Доходы бюджетов формируются
в соответствии с бюджетным
и налоговым законодательством
РФ. Основными доходами государственного
бюджета в Российской Федерации,
как и в странах с развитой
рыночной экономикой, стали налоги.
Доходы бюджетов формируются
в соответствии с бюджетным
и налоговым законодательством
РФ, за счет налоговых и неналоговых
видов доходов, а также за
счет безвозмездных перечислений.
В период 2000-2007 год показатели
доходов бюджетной системы колебались
в диапазоне от 36,4 до 40,2% ВВП. Доходы
федерального бюджета с 2000 года
постепенно увеличивались год
от года и в 2007 году составили
23,6% ВВП, что выше уровня 2000 года
на 8,1 п.п. ВВП. Особенно сильный
рост доходов бюджетной системы
наблюдался в последние годы -
в период с 2005 по 2007 год.
Интересно отметить, что в
течение последних восьми лет
существенно вырос удельный вес
доходов федерального бюджета
в общих доходах бюджетной
системы. Если в 2000 году доля
федерального бюджета составляла
чуть более 40%, то в 2007 она
выросла до 57%.
По данным Федерального казначейства,
по итогам 2008 г. в федеральный
бюджет поступили доходы в
объеме 9274,1 млрд. руб., или 22,3% ВВП
(в 2007 г. — 7781,1 млрд. руб., или
23,5% ВВП). По отношению к годовым
бюджетным назначениям, утвержденным
Федеральным законом “О федеральном
бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов”, доходы федерального
бюджета по итогам 2008 г. составили
103,4% (в 2007 г. — 104,5%). В 2008 г.
по сравнению с 2007 г. доля
поступлений, администрируемых Федеральной
налоговой службой России, в общем объеме
доходов федерального бюджета уменьшилась
с 48,2 до 44,0%, доля Федеральной таможенной
службы России возросла с 41,8 до 50,6%.
По данным Казначейства России,
за январь—сентябрь 2009 г. в федеральный
бюджет поступили доходы в размере 18,0%
ВВП (за первые три квартала 2008 г. — 23,3%
ВВП). По отношению к годовым бюджетным
назначениям доходы составили 76,2%.
Потенциальным резервом увеличения
доходов федерального бюджета
в 2010 году могли бы стать
дополнительные доходы, полученные
в результате активизации
работы по сокращению совокупной
задолженности по налоговым и
таможенным платежам, санкциям и
пеням в бюджетную систему
Российской Федерации.