Основные теоретические концерции роли государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:28, лекция

Краткое описание

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. При этом на разных этапах исторического развития экономическая роль государства претерпевала существенные изменения: от его ведущей роли к полному отрицанию государственного вмешательства в экономику, затем к огосударствлению экономической деятельности и распространением деятельности и влияния государства на любые другие институты и т. д. Так, например, в период раннего капитализма в Европе роль государства была достаточно высока: существовал государственный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Содержание

1.Краткий экскурс в историю госрегулирования
2.Классический подход к регулированию рыночной экономики
3.Кейнсианская концепция регулируемого рынка
4.Государственное регулирование в работах экономистов институционального направления
5.«Политика государства, дружественная по отношению к рынку»

Вложенные файлы: 1 файл

Теорет.крнц-ии роли гос-ва.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Идея социального рыночного  хозяйства питается, в основном, из трех источников: неолиберализма, христианского социального учения и демократического социализма.

Неолибералы считают, что государство должно вмешиваться в хозяйственный процесс, но лишь для того, чтобы обеспечить предпосылки для конкуренции.

Из христианского  социального учения принесены два принципа: принцип личности и принцип субсидиарности . Принцип личности ставит в центр внимания человека и делает его мерилом всей общественной и экономической жизни. Принцип субсидиарности означает как можно большую децентрализацию процесса принятия экономических решений по правилу: то, что может достичь менее крупная общественная единица, не должно изыматься у нее вышестоящей инстанцией.

Демократический социализм, приверженцами которого выступают  профсоюзы и социалистические партии, настаивает на том, чтобы принятие экономических решений подчинялось определенному общественному контролю. В частности, речь идет об обеспечении государством минимума дохода, гарантирующего физическое существование работника. Сверх того государство должно принимать меры по выравниванию доходов, чтобы предотвратить чрезмерный разрыв между высокими и низкими доходами. Система социального обеспечения включает в себя экономические гарантии каждому гражданину со стороны государства (пенсии, выплаты в связи с болезнью, безработицей и т.п.) 

 

 

  1. Кейнсианская концепция регулируемого рынка

 

 Дж.М.Кейнс впервые  рассмотрел вопрос о ГРЭ системно. Его концепцию можно представить  следующим образом:

  1. В своей теории Кейнс показал те ошибки, которые вытекают из классической экономической теории и препятствуют эффективному ГРЭ. Одна из главных ошибок – излишняя абстрактность классической теории и невнимание к реальным фактам экономической действительности.
  2. Поскольку в своей реальной политике государство придерживается классической концепции, то оно не может учесть значительное количество недостатков, которые присущи рыночному механизму. Наиболее существенные недостатки рынка: 
    • экономика развивается циклично, а регулировать циклы на основе рыночного механизма крайне трудно;
    • в обществе существует экономически неоправданная дифференциация доходов;
    • существует безработица, которая выше пределов допустимости.
  3. Важность и необходимость ГРЭ обусловлена тем, что все перечисленные выше недостатки могут быть устранены с помощью активного государственного регулирования.
  4. Для устранения этих и других недостатков среди мер государственного воздействия следует использовать средства и методы, стимулирующие спрос (формировать так называемый эффективный спрос).

Кейнсианскую концепцию  ГРЭ можно изложить посредством следующих взаимосвязанных тезисов.

  1. Денежное регулирование – через норму процента. Это так называемая политика «дорогих»  и «дешевых» денег.
  2. Инвестирование – оно основано на новом решении проблемы потребление – сбережения – инвестиции. До Кейнса считали, что сбережения есть основа экономического роста и прогресса, поскольку сбережения есть основа инвестиций. Но Кейнс показал, что рост сбережений не означает роста инвестиций. Поскольку в обществе действует основной психологический закон, то сбережения препятствуют потреблению, а значит, снижают емкость рынка и возможности инвестирования, что приводит в конечном итоге к безработице. Поэтому вместо политики, направленной на рост сбережений, Кейнс предлагает политику, направленную на рост потребления.
  3. Государство может стимулировать потребление через частные и государственные инвестиции. Стимулирование частных инвестиций может быть при условии увеличения нормы прибыли. Это, в свою очередь, возможно при условии снижения заработной платы и повышения цен. Снижать номинальную зарплату нельзя из-за экономических и социальных причин. Следовательно, надо снижать реальную зарплату через повышение цен. Иными словами, государство может проводить политику контролируемой инфляции. Что касается государственных инвестиций, то речь идет о бюджетных инвестициях, причем первоначально в условиях низкого спроса государству следует инвестировать так называемые общественные работы (строительство дорог, хранилищ, мостов и т.п.)
  4. Поскольку, чем выше доход, тем ниже предельная склонность к потреблению, то целесообразно перераспределять доходы в интересах наименее обеспеченных групп населения.

Особое внимание Кейнс  уделял вопросу регулирования занятости. Он критиковал классическую школу по поводу автоматического поддержания  занятости через рыночный механизм. Классики считали, что если возникает излишек рабочей силы, то автоматически снижается зарплата, при этом большее число людей имеют возможность получать работу и, значит, равновесие на рынке труда восстановится. Кейнс пришел к выводу, что такая схема слишком абстрактна. Конечно, безработные в принципе могут работать за низкую зарплату. Но реальная ситуация такова.

Во – первых, против снижения зарплаты выступают профсоюзы.

Во – вторых, в условиях ухудшения конъюнктуры предприниматели сокращают производство и, соответственно, рабочие места.

В – третьих, предприниматели  не будут снижать зарплату, чтоб не потерять квалифицированных рабочих. Действует так называемый «эффект  храповика»: при возрастании спроса на рабочую силу зарплата растет, а понизить уровень зарплаты невозможно.

Подходы Кейнса широко использовались в практике ГРЭ. Например, государственная  политика стимулирования инвестиций способствовала быстрому росту НТП. Расходы государства  на подготовку, переподготовку, обучение кадров сделали возможным формирование работника новой квалификации.

Но на каком-то витке  развития законы рынка вырвались  из-под власти кейнсианства, что  проявилось в кризисе 70-х гг. ХХ века. Неоклассики стали говорить о  том, что для обеспечения непрерывного развития предпринимательской инициативы надо «расплачиваться» неравенством, безработицей, неустойчивостью и др. социальными последствиями. Для кейнсианцев же альтернатива «экономическая эффективность или социальная справедливость» решалась в пользу последней.

Неокейнсианцы создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Основные положения этой системы следующие:

  • оценка стихийного рыночного механизма и причин для государственного вмешательства в экономику;
  • определение целей такого вмешательства;
  • определение направлений, форм и методов ГРЭ.

Оценивая плюсы рыночной системы,  кейнсианцы считали, что рынок – один из самых удивительных общественных институтов. Рыночная система динамична, способна к саморегуляции. Механизм саморегулирования  экономики достаточно эффективен и требует мало затрат. Однако, кейнсианцы убеждены, что преимущества рынка тем не менее не позволяют решать абсолютно всех проблем. В таком случае роль государства бесспорна.

 

  1. «Политика государства, дружественная по отношению к рынку»

Как отмечалось, в 20 веке стало вполне очевидно, что без активного вмешательства государства рынок функционировать не может. Западными экономистами была разработана концептуальная модель (идеальная модель), отражающая идею «государства, дружественную по отношению к рынку». Суть этой идеи кратко можно сформулировать следующим образом: «Обе стороны – и рынок, и государство существенны. Управлять экономикой в отсутствие того или другого – все равно, что пытаться аплодировать одной рукой»

В основе этой концепции лежит дружественная по отношению к рынку стратегия. Эта модель характеризуется следующим образом:

– Если рынки могут  успешно функционировать и им не мешают, то можно ожидать значительного  экономического выигрыша.

– Если ранки дают сбой, а государство вовремя приходит на помощь, оказывая осторожное и взвешенное вмешательство, то выигрыш будет еще весомее.

– Если сложить эти  две силы, то в соответствие с  эффектом синергии целое всегда больше простой суммы. Когда государство и рынки были в «одной упряжке», результаты были впечатляющими, когда они противостояли друг другу, результаты были катастрофическими.

Дружественная по отношению  к рынку политика государства  базируется на четком определении сфер возможного государственного вмешательства и масштабов этого вмешательства. Как правило, выделяют три типа таких сфер.

Первый тип – это сферы, запретные для государственного вмешательства. Здесь регулирование может принести больше вреда, чем пользы. К таким сферам относятся  производственная деятельность: объемы производства, ассортимент, ценообразование. Все это регулируется рынком, устанавливаются пропорции между производством и потреблением.

Второй тип – это сферы, где государство может помочь рынку, компенсировать его недостатки, где может взаимодействовать и сосуществовать и государство, и рынок (здесь может быть сформировано ЧГП). К таким сферам относятся  информация, инфраструктура, здравоохранение, образование, занятость и т.п.

Третий тип – это  те сферы, где рынок по своей природе не может обеспечить регулирующее воздействие, где государственные структуры выступают единственным регулятором. Это, прежде всего, связано с так называемыми «внешними эффектами».

Можно дать экономическое  определение внешним эффектам –  это возникающие в ходе экономической деятельности воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках и не учитываемые в рыночных ценах. Эти эффекты являются внешними по отношению к рыночным ценам, именно поэтому рыночный механизм не может их контролировать.

Внешние эффекты могут  быть как отрицательными, так и  положительными. В обычной жизни  с внешними эффектами человек  сталкивается постоянно. Так, например, когда перевозится груз на автомобиле, выхлопные газы отравляют здоровье других людей, а это требует денежной компенсации. Здесь государство через экологический, транспортный и т.п. налоги аккумулирует средства, направляя их затем на здравоохранение, озеленение территорий и пр. Пример положительного внешнего эффекта – деятельность цветовода, который не только зарабатывает деньги продажей цветов, но и доставляет удовольствие своим соседям, которые за это не платят ничего.

В первом случае виновник уплачивает налоги, наказывается через  систему штрафов, во втором должен поощряться, что невозможно без участия государства. Через бюджетную политику, налоги, штрафы государство изымает часть доходов у тех, кто получил незаслуженный выигрыш и перераспределяет их в пользу тех, кто не по своей вине понес издержки.

 Вопросы борьбы с бедностью, обеспечения населения общественными благами, защита окружающей среды – это все сфера деятельности государства.

Политика государства, дружественна по отношению к рынку, строится на трех основных принципах:

Принцип первый – «вмешивайтесь в крайних случаях». Т.е. пусть рынок делает свое дело до тех пор, пока не станет очевидным, что лучше вмешаться, чем занимать выжидательную позицию.

Принцип второй – «отслеживайте результаты и балансируйте». Это означает необходимость следить за тем, какие результаты дает государственное вмешательство, при необходимости менять инструменты или возможно совсем отказаться от госвмешательства. Например, в свое время республика Корея отказалась от поддержки химической промышленности, когда изменения на рынке этой продукции показали бесперспективность такой поддержки

Принцип третий – «вмешивайтесь, открыто», т.е. процедура вмешательства, методы, инструменты должны бать простыми, понятными, подчиняться правилам, а не должностным лицам. Например, таможенные пошлины эффективнее квотирования, поскольку последние в большей мере зависят от позиции конкретных должностных лиц.

 Следует отметить, что к концу 20 века проявилось определенное согласие экономистов. Практически никто не оспаривает необходимость государственного вмешательства в экономику. Все согласны с тем, что государство должно обеспечивать закон, порядок, охрану и защиту частной собственности, стабильность экономики и политики.




Информация о работе Основные теоретические концерции роли государства в рыночной экономике