Общественное благосостояние как фактор формирования новой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 23:30, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В условиях интенсивного развертывания глобализационных процессов в современном мире появляются новые тенденции, состоящие в смене приоритетов решения социально-экономических проблем. Во главу угла ставятся проблемы социального характера. При этом проблема формирования и роста общественного благосостояния занимает одно из важнейших мест в современной системе хозяйствования.
В условиях продолжающегося мирового финансового кризиса при существенном падении общественного благосостояния в большинстве стран мира объяснение экономических механизмов формирования и поддержания общественного благосостояния приобретает приоритетное значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Общественное благосостояние как фактор формирования новой эконом.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Данное противоречие не разрешается рыночной системой. Необходима новая экономическая система, в которой понимание общественного благосостояния усложняется, актуализируется вопрос баланса между социальной справедливостью и экономической эффективностью, полнотой развития гражданского общества. Отмечено, что эти факторы не обусловливают рост общественного богатства, но определяют внутренние содержательные черты общественного благосостояния.

Сегодня мировая экономика находится в стадии качественной трансформации: происходит постепенный отказ от изжившей себя модели сырьевой и индустриальной экономики, на смену которой приходит хозяйственная система нового типа. Основой развития новой экономики выступают интеллектуальные ресурсы и наукоемкие технологии. Новая экономика характеризуется стремительностью перемен, усилением и ожесточением конкурентных сил, быстрым устареванием технологий, и, как следствие, сокращающимся циклом жизни продуктов и услуг и, конечно же, проникновением всемирной сети Интернет во все сферы хозяйственной деятельности. Ключевыми экономическими агентами становятся люди с большим творческим и интеллектуальным потенциалом: разработчики инновационных технологий, ученые, программисты, в то время как бизнесмены утрачивают свое значение движущей силы хозяйственного развития. Как следствие, в рамках новой экономики меняется и физическая форма блага, которая становится нематериальной.

Кроме того, специфика новой экономики заключается не только в том, что помимо использования традиционных для индустриальной экономики факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательская способность) актуализируется новый фактор – информация (которая воплощается в конкретный информационный продукт или инновационную концепцию, генерирующую прибыль для предприятий или имеющую социальную значимость), но особую роль начинает играть общественное благосостояние как фактор не столько производства, сколько формирования хозяйственной системы нового типа.

На основе представленного в диссертационном исследовании анализа основных принципов теории новой экономики, автором предложено следующее определение хозяйственной системы нового типа.

Новая экономика (или хозяйственная система нового типа) – это экономика, в которой доминирует не механический, а научный труд, позволяющий создавать высокотехнологичные инновационные продукты и технологии; экономика, отличительной особенностью которой является наличие конкуренции не только на рынке материальных товаров (предметов повседневного пользования, предметов роскоши), но и в сфере нематериальных товаров (патенты на новые разработки, программное обеспечение, знания); экономика, в которой возрастает роль нематериальных потребностей человека (образование, творчество); экономика, одной из основных целей которой является создание максимально благоприятных и комфортных условий для жизни, деятельности и самореализации человека.

Новая экономика представляет собой не просто более высокую ступень экономического развития, а развитие человеческого общества, благосостояние которого становится фактором формирования новой цивилизации и ее базы – хозяйственной системы нового типа.

На этом пути возникает необходимость решения ряда социально-экономических задач, сгруппированных автором в следующие направления:

  • развитие и совершенствование научно-технического потенциала, обусловливающего рост объемов и качества НИОКР;
  • развитие человеческого капитала посредством введения системы непрерывного образования, разработки системы мер, направленных на повышение качества кадрового потенциала;
  • ускорение структурных изменений в экономике, формирование соответствующей институциональной среды;
  • формирование экономической стратегии с учетом эффекта интеллектуальной ренты;
  • формирование и развитие информационного сектора экономики.

4. В диссертационном исследовании обосновывается важность государственного регулирования экономики нового типа для развивающихся стран и стран с трансформирующейся экономикой в связи с наличием в данной категории стран значительных изъянов социально-экономического развития. Показано, что роль государства в формировании и поддержании общественного благосостояния  заключается в проведении такой социально-экономической политики, которая обеспечила бы баланс между социальной справедливостью и экономической эффективностью. Цели и методы государственного регулирования новой экономики представлены в виде схемы (Рис.2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Цели и методы государственного регулирования экономики нового типа

Источник: составлено автором

 

Среди основных методов достижения баланса между социальной справедливостью и экономической эффективностью в диссертационном исследовании обозначены следующие. Во-первых, необходимость участия государства в определении прав собственности и в процедуре оптимизации отраслевой структуры экономики посредством реализации эффективной бюджетно-налоговой политики, направленной на защиту и развитие перспективных отраслей экономики и стимулирование экспорта и инвестиций в них. Во-вторых, в диссертации показана роль государства в условиях объективных тенденций нарастания глобализационных и интеграционных процессов в мировой экономике, которые обеспечивают одну из наиболее важных предпосылок для перехода к экономике нового типа – доступность информационных потоков и экспорт научно-технического прогресса, способный повлиять на выравнивание отраслевого баланса национальных хозяйств в части паритета высокотехнологичной продукции. В-третьих, дополнительно в исследовании обоснована роль государства в регулировании рынка труда и образования в части обеспечения адекватности и сбалансированности между образовательной программой и требованиями, предъявляемыми работодателями на рынке труда.

В диссертации сформулированы положения о том, что не регулируемый со стороны государства рост трудовой миграции приводит к снижению общественного благосостояния в связи с перетоком капитала за пределы национальной экономики. Рост трудовой миграции в России (который в основном сосредоточен в крупнейших городах-миллионниках) объясним неготовностью граждан трудиться в малодоходных, требующих значительной физической нагрузки отраслях. Для решения указанной проблемы в данной работе предлагается внедрение такого инструмента регулирования рынка труда, как локальный отраслевой минимальный размер оплаты труда (ЛОМРОТ) с установлением минимального размера оплаты труда с учетом отраслевой и региональной специфики.

5. Одной из закономерностей динамики общественного благосостояния россиян является сближение совокупности социально-экономических детерминантов общественного благосостояния в России с общемировыми тенденциями. Обобщив результаты анализа проблемы человеческого капитала как фактора роста общественного благосостояния в нашей стране, сделан вывод о том, что рост государственных социальных расходов является автономным фактором, отражающим вклад человеческого капитала в общественное благосостояние, однако не зависящим от объема и качества оказываемых образовательных и медицинских услуг.

Для преодоления проблем, связанных с достижением высокого уровня образования как основы человеческого капитала необходима реализация совокупности мер. Во-первых, необходимо финансовое стимулирование  высококвалифицированных педагогов средней и высшей школ как привилегированного социального слоя. Во-вторых, определение оптимального соотношения «старых» и «новых» образовательных технологий.

Решение проблемы безработицы и обеспечения высокого уровня занятости в условиях формирования новой экономики в России также получает иной аспект. Занятость не означает безусловное поддержание общественного благосостояния. Следует оценивать такие показатели, как удовлетворенность экономического агента своей работой, лояльность к работодателю, среднему времени нахождения сотрудника на одной службе.

Актуальной для роста общественного благосостояния в России остается стратегия промышленной политики. Не в полной мере востребованными остаются такие инструменты стимулирования предпринимательской активности, как предоставление налоговых льгот, прямых субсидий, «дешевых» кредитов, специализированной инфраструктуры или организация специализированных экспортных зон. Из числа монетарных факторов существенное значение для поддержания благосостояния граждан имеет политика ослабления национальной валюты. Снижение  стоимости денег внутри страны и за ее пределами при прочих равных условиях влечет развертывание инфляционных процессов и снижение реальных доходов граждан. Принципиальное значение имеет управление политической конъюнктурой для поддержания общественного благосостояния. Основной принцип такого управления – это контроль общества над действиями всех ветвей власти.

В диссертационном исследовании отмечено, что для оценки общественного благосостояния экономисты часто используют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Анализ, проведенный во втором параграфе третьей главы диссертационного исследования, показал, что ИРЧП не может служить полноценным показателем уровня общественного благосостояния, в т.ч. по следующей причине. В состав ИРЧП включается так называемый индекс грамотности. Однако сегодня в условиях новой экономики показатель грамотности в классическом ее понимании утрачивает свою актуальность при оценке общественного благосостояния в развитых странах. Новая экономика предполагает оперирование более сложными экономическими категориями и требует от человека наличия не просто грамотности, а своего рода «сверхграмотности», то есть определенных навыков, компетенций и опыта, позволяющих решать задачи более высокого порядка, которые ставит перед человеком новая среда, новая экономика. Предлагается оценивать уровень подготовки специалистов в учебных учреждениях, определяемый показателем «функциональной грамотности»8 на основе специально разработанных тестов. Наиболее известными такими тестами являются PISA (Program for International Student Assessment)9, TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study)10 и IALS (International Adult Literacy Test)11.

В диссертационном исследовании аргументировано, что наиболее успешно с задачей оценки общественного благосостояния посредствам построения сводного интегрального индекса справляется так называемый Индекс процветания (или Индекс глобального благосостояния), предложенный исследовательским институтом из Дубая (ОАЭ) «Легатум»12. Данный индекс базируется на 22 критериях (построенных на основе 44 подкомпонентов) и учитывает как экономическую конкурентоспособность стран, так и качество жизни населения. На основе анализа представленного в диссертационном исследовании «Рейтинга глобального благосостояния – 2008» (Россия занимает 57 место среди 104 стран) и «Рейтинга глобального благосостояния – 2009» (Россия занимает 69 место)  сделан вывод о том, что Россия по уровню общественного благосостояния отстает от развитых стран не столько по экономическим показателям, а, главным образом, по показателям качества жизни населения. Это обусловливается в числе прочего и идеологической однобокостью, характеризуемой господством подходов к общественному благосостоянию в нашей стране исключительно с материальных позиций.

6. Пути достижения общественного благосостояния в условиях новой экономики связаны с необходимостью реализации инновационного сценария развития хозяйственной системы. Для преодоления проявлений стихийности рыночного развития создание и функционирование государственных корпораций представляется своевременной и целесообразной мерой.

Для координации мер и усилий по поддержанию и росту общественного благосостояния в России представляется необходимым создание специального института – Комитета по общественному благосостоянию, цель которого следует заключить в вовлечении ведущих ученых страны в разработку социально-экономической политики, создание условий для взаимопроникновения академической науки и практики реализации государственных задач. Функционирование Комитета по общественному благосостоянию позволило бы решить задачу налаживания конструктивного диалога власти и научного сообщества. В условиях новой экономики, где инфраструктурное и институциональное развитие является одновременно как целью, так и средством достижения социально-экономического прогресса, такой диалог является насущной необходимостью.

 

 

Список работ, опубликованных автором по теме диссертации

 

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

    1. Бархота А.В. Дорош А.А. Макродинамические основания общественного благосостояния россиян // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. Вып. 5(61). С. 63-69, 0,5 п.л.
    2. Дорош А.А. Поддержание общественного благосостояния в условиях финансового кризиса // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, №2 (26) – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2009. С. 41-47, 0,5 п.л.

Прочие публикации по теме диссертационного исследования:

    1. Дорош А.А. К вопросу об общественном благосостоянии россиян // Двадцать первые Международные Плехановские чтения (1-4 апреля 2008 г.): тезисы докладов аспирантов, магистрантов и докторантов. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2008. С. 19. – 0,1 п.л.
    2. Dorosh A. The Problem of Public Welfare Growth in Russia  // Двадцать первые Международные Плехановские чтения (23 апреля 2008 г.): тезисы докладов аспирантов и преподавателей на иностранных языках. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2009. С. 13-14. – 0,1 п.л.
    3. Дорош А.А. Неоклассический и институциональный подходы к достижению общественного благосостояния // Двадцать вторые Международные Плехановские чтения (14 апреля 2009 г.): тезисы докладов аспирантов, магистрантов, докторантов и научных работников. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2009. С. 196-197. – 0,1 п.л.
    4. Dorosh A. Support and Development of the Banking System as the Public Welfare Growth Factor // Двадцать вторые Международные Плехановские чтения (28 апреля 2009 г.): тезисы докладов аспирантов и преподавателей на иностранных языках. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2009. С. 27-28. – 0,1 п.л.
    5. Дорош А.А. Роль государства в формировании общественного благосостояния в условиях новой экономики // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ(ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ, 20-21 января 2010 года. Том 1. Экономика. Москва-Луганск. Издательство МАДИ(ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. 2010. С. 15-26. – 1,0 п.л.
    6. Дорош А.А. Пути достижения устойчивого роста общественного благосостояния в России в условиях формирования новой экономики // Модернизация экономики России и стран СНГ: Материалы международного конгресса, г. Волгоград, 18-19 марта 2010 г.: В 2 ч. Ч. I / Под ред. д-ра экон. наук, проф. И.Е. Бельских. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. – С.51-57. – 0,5 п.л.   
    7. Дорош А.А. Комитет по общественному благосостоянию как координатор социально-экономического развития России // Двадцать третьи Международные Плехановские чтения (20-23 апреля 2010 г.): тезисы докладов аспирантов, магистрантов, докторантов и научных работников. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2010. С. 185-186. – 0,1 п.л.

Информация о работе Общественное благосостояние как фактор формирования новой экономике