Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:28, лекция
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. При этом на разных этапах исторического развития экономическая роль государства претерпевала существенные изменения: от его ведущей роли к полному отрицанию государственного вмешательства в экономику, затем к огосударствлению экономической деятельности и распространением деятельности и влияния государства на любые другие институты и т. д. Так, например, в период раннего капитализма в Европе роль государства была достаточно высока: существовал государственный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
1.Краткий экскурс в историю госрегулирования
2.Классический подход к регулированию рыночной экономики
3.Кейнсианская концепция регулируемого рынка
4.Государственное регулирование в работах экономистов институционального направления
5.«Политика государства, дружественная по отношению к рынку»
Идея социального рыночного хозяйства питается, в основном, из трех источников: неолиберализма, христианского социального учения и демократического социализма.
Неолибералы считают, что государство должно вмешиваться в хозяйственный процесс, но лишь для того, чтобы обеспечить предпосылки для конкуренции.
Из христианского социального учения принесены два принципа: принцип личности и принцип субсидиарности . Принцип личности ставит в центр внимания человека и делает его мерилом всей общественной и экономической жизни. Принцип субсидиарности означает как можно большую децентрализацию процесса принятия экономических решений по правилу: то, что может достичь менее крупная общественная единица, не должно изыматься у нее вышестоящей инстанцией.
Демократический социализм, приверженцами которого выступают профсоюзы и социалистические партии, настаивает на том, чтобы принятие экономических решений подчинялось определенному общественному контролю. В частности, речь идет об обеспечении государством минимума дохода, гарантирующего физическое существование работника. Сверх того государство должно принимать меры по выравниванию доходов, чтобы предотвратить чрезмерный разрыв между высокими и низкими доходами. Система социального обеспечения включает в себя экономические гарантии каждому гражданину со стороны государства (пенсии, выплаты в связи с болезнью, безработицей и т.п.)
Дж.М.Кейнс впервые
рассмотрел вопрос о ГРЭ
Кейнсианскую концепцию ГРЭ можно изложить посредством следующих взаимосвязанных тезисов.
Особое внимание Кейнс
уделял вопросу регулирования
Во – первых, против снижения зарплаты выступают профсоюзы.
Во – вторых, в условиях
ухудшения конъюнктуры
В – третьих, предприниматели не будут снижать зарплату, чтоб не потерять квалифицированных рабочих. Действует так называемый «эффект храповика»: при возрастании спроса на рабочую силу зарплата растет, а понизить уровень зарплаты невозможно.
Подходы Кейнса широко использовались в практике ГРЭ. Например, государственная политика стимулирования инвестиций способствовала быстрому росту НТП. Расходы государства на подготовку, переподготовку, обучение кадров сделали возможным формирование работника новой квалификации.
Но на каком-то витке
развития законы рынка вырвались
из-под власти кейнсианства, что
проявилось в кризисе 70-х гг. ХХ века.
Неоклассики стали говорить о
том, что для обеспечения
Неокейнсианцы создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Основные положения этой системы следующие:
Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы считали, что рынок – один из самых удивительных общественных институтов. Рыночная система динамична, способна к саморегуляции. Механизм саморегулирования экономики достаточно эффективен и требует мало затрат. Однако, кейнсианцы убеждены, что преимущества рынка тем не менее не позволяют решать абсолютно всех проблем. В таком случае роль государства бесспорна.
Как отмечалось, в 20 веке стало вполне очевидно, что без активного вмешательства государства рынок функционировать не может. Западными экономистами была разработана концептуальная модель (идеальная модель), отражающая идею «государства, дружественную по отношению к рынку». Суть этой идеи кратко можно сформулировать следующим образом: «Обе стороны – и рынок, и государство существенны. Управлять экономикой в отсутствие того или другого – все равно, что пытаться аплодировать одной рукой»
В основе этой концепции лежит дружественная по отношению к рынку стратегия. Эта модель характеризуется следующим образом:
– Если рынки могут успешно функционировать и им не мешают, то можно ожидать значительного экономического выигрыша.
– Если ранки дают сбой, а государство вовремя приходит на помощь, оказывая осторожное и взвешенное вмешательство, то выигрыш будет еще весомее.
– Если сложить эти две силы, то в соответствие с эффектом синергии целое всегда больше простой суммы. Когда государство и рынки были в «одной упряжке», результаты были впечатляющими, когда они противостояли друг другу, результаты были катастрофическими.
Дружественная по отношению к рынку политика государства базируется на четком определении сфер возможного государственного вмешательства и масштабов этого вмешательства. Как правило, выделяют три типа таких сфер.
Первый тип – это сферы, запретные для государственного вмешательства. Здесь регулирование может принести больше вреда, чем пользы. К таким сферам относятся производственная деятельность: объемы производства, ассортимент, ценообразование. Все это регулируется рынком, устанавливаются пропорции между производством и потреблением.
Второй тип – это сферы, где государство может помочь рынку, компенсировать его недостатки, где может взаимодействовать и сосуществовать и государство, и рынок (здесь может быть сформировано ЧГП). К таким сферам относятся информация, инфраструктура, здравоохранение, образование, занятость и т.п.
Третий тип – это те сферы, где рынок по своей природе не может обеспечить регулирующее воздействие, где государственные структуры выступают единственным регулятором. Это, прежде всего, связано с так называемыми «внешними эффектами».
Можно дать экономическое определение внешним эффектам – это возникающие в ходе экономической деятельности воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках и не учитываемые в рыночных ценах. Эти эффекты являются внешними по отношению к рыночным ценам, именно поэтому рыночный механизм не может их контролировать.
Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. В обычной жизни с внешними эффектами человек сталкивается постоянно. Так, например, когда перевозится груз на автомобиле, выхлопные газы отравляют здоровье других людей, а это требует денежной компенсации. Здесь государство через экологический, транспортный и т.п. налоги аккумулирует средства, направляя их затем на здравоохранение, озеленение территорий и пр. Пример положительного внешнего эффекта – деятельность цветовода, который не только зарабатывает деньги продажей цветов, но и доставляет удовольствие своим соседям, которые за это не платят ничего.
В первом случае виновник уплачивает налоги, наказывается через систему штрафов, во втором должен поощряться, что невозможно без участия государства. Через бюджетную политику, налоги, штрафы государство изымает часть доходов у тех, кто получил незаслуженный выигрыш и перераспределяет их в пользу тех, кто не по своей вине понес издержки.
Вопросы борьбы с бедностью, обеспечения населения общественными благами, защита окружающей среды – это все сфера деятельности государства.
Политика государства, дружественна по отношению к рынку, строится на трех основных принципах:
Принцип первый – «вмешивайтесь в крайних случаях». Т.е. пусть рынок делает свое дело до тех пор, пока не станет очевидным, что лучше вмешаться, чем занимать выжидательную позицию.
Принцип второй – «отслеживайте результаты и балансируйте». Это означает необходимость следить за тем, какие результаты дает государственное вмешательство, при необходимости менять инструменты или возможно совсем отказаться от госвмешательства. Например, в свое время республика Корея отказалась от поддержки химической промышленности, когда изменения на рынке этой продукции показали бесперспективность такой поддержки
Принцип третий – «вмешивайтесь, открыто», т.е. процедура вмешательства, методы, инструменты должны бать простыми, понятными, подчиняться правилам, а не должностным лицам. Например, таможенные пошлины эффективнее квотирования, поскольку последние в большей мере зависят от позиции конкретных должностных лиц.
Следует отметить, что к концу 20 века проявилось определенное согласие экономистов. Практически никто не оспаривает необходимость государственного вмешательства в экономику. Все согласны с тем, что государство должно обеспечивать закон, порядок, охрану и защиту частной собственности, стабильность экономики и политики.
Информация о работе Основные теоретические концерции роли государства в рыночной экономике