Обоснование точки безубыточности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение точки безубыточности, как одного из инструментов позволяющего выявить взаимосвязь «объём производства – себестоимость – прибыль».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена концепция безубыточности для целей анализа объёма производства, себестоимости и прибыли в их взаимосвязи;
2. Рассмотрены различные подходы к определению и расчету точки безубыточности с использованием CVP-анализа;
3. Рассмотрены определяющие факторы изменения точки безубыточности, ее анализ и планирование на предприятии

Вложенные файлы: 1 файл

Kyrsach.DOC

— 404.00 Кб (Скачать файл)

II. Прогноз будущих  цен на факторы производства  и на готовую продукцию. На  основе данных изображенных в  п.1 осуществляется прогнозное планирование интересующих нас ценовых факторов товарного рынка. Для этого особенно полезно рассмотрение статистически по показателям, рассматривавшимся в п.1, анализ динамики этих показателей, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов.

III. Расчет переменных  и постоянных затрат.

Необходимо рассчитать себестоимость производимой продукции. При этом необходимо спланировать применение объема незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, определяются предположительные источники их формирования. Если потребность в финансовых ресурсах удовлетворяется путем внешних займов, то в сумму непроизводственных расходов необходимо включить расходы по полученным кредитам.

IV. Расчет точки  безубыточности.

Определяем  точку безубыточности на основе расчета  себестоимости изделий и предположительной  цены реализации. Схемы расчета точки безубыточности изложены в параграфе 2. После расчета объема производства, необходимого для покрытия постоянных издержек, определяется потребная величина маржи безопасности. Эта приблизительная величина зависит от стабильности внешней среды, в которой действует фирма. Естественно, что чем более нестабильна внешняя среда, тем большим должен быть размер маржи безопасности. После определения маржи безопасности рассчитываем объем выпуска и реализации продукции необходимой для достижения требуемого уровня маржи безопасности.

V., VI. Определение  ценовой политики предприятия

На основе анализа  будущего состояния рынка, определяем при каком уровне цен и ценовой  политике предприятия достигается  необходимый объем реализации. После  этого вновь пересчитывается  точка безубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если эта величина не удовлетворяет заданному критерию, то повторяем пункты еще раз, с другими значениями цен. Если не получается достичь приемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ, обращая внимание на снижение затрат. Подобным оперативным процессом мы достигаем производственного плана с удовлетворяющими исходным требованиям величинами маржи безопасности и цен реализации.

VII. Принятие  окончательного плана

На основе определенных в п. V, VI цен реализации, объемов реализации производится окончательный расчет точки безубыточности, а также составляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. При этом определяется момент достижения точки безубыточности.

VIII. Контроль  безубыточности

Контроль безубыточности включает в себя несколько аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль себестоимости, контроль плана реализации, контроль поступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, что контроль себестоимости и контроль плана реализации и поступления доходов проверяют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном контроле за полученными доходами и текущими издержками фирмы, определении того, в каком положении относительно точки безубыточности находится фирма. Подобное изложение вопросов планирования и контроля безубыточности опускается в силу того, что данная работа имеет ограниченный объем.

Таким образом в работе описан достаточно замкнутый круг вопросов, касающихся анализа безубыточности и вкратце описан процесс планирования безубыточности.

 

Расчётная часть.

 

Керамический  завод по производству кирпича выпускает  продукцию четырех видов: К1, К2, К3, К4. Сведения о затратах на производство представлены в таблице. Маркетинговые исследования конъюнктуры рынка дают следующую примерную структуру предполагаемой реализации продукции: К1 – 40%, К2 – 10%, К3 – 20%, К4 – 30%.

Предприятие ставит перед собой задачу получить в  предстоящем месяце 75000 руб. прибыли.

Показатели  деятельности предприятия, руб.

№ п/п

Показатели

Виды  продукции

К1

К2

К3

К4

Всего

1

Структура предполагаемой реализации продукции, %

40

10

20

30

100

2

Цена единицы, руб.

40

27

44

57

 

3

Прямые (переменные) затраты на единицу продукции по видам - всего

36

23

43

56

158

4

Косвенные (постоянные) затраты на весь объём реализации - всего, руб.

72000

18000

36000

54000

180000

5

Операционная  прибыль, руб.

30000

7500

15000

22500

75000


 

Требуется:

  1. Найти, сколько единиц продукции каждого вида необходимо продать, чтобы получить эту прибыль.
  2. Рассчитать полную себестоимость каждого изделия. Проанализировать рентабельность отдельных видов продукции.

Возможны ли варианты оптимизации разработанной  производственной программы для улучшения финансового положения предприятия?

 

 

Решение:

 

Операционная  прибыль представляет собой разницу  между выручкой (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей) и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Для того, чтобы  найти необходимое количество продукции  каждого вида распределим косвенные (постоянные) затраты на весь объём  реализации по видам продукции согласно структуре предполагаемой реализации продукции, данные сведем в таблицу:

 

Данные  о затратах предприятия, руб.

 

№ п/п

Показатели

Виды  продукции

К1

К2

К3

К4

Всего

1

Структура предполагаемой реализации продукции, %

40

10

20

30

100

3

Прямые (переменные) затраты на единицу продукции по видам - всего

36

23

43

56

158

4

Косвенные (постоянные) затраты на весь объём реализации - всего, руб.

72000

18000

36000

54000

180000

5

Операционная  прибыль, руб.

30000

7500

15000

22500

75000


 

Теперь определим  необходимое количество продукции  по каждому виду. Для этого воспользуемся формулой точки безубыточности с учетом желаемой прибыли:

 

 

Рассчитаем  необходимое количество продукции, которое необходимо произвести по каждому  виду, данные сведем в таблицу:

Данные  о количестве продукции

 

№ п/п

Показатели

Виды  продукции

К1

К2

К3

К4

Всего

1

Структура предполагаемой реализации продукции, %

40,00%

10,00%

20,00%

30,00%

1

3

Прямые (переменные) затраты на единицу продукции  по видам - всего

36

23

43

56

158

4

Косвенные (постоянные) затраты на весь объём реализации - всего, руб.

72000

18000

36000

54000

180000

5

Операционная  прибыль, руб.

30000

7500

15000

22500

75000

6

Количество  продукции

25500

6375

51000

76500

159375


 

Рассчитаем  полную себестоимость и рентабельность производимой продукции, для этого распределим косвенные (постоянные) затраты согласно выпускаемому количеству продукции по каждому виду по следующим формулам:

1) Себестоимость:

;

2) рентабельность  продукции (коэффициент окупаемости  затрат):

;

3) рентабельность  продаж (оборота):

.

Полученные  данные сведем в таблицу:

 

Данные о себестоимости  и рентабельности продукции

 

№ п/п

Показатели

Виды продукции

К1

К2

К3

К4

Всего

1

Структура предполагаемой реализации продукции, %

40

10

20

30

100

3

Прямые (переменные) затраты  на единицу продукции по видам - всего

36,00

23,00

43,00

56,00

158,00

4

Косвенные (постоянные) затраты  на весь объём реализации - всего, руб.

72 000,00

18 000,00

36 000,00

54 000,00

180 000,00

6

Количество продукции

25 500,00

6 375,00

51 000,00

76 500,00

159 375,00

7

Косвенные (постоянные) затраты  на единицу продукции по видам - всего, руб.

2,82

2,82

0,71

0,71

 

8

Себестоимость единицы  продукции, руб

38,82

25,82

43,71

56,71

 

9

Себестоимость продукции всего по видам, руб

990 000,00

164 625,00

2 229 000,00

4 338 000,00

7 721 625,00

10

Цена единицы, руб.

40,00

27,00

44,00

57,00

 

11

Выручка, всего, буб.

1 020 000,00

172 125,00

2 244 000,00

4 360 500,00

7 796 625,00

12

Операционная прибыль, руб.

30 000,00

7 500,00

15 000,00

22 500,00

75 000,00

13

Рентабельность продукции, %

3,03

4,56

0,67

0,52

0,97%

14

Рентабельность продаж, %

2,94

4,36

0,67

0,52

0,96%


 

Таким образом, наибольшей рентабельностью обладает продукция К2, хотя и прогноз продаж её составляет наименьший удельный вес.

Проанализировав результаты расчётов, можно сделать  выводы, что следует рассмотреть  расходы на продукцию К3 и К4, так  как при несущественной наценке, её себестоимость велика, что в  результате даёт низкий уровень рентабельности.

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее  время на многих российских предприятиях существует необходимость в интегрированной  методической и инструментальной базе для поддержки основных функций  менеджмента - планирования, контроля, учета и анализа, координации различных аспектов управления бизнес-процессами. Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании решает контроллинг.

Но главным  образом в практической деятельности предприятий контроллинг реализует себя как аппарат управления затратами. Для этого используется специальный учетный и аналитический инструментарий: директ-костинг, расчет точек безубыточности, определение ценовой политики, анализ взаимосвязей между объемом производства, себестоимостью и прибылью и т. д. На основе этого для предприятий предлагается применять многоступенчатую схему сформирования сумм покрытий, а в конечном итоге и прибыли предприятия. Процедура контроллинга не только касается управления издержками производства, но и затрагивает другие сферы управления предприятием. Он является набором методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия. Контроллинг не только позволяет считать затраты по-новому, более естественно, но и стимулирует высшее руководство думать в финансовых категориях, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу. 

Одним из мощных инструментов контроллинга для решения большого класса маркетинговых задач является анализ безубыточности производства. Посредством такого анализа можно определять точку безубыточности, планировать целевой объем производства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор наиболее эффективных технологий производства, разрабатывать оптимальные производственные планы.

Описанный в  работе CVP –является одним из важнейших инструментов, используемый менеджерами при определении точки безубыточности.

Этот вид  анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Информация о работе Обоснование точки безубыточности предприятия