Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:05, реферат
.Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Риккардо, поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие: здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII в. В Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита и его последователя Д. Риккардо.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Классическая школа........................................................................4
1.1 Начало классической школы...................................................................4
1.2 Физиократы. Проблемы, решаемые физиократами............................4
1.3 Ведущие страны Западной Европы в период мануфактурного капитализма.................................................................................................6
1.4 Воззрения классической школы..............................................................7
Глава 2. Неоклассическая школа...................................................................9
2.1 Маржинализм и возникновение неоклассического направления.....9
2.2 Этапы развития маржинализма...............................................................10
2.3 Представители неоклассической школы................................................10
Заключение.........................................................................................................15
Список литературы...........................................................................................15
На
основе принципов маржинализма в
конце XIX - начале XX в. формируется неоклассическое
направление экономической
Маржиналисты отказались от идеологизации экономического анализа и использовали вместо причинно-следственного функциональный подход к исследованию экономических явлений. Маржиналисты рассматривают экономику как систему взаимозависимых, однородных и равноправных экономических субъектов (владельцев благ). При этом экономические субъекты (продавцы и покупатели, производители и потребители) действуют, стремясь к максимизации личной выгоды (дохода), а взаимодействие субъектов и их оценок определяет экономические закономерности.
Функциональный подход означает, что маржиналисты в качестве цели анализа рассматривают не определение сущности (единого начала, источника), а соизмерение, количественную оценку экономических явлений и их изменений. Для соизмерения используются предельные величины (предельная полезность, предельная производительность, издержки, продукт). В основу предельного анализа положен тезис об ограниченности запаса (редкости) благ, ресурсов. Поэтому на первый план выдвигается проблема рационального распределения ограниченных ресурсов или потребительских благ, анализ альтернатив и экономического выбора. Использование указанных подходов обусловило широкое применение математических методов (в частности, дифференциальных уравнений), способствовало отказу от выделения первичных и вторичных категорий, от ограничения анализа средними и суммарными величинами. Маржиналисты расширили проблематику исследования, обратившись к вопросам потребления, спроса, к исследованию механизма рыночного ценообразования, мотивов экономического поведения, ограниченности ресурсов и др.
2.2 Этапы развития маржинализма.
В развитии маржинализма как новой методологии можно выделить два этапа:
1
этап - 70-80-е гг. XIX в. (У.Джевонс, австрийская
школа) -называют «субъективным
II
этап - 90-е гг. XIX в. - 1900-е гг. - отличается
отказом от субъективизма и
психологизма первого этапа,
2.3 Представители неоклассической школы.
С классической теорией учение неоклассиков сближает идея саморегулирования и автоматического поддержания равновесия рыночной экономики, экономический либерализм. Однако до 30-х гг. XX в. в неоклассической школе преобладали исследования микроэкономического уровня.
Наиболее
четко особенности первого
При изучении идей данной школы следует обратить особое внимание на теорию предельной полезности, «теорию производительных благ», «теорию вменения» и «теорию ожидания».
Важнейшие положения теории предельной полезности вывел и доказал К.Менгер - основатель австрийской школы. В его концепции первичной сферой считается потребление, а не производство (в отличие от классической теории); он анализирует индивидуальное потребление в натуральном изолированном хозяйстве. Согласно теории предельной полезности ценность экономических благ - это субъективное суждение, оценка полезности блага в процессе удовлетворения потребностей индивидуумом. При этом отмечается зависимость полезности от редкости блага, от имеющегося запаса. Таким образом, ценность блага определяется предельной полезностью, т.е. полезностью последней единицы блага, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность. При этом К.Менгер рассматривает рынок с неизменным объемом предложения.
Е.Бем-Баверк дополнил теорию предельной полезности анализом целостного рынка, выделив субъективную и объективную ценность. Субъективная ценность - это оценка блага покупателем и продавцом, при которой верхняя граница рыночной цены зависит от оценки полезности блага покупателем, а нижняя - от оценки продавцом. Объективная (рыночная) ценность устанавливается как результат взаимодействия различных оценок полезности товара покупателями и продавцами. Е.Бем-Баверк вводит понятие предельной полезности денег, которую связывает с суммой предельных полезностей благ, которые может приобрести покупатель на последнюю единицу своего денежного дохода.
Представителями австрийской школы были предложены различные варианты определения суммарной полезности запаса блага. В частности, Е.Бем-Баверк использует так называемый аддитивный способ, когда складываются предельные полезности частей запаса, выделенных с точки зрения различных потребностей. Ф.Визер предлагает мультипликативный способ, т.е. умножение предельной полезности блага на все имеющееся количество однородных благ.
Оригинален
подход австрийской школы к теории
производительных благ. К.Менгер разделил
экономические блага на порядки
и обосновал принцип
Ф.Визер отмечает, что индивидуумы могут оценить производительные блага только через предельные полезности потребительских благ. Согласно его теории из суммы потребительских благ, созданных производительным благом, можно выделить наименьшую предельную полезность или предельный продукт. Предельная полезность предельного продукта определяет ценность производительного блага, с помощью которого он изготовлен. В связи с этой идеей возникает «теория вменения дохода». Каждому производительному благу (ресурсу) может быть вменен свой специфический доход. «Вменение» Ф.Визер рассматривает как исчисление полезности и соответствующее распределение дохода по факторам производства в условиях их взаимодействия в создании благ.
В
«теории ожидания» Е.Бем-
Один из основателей неоклассической теории и кембриджской школы в частности - А.Маршалл (1842-1924). Он внес существенный вклад в определение предмета экономической теории на новом этапе, ввел новые категории, сформулировал ряд важнейших проблем, разработал новые методологические подходы. В частности, именно А.Маршалл ввел термин «экономике» взамен термина «политическая экономия», подчеркивая необходимость деидеологизации, универсальность теории.
А.Маршалл
исследует частичное
Анализируя предложение и издержки производства, А.Маршалл выделяет основные и дополнительные издержки (постоянные и переменные), рассматривает воздействие объемов производства на удельные издержки, делает вывод о существовании двух тенденций: возрастающей отдачи и постоянной отдачи от масштабов производства. Он соединил теорию издержек и теорию предельной полезности, введя фактор времени в модель ценообразования; разграничил краткосрочный и долгосрочный периоды, указав, что в первом основную роль играют полезность, спрос, а во втором - издержки производства.
Равновесной (устойчивой) ценой А.Маршалл называет цену в точке пересечения кривых спроса и предложения, когда спрос и предложение пребывают в равновесии или цена спроса равна цене предложения («крест Маршалла»).
Основатель американской школы маржинализма Дж.Б.Кларк (1847-1938). Он предложил новый подход к выделению разделов экономической науки, к которым относил универсальные явления богатства, социально-экономическую статику и социально-экономическую динамику. Статика предполагает равновесие в неизменной системе, а динамика связана с изменениями и переходом в новое состояние равновесия. Динамические условия Дж. Кларк связывает с такими видами изменений, как увеличение населения, рост капитала, улучшение методов производства, изменение форм промышленных предприятий, выживание более производительных предприятий.
Особое внимание Дж.Кларк уделяет распределению доходов. Им создана теория ценообразования на факторы производства на основе предельного анализа, которая получила название теории предельной производительности. Данная теория разработана на микроуровне применительно к условиям совершенной конкуренции; равновесие при этом анализируется с точки зрения взаимодействия факторов производства. По мнению Дж.Кларка, действует закон убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства. Согласно этому закону увеличение количества одного фактора при неизменности другого означает снижение производительности каждой дополнительной единицы вводимого фактора. Доли факторов в распределении зависят от конечной (предельной) производительности, т.е. процент определяется предельным продуктом капитала, а заработная плата равна предельному продукту труда. Прибыль отсутствует в статичной экономике, в «динамическом» состоянии она возникает как результат новаторства, нововведений предпринимателей.
Таким
образом, концепция распределения
Дж.Кларка основывается не на затратах
факторов (ресурсов), а на их производительности,
т.е. полученных от каждого фактора
результатах. Количество ресурса будет
увеличиваться до тех пор, пока предельный
продукт данного фактора не сравняется
с его ценой. Данные идеи предопределили
переход к анализу проблем максимизации
дохода при различных соотношениях факторов
(проблем оптимизации структуры издержек
производства). Владелец данного фактора
(труда, капитала и земли) присваивает
ту часть продукта, которая может быть
приписана (вменена) ему, является результатом
«специфической производительности»
этого фактора.
Заключение
Классическая
школа относится к числу зрелых
направлений экономической
Информация о работе Основные положения экономистов классической и неоклассической школы