация о работе Неравенство доходов и политика перераспределения доходов