Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – определить, что такое предпринимательство, его основные функции, обозначить организационно-правовые формы, учитывая Законодательство Российской Федерации, а так же рассмотреть динамику развития предпринимательства в России и на Смоленщине. Для раскрытия темы необходимо выполнить следующие задачи:
• определить сущность предпринимательства
• изучить функции, субъекты и объекты предпринимательства
• рассмотреть организационные формы предпринимательства
• исследовать развитие предпринимательства по регионам России и на Смоленщине
• выявить проблемы развития предпринимательства, проанализировать целевую программу «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и сделать соответствующие выводы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. . . 5
1.1 Понятие и этапы развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Функции, субъекты и объекты предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Организационные формы предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2 РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ. . . . . . . . . . . . 24
2.1 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России. . . . . . . 24
2.2 Оценка уровня развитие предпринимательства на Смоленщине. . . . . . . . . . . .27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяяч!!!!!.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. . . 5

1.1 Понятие и этапы развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.2 Функции, субъекты и объекты предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

1.3 Организационные формы предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

2 РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ. . . . . . . . . . . . 24

2.1 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России. . . . . . . 24

2.2 Оценка уровня развитие предпринимательства на Смоленщине. . . . . . . . . . . .27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

ПРИЛОЖЕНИЕ А «Динамика численности малых предприятий». . . . . . . . . . . . . 38

ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Темп роста кол-ва зарег-ных малых предприятий». . . . . . . . .39

ПРИЛОЖЕНИЕ В «Целевые показатели программы». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы  хозяйствования, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в  силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению  и условиям жизни частные предприниматели  близки к большей части населения  и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и  политической стабильности общества.

География устойчивого развития предпринимательства постоянно  расширяется, хотя и сохраняется  неравномерность его распространения: более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено  в восьми субъектах России, около  четверти - в Москве. Предприниматели  за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень  многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация  рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшилось качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых предприятий.

Любая предпринимательская  деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно  определяется объективными условиями - сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, хотя, конечно, в определенной степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.

Принимая решение о  выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый  уровень и объем возможных  прав и обязательств в зависимости  от профиля и содержания будущей  предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего  законодательства. Одно дело, когда  предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое - когда предпринимательская  идея сводится к долговременному  повторению одного и того же производственного  цикла. В одних случаях предпринимательская  идея может осуществляться более  или менее изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других - такая кооперация необходима (например, при производстве товаров массового потребления).

Цель данной курсовой работы – определить, что такое предпринимательство, его основные функции, обозначить организационно-правовые формы, учитывая Законодательство Российской Федерации, а так же рассмотреть динамику развития предпринимательства в России и на Смоленщине. Для раскрытия темы необходимо выполнить следующие задачи:

  • определить сущность предпринимательства
  • изучить функции, субъекты и объекты предпринимательства
  • рассмотреть организационные формы предпринимательства
  • исследовать развитие предпринимательства по регионам России и на Смоленщине
  • выявить проблемы развития предпринимательства,  проанализировать целевую программу «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и сделать соответствующие выводы

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

1.1 Понятие и теории  развития предпринимательства

 

Российское законодательство о предприятиях и предпринимательской  деятельности определяет предпринимательство  как инициативную самостоятельную  деятельность граждан и их объединений, направленную на систематическое получение  прибыли, осуществляемую на свой риск и под  свою  имущественную  ответственность и зарегистрированную в установленном государством порядке[4,с.24].

В экономической теории выделяют следующие этапы развития теории предпринимательства:

  • Первый этап возник в XVIII в., изучение предпринимательства было связано с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Такая позиция нашла отражение в трудах классиков экономической теории Р.Кантильона, М.Питерса, Р.Хизрича, А.Смита и др.
  • Второй этап в научном осмыслении предпринимательства зародился вначале XIX в., и связан с выделением такой его основной отличительной черты как новаторство. Эта точка зрения принадлежит ученым экономистам Ж.Б.Сэю, Й.Шумпетеу, П.Друкеру и др. В нашей стране после Октябрьской революции 1917 г. проблемы предпринимательства находят свое отражение в работах В. И. Ленина, И. В. Сталина, И. И. Бухарина, где оно рассматривалось как угроза социалистическому строю. Одновременно допускалось развитие социалистической предприимчивости и социалистического соревнования как факторов успешного хозяйствования.
  • Третий этап – конец XIX – XX вв. отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя, в числе которых способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей; и на роли предпринимательства как регулирующего начала в экономической системе. Значительный вклад в развитие этих идей внесли Р.Хизрич, М.Питерс, А.Хоскинг и др.
  • Можно выделить современный этап развития теории предпринимательства, связанный с переносом акцента на управленческий и инновационный аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно, с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства[1,с.104].

В наибольшей степени предпринимательство  характеризуется такими признаками как самостоятельность, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это  вместе взятое, в совокупности, должно быть присуще экономической деятельности с тем, чтобы ее можно было с  полным основанием назвать предпринимательской. Предпринимательству обычно присуши  тактический способ действий, относительная  кратковременность коммерческих операций, сделок. Предприниматель склонен  проводить ряд сменяющих друг друга операций не очень большой  продолжительности. В одних ему  сопутствует успех, в других —  неудача, важно чтобы в целом  прибыль покрывала, превышала убытки. Все это, однако, не исключает связи  предпринимательства с крупными, долговременными экономическими проектами.

На сегодняшний день в  мире не  существует общепринятого  определения предпринимательства. В экономической литературе понятие  «предприниматель» впервые появилось  во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г. Понятие «предприниматель» толковалось как человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта»[1,с.100].

 Кантильон (Cantillon) Ричард (1680—1734), банкир, экономист и демограф, один из ранних исследователей капиталистического способа производства. По происхождению ирландец, вёл свои дела в Великобритании и Франции. Его книга «Очерк о природе торговли вообще» была после его смерти издана в 1755 на французском языке. Кантильон Ричард  первым предпринял попытку представить кругооборот промышленного капитала в форме наглядной схемы и  считал, что расхождение между спросом и предложением дает возможность отдельным субъектам (предпринимателям) покупать товар подешевле и продавать подороже.

Около 1800 года Жан-Батист  Сэй  следующим  образом  охарактеризовал  предпринимателя:  «Предприниматель  перемещает  экономические ресурсы  из области с более низкой в  область с более высокой  производительностью  и результативностью».  При этом Жан-Батист Сэй усматривал в предпринимательстве  творческое соединение и координацию  двух факторов производства – труда  и капитала – в условиях риска.

В западных странах современное  предпринимательство характеризуется  как особый, новаторский, антибюрократический  стиль хозяйствования, в основе которого — постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных  источников. Но следует подчеркнуть, что для создания и развития своего предприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основе действующего законодательства. 

Американский ученый, профессор  Роберт Хизрич под предпринимательством понимает следующее: «Это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью», а предприниматель – это «человек, который затрачивает на это все  необходимое время и силы, берет  на себя весь  финансовый, психологический  и социальный риск, получая в награду  деньги и удовлетворение достигнутым». Дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.  

Английский профессор  Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным  предпринимателем является лицо, которое  ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет  личную ответственность за обеспечение  необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением  является полученная в результате предпринимательской  деятельности прибыль и чувство  удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять  на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».

По мнению американского  ученого Р.С. Ронстадта, предпринимательство  — это динамичный процесс наращивания  богатства. Богатство создается  теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто  не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям  новый товар или услугу. Этот товар  или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым; главное, чтобы предприниматель сумел  придать им новые качества, увеличить  их ценность, затратив на это необходимые  силы и средства[1,с.105-106].

Определенный интерес  вызывает точка зрения российского  ученого экономиста А.В. Бусыгина о  сущностных понятиях предпринимательства, под которым он понимает: «… стремление и действия к самостоятельному ведению  деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах». По мнению А. В Бусыгина – предпринимательство  есть искусство ведения деловой  активности, есть, прежде всего, мыслительный процесс, реализуемый в форме  делового проектирования[3,с.69].

Можно встретить и такое  определение предпринимательства: «Предпринимательство… является деятельностью, которая связана с вложением  средств, в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой»[7,с.50]. 

Необходимо отметить, что  предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической  активности, ибо его начальный  этап связан, как правило, лишь с  идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей  материализованную форму. Главным  субъектом активности (деятельности) является человек, следовательно, главным  субъектом предпринимательской  деятельности является предприниматель. Таким образом, предпринимательство  это особый вид активности человека основанной на инициативе, ответственности  и инновационной предпринимательской  идее.

Экономическая активность –  это форма участия индивида в  общественном производстве и способ получения финансовых средств, для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система  управления производством, качеством, внедрение  новых методов  организации производства или новых  технологий — это тоже инновационные  моменты.

Предпринимательство как  форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства