введение
Доходы бюджета выражают
экономические отношения, возникающие
у государства с предприятиями,
организациями, гражданами в процессе
формирования бюджетного фонда
страны. Формой проявления этих
экономических отношений служат
различные виды платежей предприятий,
организаций и населения в
государственный бюджет, а их
материально-вещественным воплощением
– денежные средства, мобилизуемые
в бюджетный фонд. Бюджетные доходы,
с одной стороны, являются результатом
распределения стоимости общественного
продукта между различными участниками
воспроизводственного процесса, а
с другой – выступают объектом
дальнейшего распределения сконцентрированной
в руках государственной стоимости,
так как последняя используется
для формирования бюджетных фондов территориального,
отраслевого и целевого назначения. Таким
образом, доходы бюджета являются важнейшей
часть бюджетной системы и экономики в
целом.
Бюджетные доходы – понятие
более узкое, чем доходы государства,
которые включают помимо средств
бюджетов всех уровней власти
ресурсы внебюджетных фондов
и всего государственного сектора.
Доходы государственного бюджета
формируются за счет налогов,
акцизных сборов, доходов от внешнеэкономической
деятельности, в соответствии с
нормативами, которые определяются
законодательными актами. Доходы
местных бюджетов формируются
за счет разных местных налогов
и взысканий.
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение состава
и структуры доходов государственного
бюджета РФ.
Объектом исследования данной
курсовой работы является бюджетная
система Российской Федерации,
а субъектом исследования –
доходы бюджета Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть определение доходов
бюджета, как одной из главных
составляющих бюджетной системы
РФ;
изучить структуру доходов
бюджета;
подробно исследовать основные
виды доходов;
выяснить особенности доходной
части бюджета за рубежом;
проследить динамику доходов
государственного бюджета в РФ;
рассмотреть проблемы и перспективы
формирования доходной части
бюджета РФ.
В качестве исходной информационной
базы привлекались теоретические
материалы исследования различных
авторов, учебники и учебные
пособия, статистический материал,
Законы о бюджетах на очередной
финансовый год, Бюджетный Кодекс
РФ.
Глава 1. Основы формирования
доходов государственного бюджета
1.1. Сущность и виды доходов
Доходы бюджета создают не
только материальную основу существования
самого государства, но и базу
покрытия потребностей в средствах
для выполнения основной части возложенных
на государство функций. Доходы бюджета
необходимо рассматривать, прежде всего,
как фактор, влияющий на совокупное потребление
путем оказания влияния на уровень доходности
социальных групп и виды деятельности.
Взимание доходов позволяет оказывать
определенное воздействие на выбор направлений
использования накоплений, образующихся
в ходе хозяйственной деятельности, регулировать
спрос и структуру конечного потребления.
Доходы бюджета способны воздействовать
на хозяйственную активность, на объемы
выпускаемой продукции и техническое
оснащение производства, на равновесие
цен, на отраслевое и территориальное
размещение инвестиций.
Регулирующие возможности бюджетных
доходов, однако, имеют определенные
пределы. Высокий уровень изъятия
денежных средств у предприятий
и населения ведет к падению
хозяйственной активности, уменьшению
потребительских расходов, снижению
совокупного спроса на рынке,
что, соответственно, способствует
падению объемов выпускаемой
продукции, повышению цен, уменьшению
реально произведенного валового
национального продукта.
Доходы бюджета выражают
экономические отношения, возникающие
в процессе формирования основного
общегосударственного фонда денежных
средств между государством, предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами
и имеют специфическое общественное
назначение, связанное с мобилизацией
денежных средств в распоряжение государства.
Формой проявления этих отношений выступают
различные виды платежей предприятий,
организаций и населения в бюджет, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с действующим в стране
бюджетным и налоговым законодательством,
в распоряжение органов государственной
власти и служат для обеспечения их функций.
Бюджетные доходы, с одной стороны, являются
результатом распределения стоимости
общественного продукта, а с другой –
выступают объектом дальнейшего перераспределения.
Состав бюджетных доходов,
их структура органически связаны
с объемами общественного производства
и национального дохода и определяются
финансовой политикой государства.
В доходах бюджетов могут
быть частично централизованы
доходы, зачисляемые в бюджеты
других уровней бюджетной системы
РФ для целевого финансирования
предприятий, а также безвозмездные
перечисления. 1
В составе доходов бюджетов
обособленно учитываются доходы
целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов образуются
за счет налоговых, неналоговых
видов доходов и безвозмездных
перечислений.
В доходы бюджета текущего
года зачисляется остаток средств
на конец предыдущего года.
Налоговые доходы считаются
уплаченными доходами соответствующего
бюджета, бюджета государственного
внебюджетного фонда с момента,
определяемого налоговым законодательством
РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком
поручения кредитной организации
о перечислении денежных средств
в бюджет соответствующего уровня при
наличии средств на счете плательщика.
Неналоговые доходы и иные
поступления считаются уплаченными
в бюджет, бюджет государственного
внебюджетного фонда с момента
списания денежных средств со
счета плательщика в кредитной
организации.
Денежные средства считаются
зачисленными в доход соответствующего
бюджета, бюджета государственного
внебюджетного фонда с момента
совершения Банком России или
кредитной организацией операции
по зачислению (учету) денежных
средств на счет органа, исполняющего
бюджет, бюджет государственного
внебюджетного фонда.
К налоговым доходам относятся
предусмотренные налоговым законодательством
РФ федеральные, региональные
и местные налоги и сборы,
а также пени и штрафы, а
также размер предоставленных
налоговых кредитов, отсрочек и
рассрочек по уплате налогов
и других обязательных платежей.
Штрафы и иные суммы принудительного
изъятия подлежат зачислению
в местные бюджеты по месту
нахождения органа или должностного
лица, принявшего решение о наложении
штрафа.
Суммы конфискаций, компенсаций и
иные средства, в принудительном порядке
изымаемые в доход государства, зачисляются
в доходы бюджетов в соответствии с законодательством
РФ и решениями судов.
Размер предоставленных налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек
по уплате налогов и иных
обязательных платежей в бюджет
полностью учитывается в доходах
соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся:
• доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности;
• доходы от продажи или
иного возмездного отчуждения
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности;
• доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными организациями,
находящимися в ведении органов
государственной исполнительной власти
федерации и субъектов, органов местного
самоуправления;
• средства, полученные в
результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной
ответственности, в том числе
штрафы, конфискации, компенсации,
а также средства, полученные
в возмещение вреда, причиненного
РФ, субъектам РФ, муниципальным
образованиям и иные суммы
принудительного изъятия;
• доходы в виде финансовой
помощи, полученной от бюджетов
других уровней бюджетной системы
РФ, за исключением бюджетных
ссуд и бюджетных кредитов;
• иные неналоговые доходы.
В доходах от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности
учитываются:
• средства, получаемые в
виде арендной либо иной платы
за сдачу во временное владение
или пользование имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности;
• средства, получаемые в
виде процентов по остаткам
бюджетных средств на счетах
в кредитных организациях;
• средства, получаемые от
передачи имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности, под залог, в
доверительное управление;
• плата за пользование
бюджетными средствами, предоставленными
другим бюджетам, иностранным государствам
или юридическим лицам на возвратной
и платной основах;
• доходы в виде прибыли,
приходящейся на доли в уставных
(складочных) капиталах хозяйственных
товариществ и обществ, или
дивидендов по акциям, принадлежащим
РФ, субъектам РФ или муниципальным
образованиям;
• часть прибыли государственных
и муниципальных унитарных предприятий,
оставшаяся после уплаты налогов
и иных обязательных платежей;
• другие предусмотренные
законодательством РФ доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности.
Доходы бюджетного учреждения, полученные
от предпринимательской и иной деятельности,
приносящей доход, в полном объеме учитываются
в смете доходов и расходов бюджетного
учреждения и отражаются в доходах соответствующего
бюджета как доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной
собственности, либо как доходы от оказания
платных услуг.
Доходы от продажи имущества,
находящегося в государственной
и муниципальной собственности
включают средства, получаемые от
его продажи, подлежащие зачислению
в соответствующие бюджеты в
полном объеме.
Порядок перечисления в бюджеты всех
уровней бюджетной системы РФ средств,
получаемых в процессе приватизации государственного
и муниципального имущества, нормативы
их распределения между бюджетами разных
уровней, а также размеры затрат на организацию
приватизации определяются законодательством
РФ о приватизации.
Финансовая помощь от бюджета
другого уровня бюджетной системы
РФ предоставляется в форме
дотаций, субвенций и субсидий
либо иной безвозвратной и
безвозмездной передачи средств.
Она подлежит учету в доходах
того бюджета, который является
получателем этих средств.
В доходы бюджетов могут
зачисляться безвозмездные перечисления
от физических, юридических лиц,
международных организаций, правительств
иностранных государств и безвозмездные
перечисления по взаимным расчетам.
Под взаимными расчетами понимаются
операции по передаче средств между бюджетами
разных уровней бюджетной системы РФ,
связанные с изменениями в налоговом и
бюджетном законодательстве РФ, передачей
полномочий по финансированию расходов
или передачей доходов, происшедшими после
утверждения закона (решения) о бюджете
и не учтенными законом (решением) о бюджете.
Выделяют собственные и регулирующие
доходы бюджетов.
К собственным относятся
следующие виды доходов, закрепленные
на постоянной основе полностью
или частично за соответствующими
бюджетами законодательством РФ:
• налоговые доходы, закрепленные
за соответствующими бюджетами,
бюджетами государственных внебюджетных
фондов законодательством РФ;
• неналоговые доходы (от
использования и продажи имущества,
оказания платных услуг и др.),
а также безвозмездные перечисления.
Финансовая помощь не является
собственным доходом соответствующего
бюджета, бюджета государственного
внебюджетного фонда.
К регулирующим доходам бюджета
относятся:
• федеральные и региональные
налоги и иные платежи, по
которым устанавливаются нормативы
отчислений (в процентах) в бюджеты
субъектов РФ или местные бюджеты
на очередной финансовый год,
а также на долговременной
основе (не менее чем 3 года) по
разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются
законом о бюджете того уровня
бюджетной системы РФ, который
передает регулирующие доходы, либо
законом о бюджете того уровня
бюджетной системы РФ, который
распределяет переданные ему
регулирующие доходы из бюджета
другого уровня.