Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение целей и задач регионального планирования и прогнозирования.
В соответствии с указанной целью в работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность прогнозирования и планирования
- изучить систему прогнозирования и планирования на примере Чувашской Республики
- выявить основные направления совершенствования системы планирования и прогнозирования

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Прогнозирование и планирование развития регионов
1.1 Сущность прогнозирования и планирования…………………………....…….5
1.2 Цели и задачи регионального планирования и прогнозирования регионов....7
1.3 Специфика региональных комплексных программ……………………...……8
Глава 2. Система прогнозирования и планирования в Чувашской Республике
2.1 Прогнозирование социально-экономического развития Чувашской Республики …………………………………………………………………………11
2.2 Стратегия социально-экономического развития Чувашии до 2020 года…...17
2.3 Анализ программ, реализующихся в Чувашской Республике…………...….20
Глава 3. Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования………………………………………………………………..……25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая региональная....docx

— 56.02 Кб (Скачать файл)

По данным государственных заказчиков в 2012 году в  целом финансирование республиканских и ведомственных целевых программ из всех источников составило 63666,4 млн. рублей (116,5 % от плановых показателей), в том числе за счет федерального бюджета – 7261,9 млн. рублей (115,3 %), республиканского бюджета – 8814,8 млн. рублей (88,8 %), местного бюджета – 1075,9 млн. рублей (89,3 %), внебюджетных источников – 46513,8 млн. рублей (125,0 %) .

В структуре источников финансирования республиканских и ведомственных целевых программ в 2012 году преобладают внебюджетные источники, которые составляют 73,0 % от общего объема финансирования, средства республиканского бюджета составляют 13,9 %, федерального – 11,4 %, местного – только 1,7 %.

Следует отметить, что принимаемые меры по улучшению финансово-экономической ситуации в республике позволили увеличить общий объем финансирования программ по сравнению с 2011 годом. В целом финансирование республиканских и ведомственных целевых программ увеличилось на 13572,6 млн. рублей и составило 127,1 % от уровня 2011 года.  Значительно выросло финансирование программных мероприятий (почти в 1,5 раза) из внебюджетных источников - на 15139,7 млн. рублей, а также за счет средств местных бюджетов – на 340,0 млн. рублей. Привлечение средств из федерального и республиканского бюджетов снизилось на 1230,4 млн. рублей (на 14,5 %) и 676,9 млн. рублей (на 7,1 %) соответственно.

Объем капитальных вложений составил в отчетном году 43164,1 млн. рублей, что составило 67,8 % от общего объема финансирования программных мероприятий. В результате в 2012 году в Чувашской Республике введено в эксплуатацию 886,4 тыс. кв. метров общей площади жилья (101,3 %  к уровню 2011 года),  в том числе индивидуальных жилых домов введено в объеме 615,2 тыс. кв. метров (106,3 %).  Построено 40,86 км автодорог общего пользования с твердым покрытием, что составляет 129 % к годовым обязательствам, отремонтировано 49,5 км, или 95 % к годовому плану.

Введены в действие пристрой с переходом и завершена реконструкция здания Национальной библиотеки Чувашской Республики, 2 физкультурно-спортивных комплекса в с. Комсомольское Комсомольского района и г. Цивильске, фельдшерско-акушерский пункт в с. Николаевское Ядринского района на 45 посещений в смену,  завершена реконструкция зданий под производственный бизнес-инкубатор в с. Моргауши Моргаушского района и под многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг в г. Новочебоксарске, переведен ряд многоквартирных домов на индивидуальное поквартирное отопление в городах Мариинский Посад и Ядрин, построена блочно-модульная котельная и проведена реконструкция 0,2 км тепловых сетей для теплоснабжения и горячего водоснабжения квартала «Центр» в г. Алатыре, построены 11,39 км магистральных сетей канализации в с. Батырево Батыревского района, 4,63 км водопроводных сетей в г. Ядрине, 1,28 км магистрального водопровода и 11,8 км распределительных сетей группового водовода пгт Ибреси, завершены работы на объектах водоснабжения д.Ишпарайкино и д. Сормпось-Шумшеваши Аликовского района, д. Большое Буяново, д. Старая Шемурша и д. Чепкас-Никольское Шемуршинского района. В связи с решением проблем обеспечения детей дошкольными образовательными учреждениями объем средств, выделенных на объекты образования, по сравнению с 2011 годом увеличился в 1,5 раза, а их доля в общем объеме составила 13,3 % (в 2011 году – 8,0 %).

Необеспечение некоторыми госзаказчиками программ привлечения заявленных ими при утверждении программ и подпрограмм объемов софинансирования из местных бюджетов и внебюджетных источников привели к неполному выполнению в 2011 году запланированных мероприятий и показателей эффективности отдельных РЦП.

Так, в 2012 году из предусмотренных к выполнению 542 целевых индикаторов и показателей республиканских и ведомственных целевых программ достигнуты 449, или 82,8 %.

Недостаток у сельхозтоваропроизводителей собственных оборотных средств для своевременного проведения необходимого объема сельскохозяйственных работ повлиял на невыполнение прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей в программах Минсельхоза Чувашии – из 64 запланированных индикаторов достигнуты только 37 (57,8 %), в том числе по ведомственным целевым программам - из 43 запланированных индикаторов достигнуты лишь 16 (37,2 %).

Не в полном объеме выполнены мероприятия по 20 РЦП , в полном объеме данный показатель выполнен по 44 программам (68,8%).

В 2012 году Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики продолжалась работа по совершенствованию методологии и реализации республиканских целевых и ведомственных программ, по оптимизации бюджетного процесса в части перехода преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и ожидаемыми результатами их использования, что позволило более эффективно организовать процесс формирования и реализации РЦП.

Так, в течение года в целях приведения в соответствие республиканского законодательства с федеральным законодательством несколько раз вносились изменения в  Порядок разработки, формирования и реализации республиканских целевых программ Чувашской Республики. В целях дальнейшего расширения программно-целевого принципа организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2012 году в развитие Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года Кабинетом Министров Чувашской Республики принят Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Чувашской Республики в соответствии с которым в течение года утверждены 14 государственных программ Чувашской Республики. В состав государственных программ Чувашской Республики включены мероприятия не только республиканских и ведомственных целевых программ, но и непрограммные расходы.

Расширяется круг программных мероприятий, в связи с чем доля расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики, формируемая в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики выросла с 72,9 % в 2010 году до 74,5 % в 2011 году (по Российской Федерации – около 50%). С 2013 года уже 95,0 % бюджетных средств планируется направить на реализацию программных мероприятий.

Со стороны государственных заказчиков РЦП в течение 2012 года также проводилась содержательная корректировка действующих целевых программ в целях приведения их в соответствие с вновь принятыми нормативными правовыми актами, приведения параметров финансирования в соответствие с объемами бюджетных ассигнований. Корректировались индикаторы и программные мероприятия.

В структуре РЦП наибольший удельный вес занимают программы первого уровня с оценкой от 90 до 100 баллов  - 34 % (22 программы), от 100 до 110 баллов – 30 % (19 программ), от 80 до 90 – 22 % (14 программ), более 110 баллов – 14 % (7 программ). В структуре ВЦП 7 программ (64 %) получили балльную оценку от 90 до 110 баллов, две программы (18 %) – от 80 до 90 баллов, одна (9 %) - более100 баллов.

Результаты оценки результативности целевых программ за 2012 год будут учитываться при формировании проекта Перечня РЦП, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2013 году и на плановый период 2014-2015 годов, который будет рассмотрен в апреле текущего года на заседании Совета по инвестиционной политике  и после этого будет представлен в Кабинет Министров Чувашской Республики для утверждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования.

Региональное целевое программирование   позволяет федеральному центру активно влиять на проблемные регионы, успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, направленные на уменьшение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Однако существующие в России программы все еще имеют существенные недостатки. Главные из них – слабое обоснование проблемных приоритетов, отбора и эффективности программ, отсутствие надлежащей межпрограммной увязки и координации, недостаточная проработка вопросов территориально-хозяйственной комплексности и интеграции, плохой контроль за реализацией, неустойчивость финансирования. Названные недостатки приводят к невозможности реализации федеральных программ, как это случилось  с «Федеральной целевой программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005».

Современный подход к стратегическому территориальному социально-экономическому планированию должен опираться на имеющиеся традиции долгосрочного территориального планирования, модернизированные применением передовых технологий. Стратегическое планирование комплексного социально-экономического развития региона представляет вид управленческой деятельности, состоящий в разработке таких целей развития на стратегическую перспективу и определении механизмов их достижения, реализация которых призвана обеспечить его эффективное функционирование в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды с целью достижения сбалансированности национальных интересов и интересов местного сообщества. Решение задачи интеграции стратегического социально-экономического и финансового планирования — залог успешной реализации принимаемых стратегических решений.

В качестве главных направлений совершенствования регионального прогнозирования концептуально сформулированы следующие направления.

1. Развитие теории и  методологии разработки прогнозов. Процесс регионального прогнозирования  до настоящего времени не обеспечен  теоретическими разработками.

Теоретического осмысления требует и проблематика учета особенностей региональных экономик как сложных системных образований. Специфика регионов оказывает значительное влияние на весь ход социально-экономического развития регионов.

Многие социально-экономические процессы, протекающие в регионах, не детерминированы настоящим, а следовательно, и непредсказуемы в будущем. Прогнозисты довольно часто не могут учесть все взаимодействия, связи, которые определяют тенденции, закономерности развития региона. Характерна неясность и неоднозначность, противоречивость целей социально-экономического развития региона.

Вовлечение регионов в процессы глобализации и международной интеграции создает дополнительные трудности и проблемы при определении перспектив развития, особенно в долгосрочном периоде.

2. Совершенствование методической  базы прогнозирования и его  организационного обеспечения. При  составлении прогнозов нарушается  последовательность, технология, алгоритм  проводимых работ.

Разработка алгоритма прогнозирования позволит устранить дублирование работ, сократить затраты на составление прогнозов, а значит, и повысить экономическую эффективность всего комплекса исследований.

Содержательный анализ развития региона в предыдущие годы, текущего состояния региона, а также ключевых тенденций и факторов развития в будущем является начальным, исходным пунктом процесса разработки прогноза. Необходимо внедрить в практику регионального прогнозирования применение системного анализа, представляющего собой совокупность

конкретных методов и приемов разрешения многочисленных проблем развития региона как сложной социально-эколого-экономической системы. Системный анализ позволит осуществить (разделение) региональной системы на определенные подсистемы и исследовать их как самостоятельные объекты. На основе разнообразного инструментария могут быть разработаны концептуальные (вербальные), формальные, математические модели региона.

3. Формирование нормативно-правовой  и информационной базы прогнозирования.

Региональные прогнозисты испытывают острый недостаток оперативной, полной и достоверной статистической информации о социально-экономическом состоянии объекта прогнозирования. Многие показатели приводятся только по группе крупных и средних предприятий. Характерны

периодические коррективы методики расчетов основных статистических показателей.

Недостаточность количественной информации за длительные периоды не позволяет широко применять методы математического моделирования. В свою очередь, огромные массивы информации из-за ограниченности применения современных технических средств и программного обеспечения зачастую просто не используются.

Поэтому для повышения качества прогнозов необходимо проведение широкого комплекса мероприятий по повышению качества информации, применению персональных компьютеров, работающих в режиме автоматизированного рабочего места.

В настоящее время стратегическое планирование осуществляется на различных уровнях власти путем разработки и реализации согласованных концепций, доктрин, стратегий, программ и схем развития отдельных отраслей экономики, сфер жизнедеятельности и территорий. Полномасштабное осуществление мероприятий региональной политики в Российской Федерации ограничивается отсутствием единой системы государственного стратегического планирования регионального развития и её увязки с системой территориального планирования.

К настоящему времени практически во всех субъектах Российской Федерации сформирован комплекс официальных документов по стратегическому развитию регионов.

Следует придать нормативный характер обязательному перечню документов, их формату и содержанию, а также инструментам их реализации.

Документы, разрабатываемые на региональном уровне должны учитываться при подготовке документов стратегического и территориального планирования муниципальных образований.

Указанные документы разрабатываются на основе принимаемых на федеральном уровне Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегий социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов), стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы.

Мероприятия, предусматриваемые стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы, должны быть увязаны с приоритетными направлениями развития регионов. В этой связи одной из важнейших задач стратегического планирования является наличие регионального среза в стратегиях развития отраслей экономики и социальной сферы. Наличие регионального среза означает введение четкой региональной и местной привязки всех планируемых программных мероприятий. Это обеспечит согласование стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы с документами стратегического планирования развития регионов.

На федеральном уровне мероприятия по реализации документов стратегического планирования осуществляются через государственные программы Российской Федерации.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования