Определение сущности государственного бюджета как экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.

Содержание

1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции….........3
1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории…………………………………………………………………………5
1.2 Структура государственного бюджета………………………………….10
1.3 Функции государственного бюджета……………………………………13
2. Источники формирования государственного бюджета…………………..16
2.1 Налоговые поступления и государственные займы…………………….17
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондо в…….22
3. Пути использования государственного бюджета…………………………25
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовиккккк.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

     - обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

     - финансовая помощь другим бюджетам  и прочее.

     Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

     Важную  роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

     - получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

     - целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

     - предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

     - безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

     Однако  помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.

     Основные  задачи в области бюджетных расходов:

     - сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

     - снизить расходы на содержание государственного аппарата;

     - продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

     - повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

     - снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

     - усилить контроль за использованием бюджетных средств;

     - обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

     Расходы государственного бюджета тесно  взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

     В целом в области расходов бюджета  до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.

     Доходы  и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Однако, именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Центральное место бюджета в финансовой системе  объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.

     Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты. Отношения  между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов, а также классифицируются по ряду признаков – целевому, ведомственному, территориальному, предметному, функциональному.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. «Экономическая  теория» // Под редакцией В.Д. Камаева, Москва изд. «Владос» 2001г.
  2. «Экономическая теория» // Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. “Питер”, 1999.
  3. А.П. Казаков, Н.В. Минаева «Экономика (микро-, макро- и прикладная экономика)» Москва 1999г.
  4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф., «Макроэкономика» Москва изд. «Дело и Сервис» 2001г.
  5. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. // Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Изд-во Прогресс- Академия, 2004.
  6. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. // Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: «Прогресс- Академия», 2004.
  7. Бюджетная система России: Учебник. Парыгина В.А., Тедеев А.А. – М. Изд-во Эксмо. 2004.
  8. Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. Изд-во Дашков и К. – М.: 2006
  9. Бюджетная система Российской Федерации. Ларина Л.С. – М.: Изд-во Юриспруденция. 2006
  10. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.
  11. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. Вахрин П.И. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
  12. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.12.2005 № 189 – ФЗ
  13. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  14. Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  15. Финансы и кредит. Шевчук В.А. – М.: Изд-во РИОР. 2004.
  16. Финансы, денежное обращение и кредит. Будасова С.А. – М.: Изд-во Феникс. 2000.
  17. Финансы, денежное обращение и кредит. Литовских А.М., Шевченко И.К.Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  18. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов // Под ред. Янина О.Е. – М.: 2005.
  19. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Будасова С.А. – М.: Изд-во Феникс.2002.
  20. Финансы. Глущенко В.В., Чехунов В.Н.: Учеб. пособие. – Харьков: Изд-во Ун-та внутренних дел. – 2000
  21. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов // Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е издание. 2003
  22. Финансы. Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Изд-во Финансы и статистика. 2004.
  23. Финансы: Учебник для вузов // Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  24. Финансы: Учебное пособие // А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  25. Экономическая теория: Учебник. Иохин В.Я. - М.: Юрист, 2000
  26. Электронный ресурс www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.
  27. Электронный ресурс www.eeg.ru.
  28. Электронный ресурс www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов Российской Федерации.

Информация о работе Определение сущности государственного бюджета как экономической категории