Неравенство доходов и политика перераспределения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой приходится заботиться государству. Поэтому регулирование доходов и их перераспределение является частью политики любого государства. Цель курсовой работы – изучить неравенство доходов и его причины, а также рассмотреть политику перераспределения доходов в России.

Содержание

Введение……………………………..………………………………………3
ГЛАВАI. Понятие и сущность дохода………………………………………….5
1. Понятие дохода и его виды………………………………………………5
2. Распределение доходов в обществе……………………………………..9
3. Способы измерения неравенства доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини……………………………………………………12
ГЛАВА II Неравенство доходов и политика их перерапределения………16
1. Причины неравенства доходов…………………………………………16
2. Политика перераспределения доходов……………………...…………19
Заключение………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Доходы — это деньги и другие материальные ценности, получаемые за трудовую деятельность, владение капиталом, а также в виде помощи от государства или других людей.

Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В настоящее время в обществе увеличивается количество беднейшего населения. Нарастает массовое обнищание людей. У большинства населения страны рост доходов существенно отстает от роста прожиточного минимума.

Перераспределение доходов - изъятие государством части доходов, полученных в результате создания и продажи товаров, и перемещение их для оплаты труда тех, кто создает необходимые, но не подлежащие продаже продукцию и услуги, а также для оказания помощи нуждающимся членам общества.    Существуют 3 основных показателя доходов:

    1) номинальный  доход – это общее количество  денег, которое получает человек  за определенный период времени. Структура номинального дохода включает в себя такие элементы, как:

    а) факторные  доходы (полученные от использования  собственных факторов производства  – заработная плата, рента,  процент на капитал, прибыль);

    б) выплаты  и льготы по линии государственных социальных программ (трансфертные платежи);

    в) другие  поступления (дивиденды на акции,  проценты по вкладам в банки,  лотерейные выигрыши и т. д.);

    2) располагаемый  доход – это номинальный доход  за вычетом налогов и других обязательных платежей;

    3) реальный  доход – это то количество  товаров и услуг, которые можно  купить на сумму располагаемого  дохода.    Доходы определяют возможности людей в еде, одежде, получении образования, приобретении товаров первой необходимости и т. д.

    Доходы –  сумма денежных средств, получаемых  за определенный период и предназначаемых  для приобретения благ и услуг  для потребления. Можно выделить 3 главных источника доходов:

    1) заработную  плату;

    2) доходы от  собственности (дивиденды, проценты, рента);

    3) социальные  выплаты (пенсии, пособия по безработице  и т. п.).

    Проблема доходов  выступает прежде всего как  проблема совокупного дохода  семьи. Поэтому можно сказать,  что совокупный доход семьи  формируется за счет названных  источников.

    Выделяют 4 принципа  распределения доходов населения:

    1) уравнительное  распределение – предполагает  получение равных (одинаковых) доходов  всех членов общества (характерен  для первобытного общества);

    2) рыночное  распределение – предполагает, что каждый владелец факторов производства получает различные доходы;

    3) распределение  по накопленному имуществу –  предполагает получение дополнительных  доходов теми, кто накапливает  и перепродает по наследству  какую-либо собственность;

    4) привилегированное распределение – предполагает льготное распределение для определенного круга лиц.

    Следовательно,  социальная стабильность есть  следствие высокого уровня благосостояния  населения.

Выделяют первичные  и вторичные доходы.

Первичные доходы - деньги и другие материальные ценности, полученные в результате создания и продажи товаров. 
Первичные доходы образуются главным образом в рыночной экономике, в которой создается большинство товаров. Здесь сосредоточены и основные получатели первичных доходов — создатели и продавцы товаров. 
Вместе с тем в рыночной экономике создается только часть нужных экономических продуктов. Другая часть создается в государственной экономике и, как вы знаете, в большинстве своем не подлежит продаже. Например, вы не платите за учебу в школе, посещение врача в поликлинике, чтение книг в библиотеке. Созданные здесь экономические продукты распределяются среди членов общества не с помощью продаж (обмена на деньги), а с помощью команд (при которых отсутствует обмен на деньги). Поэтому они не приносят своим создателям первичных доходов. 
Возникает вопрос: кто финансирует работу школ, больниц, библиотек и других предприятий, не создающих продукции для продажи? Кто оплачивает труд учителей, врачей и других работников таких предприятий? 
Это делает государство. Оно изымает часть доходов, получаемых в рыночной экономике, и направляет их в государственную экономику. Благодаря этому работники государственной экономики также получают доходы. Кроме того, получают доходы престарелые, инвалиды, безработные и другие нуждающиеся члены общества. Эти доходы — следствие первичных доходов. Их получают по командам, отдаваемым государством (например, приказам, указам, постановлениям). Образованные таким путем доходы называются вторичными. 
            Вторичные доходы — деньги и другие материальные ценности, полученные в результате создания продукции и услуг, не подлежащих продаже, а также в виде помощи нуждающимся членам общества. 
Вторичные доходы образуются в основном в государственной экономике. 
Вместе с тем в этой экономике образуется также и часть первичных доходов. Здесь есть предприятия, производящие товарную продукцию и платные услуги. Но их значительно меньше, чем в рыночной экономике. Это предприятия по добыче минеральных ресурсов стратегического назначения (например, нефти, газа, золота, урана), созданию благ общественного пользования (например, энерго- и теплоснабжения, обеспечения водой, газом, пассажирским транспортом), производству одежды, обуви, предметов быта, не приносящему прибыли, но необходимому для членов общества (например, производству одежды для престарелых, ортопедической обуви и слуховых аппаратов для инвалидов, инвалидных колясок, лечебного и детского питания, лекарственных препаратов), оказанию культурно-просветительских услуг населению (например, работа музеев, выставок, клубов). Цена на товары, производимые государством, значительно сокращена и во многих случаях не превышает затрат на их производство (себестоимости) или даже убыточна. 
         С помощью вторичных доходов государство решает две основные задачи. 
         Во-первых, осуществляет финансирование предприятий и учреждений, находящихся в общественной собственности и создающих вещественную продукцию и услуги, которые не подлежат продаже. Это школы, больницы, библиотеки, заводы по производству военной техники, службы по охране природы, проведению санитарных работ, предотвращению чрезвычайных ситуаций, поддержанию правопорядка.

Во-вторых, оказывает помощь нетрудоспособным членам общества (например, престарелым, инвалидам, больным), потерявшим работу (например, безработным, беженцам), малообеспеченным (например, многодетным семьям, одиноким матерям). Кроме того содержит школы-интернаты, дома инвалидов и престарелых, проводит социальную работу с трудными подростками, наркоманами, бывшими заключенными.. 
         Как правило, государство держит в своих руках работы, которые имеют для него важное значение. Представьте, если бы врач лечил больных только за деньги, а учитель учил лишь тех учеников, которые платят за уроки, то многие члены общества оставались бы больными и неграмотными. Это ухудшило бы качество трудовых ресурсов, что невыгодно государству. 
         Перераспределение доходов, которое осуществляет государство, приносит экономике не только пользу, но и вред. Ведь перераспределение выравнивает доходы и этим ослабляет заинтересованность предприятий и работников в более производительном труде. Так, по подсчетам экономистов, крупные социальные программы (например, по борьбе с бедностью, безработицей, наркоманией), способны привести к сокращению прироста объемов производства почти на 20%. Осуществление перераспределительной функции требует от государства предельной осторожности и дополнительных мер по стимулированию труда. Во многих странах широко распространяется система оплаты за квалификацию и знания. В некоторых странах действует система «оценки заслуг», которая используется для определения роста зарплаты и продвижения по службе.

Рыночная экономика  неизбежно связана с дифференциацией  доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Также необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации перед жителями соответствующих регионов, скоординировать усилия государственных органов и четко распределить их функции.

 

Список использованной литературы

 

I. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов

1. Бардовский В.П., Рудакова  О.В., Самородова Е.М. Экономика:  учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011г. – 672с.

2. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / А.Я.Лившец, И.Н.Никулина, О.А.Грудева и др.: под ред. А.Я.Левшица, И.Н.Никулиной. – М.: Высшая Шк. – 1999г. (электронная версия).

3. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономикая). – М.: «Владос», 1999г. – 297с.

4. Макконел К.Р., Брю  С.Л. Экономикс: принципы, проблемы  и политика. Пер. с 14-ого англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2003г. – XXXVI, 972с.

5. Макроэкономика. Теория и российская практика / под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной. – М.: 2004г. (электронная версия).

6. Макроэкономика. Учебное пособие / Под ред. Н.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2000г. (электронная версия).

7. Симкина Л.Г. Экономическая  теория. – СПБ.: Питер, 2006. – 384с.

8. Таганов Э. Неравенство  доходов в России // Экономист.  – 2007г. (электронная версия)

9. Экономическая теория. Трансформирующая экономика: Учебное  пособие / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2004г. (электронная версия)

10. Экономическая теория: Учебник / под ред. И.Н.Николаевой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007г. – 457с.

11. Экономика: учебное  пособие для неэкономических  вузов / Под ред. Е.Н.Лобачевой.  – М.: Издательство «Экзамен», 2004г.  – 592с.

12. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова . – М.: Издательство БЕК, 1995г. – 632с.

13. Экономика: Учебник  3-е изд., перераб. и доп. / под  ред. д-ра экон. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономисть, 2003г. (электронная  версия)

14.Экономическая теория: учебное пособие / под ред. проф. Ф.П.Евсеенко. – Брянск: изд-во БГУ, 2003г. – 151с.

 

II.Статистические сборники и справочная литература

15. Официальный сайт  Росстат РФ (электронный ресурс) – Режим доступа: www.gks.ru


 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Неравенство доходов и политика перераспределения доходов