ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ
Хотя потери эффективности из-за монополии
могут быть существенными, большинство
экономистов склоняются к тому, что в действительности
бремя монополии невелико. Связано это
с тем, что чистая монополия встречается
редко, и чаще всего можно говорить лишь
о монопольном влиянии. [8, с.191-193]
В странах с развитыми рыночными
системами ответственность за судьбу
рынка и создание условий для его эффективного
функционирования взяло на себя государство,
встав на защиту рыночной конкуренции.
В настоящее время во всех промышленно
развитых странах осуществляется правовое
и экономическое регулирование процесса
концентрации капитала и конкуренции
в целях смягчения экономических и социальных
последствий монополистической практики. Законодательные
меры регулирования деятельности монополий
– это правовые нормы (как правило, в рамках
торгового права), направленные на предотвращение
монопольных проявлений на рынках, а также
нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные
меры предполагают запрещение договоров
о ценах и разделе рынка, установление
контроля за разделом рынка и слияниями,
регулирование наборов услуг, предоставляемых
потребителям доминирующими продавцами.
Направленность действия данных мер связана
с коррекцией поведения монополистов,
чтобы сделать его более конкурентным,
и проведением структурной политики, в
ходе которой сама отрасль становится
более конкурентной. Экономические меры
регулирования деятельности монополий
– это набор экономических инструментов,
при помощи которых ограничиваются возможности
реализации рыночной власти продавцов.
Важнейшими среди таких инструментов
являются прямое и косвенное регулирование
цен и прибылей, которое обычно реализуются
в форме установления «потолков цен»,
т.е. верхнего или нижнего предела цены,
и предельного уровня нормы прибыли. Наиболее
частый случай применения «потолка цен»
имеет место при естественной монополии.
[4] Экономические меры включают налогообложение
продукции, налогообложение сверхприбыли,
установление предела нормы прибыли.
В развитых странах антимонопольное
регулирование стало регулярной функцией
государства с конца 19 века и базируется
на сложившейся системе рыночных отношений,
антитрестовском законодательстве (США,
Канада, Япония), либо на законодательстве
по борьбе с ограничительной хозяйственной
практикой (скандинавские страны), либо
на нормах, закреплённых крупными международными
соглашениями. В ряде стран приняты также
законы против недобросовестной конкуренции
(включая мошенничество) в производстве
и торговле. На общегосударственном уровне
существуют антимонопольные органы, отвечающие
за разработку и реализацию антимонопольной
политики.
Исторически сложилось две
системы антимонопольного регулирования: американская
и западноевропейская.
Критерием их различий выступает отношение
к монополии. Первая – объявляет все монополии
противоправными. Вторая – запрещает
не саму монополию, а злоупотребления
монопольной властью. Правительства препятствуют
проявлению антиконкурентного поведения,
но не сдерживают эффективное крупномасштабное
производство. [17, c. 56-57]
Наиболее разработанным принято
считать антимонопольное законодательство
США. Антимонопольный закон Шермана, принятый
в 1890 г., составляет ядро антитрестовской
политики в США. С точки зрения американского
законодательства, компания может быть
признана монополистом и в отношении ее
могут быть начаты судебные действия,
если ею контролируются более 6% рынка
и имеются факты, свидетельствующие об
использовании нечестных методов конкурентной
борьбы. Достаточно жестко американское
законодательство относится к слияниям
компаний. Так, горизонтальные слияния
(слияния двух конкурентов, например,
автомобилестроительных фирм) признаются
незаконными, если совокупная рыночная
доля образовавшейся компании будет превышать
15 % рынка (исключения существуют только
в том случае, если одна из компаний находится
на грани банкротства). Вертикальные слияния
(слияния фирм, специализирующихся на
разных стадиях производительного процесса
в одной отрасли) не допускаются,
если каждая фирма обладает 10 или более
процентами соответствующего рынка. Считается,
что вертикальные слияния сокращают возможности
конкуренции между компаниями-продавцами
сырья. Американское антимонопольное
законодательство по существу разрешает
конгломератные слияния компаний, технологически
не связанных между собой (например, телефонной
и страховой компаний). В США предусматриваются
достаточно жесткие санкции за нарушение
антимонопольного законодательства. Компании,
которые используют незаконные методы
конкурентной борьбы и наносят своими
действиями ущерб контрагентам и потребителям,
обязаны возместить причиненные убытки
в трехкратном размере. Однако в действительности
случаи ужесточения по отношению к компаниям-монополистам
применяются не так часто.
В европейских
странах антимонопольное законодательство
было принято значительно позже, чем в
США. Некоторые страны ввели его у себя
после второй мировой войны. Главной целью
антимонопольной политики большинства
стран Европы является улучшение качества
продукции за счет широкого развития конкуренции.
В поле зрения органов, осуществляющих
антимонопольную политику, могут попадать
компании, контролирующие более 25 % рынка.
Так, в Англии основной
целью антимонопольной политики является
стимулирование конкуренции, и прямые
административные методы (типа запрещения
процессов слияния) применяются в ограниченных
масштабах. В целом законодательство либеральнее
американского, так как следует традиционной
британской политике свободы торговли
и минимизации прямого государственного
вмешательства в хозяйственную деятельность
предпринимателей. Во Франции антимонопольное
законодательство действует с 1953 г. Однако
активные действия против монополий начали
осуществляться с 70-х гг. В вопросе контроля
процессов слияния более жесткие меры
предпринимаются по отношению к горизонтальным
слияниям. Если при вертикальном слиянии
максимальная квота компании на рынке
устанавливается в пределах до 40 %, то при
горизонтальном слиянии не допускается
объединение компаний при превышении
квоты более 25%. Принятие окончательных
решений по ограничению монополистической
деятельности французское законодательство
осуществляет путем административных
процедур, а не через суд. Антимонопольное
законодательство ФРГ занимает
промежуточное положение между двумя
системами антимонопольного законодательства.
В 1957 г. был принят Закон против ограничений
конкуренции, который в обиходе получил
название Картельного закона, что не совсем
точно отражает его содержание, поскольку
он призван регламентировать ограничения
конкуренции не только в форме картелей.
Картельный закон основан на двух принципах:
принципе запрещения и принципе контроля
и регулирования монополистической деятельности.
Как и в США, он запрещает определенную
категорию соглашений, например картельные
договоры и картельные постановления.
Однако эти запреты сопровождаются многочисленными
исключениями, которые в значительной
степени нейтрализуют принцип запрещения
монопольной практики. Кроме того, в отличие
от горизонтальных конкурентных ограничений,
вертикальные ограничения формально не
запрещаются. Они подлежат административному
контролю с целью предупреждения антиконкурентной
практики. Из европейских стран наиболее
поздно антимонопольное законодательство
было принято в Италии – в 1990
г. Итальянское антимонопольное законодательство
считается одним из наиболее либеральных
в Европе. Не регулируются даже квоты продаж
отдельных фирм. В последние годы контроль
за деятельностью монополий введен на
общеевропейском уровне. При ЕС создана
Комиссия по контролю слияний, которая
может контролировать слияния в том случае,
если мировой оборот транснациональной
компании страны, входящей в ЕС, превышает
5,0 млрд. евро.
Достаточно либеральным считается
антимонопольное законодательство Японии. Там признается
доминирующим положением одной компании,
которая контролирует 50 % рынка, двух –
75%. Существуют льготы для фирм, осуществляющих
НИОКР. Решение спорных вопросов обычно
осуществляется не судебным и не административным
путем, а только через переговоры.
В странах Восточной Европы проблема
антимонопольного регулирования возникла
сравнительно недавно. Следует отметить,
что монополии здесь были созданы искусственно,
путем концентрации производства, приведшей
к образованию гигантских предприятий
и объединений. В постсоветских странах
антимонопольная политика первоначально
была направлена на преодоление "командно-административного
монополизма", т.е. на изменение типа
экономических систем.
Таким образом, антимонопольное законодательство
– это сложная и разветвленная сеть законов,
судебных решений и правовых норм, направленных
на поддержание конкурентной среды, противодействие
монополизму и недобросовестной конкуренции.
На Западе антимонопольная политика –
это гибкая система постоянно действующих,
мобильно перестраивающихся мер и санкций,
носящих запретительный, ограничительный
или поощрительный характер.
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности функционирования
монополий в Беларуси. Отечественное антимонопольное
законодательство.
Истоки монопольной власти в Республике
Беларусь лежат в структуре хозяйствования
СССР, где конкуренция считалась ненужным
дублированием, а централизация и укрупнение
производства обосновывались положительным
эффектом масштаба. С помощью централизованного
планирования государство монополизировало
рынок, взяв на себя функции определения
потребительской стоимости каждого товара.
Рынок подменялся субъективным решением
группы лиц. Такая организация хозяйствования
порождала командно-бюрократические методы
управления. Монополия государственной
собственности, которая определяла характер
распоряжения её объектами, присвоения
созданного на госпредприятиях продукта
и монопольной прибыли, явилась главной
причиной отсутствия конкуренции. [17, c.105-106]
Таким образом, белорусский народнохозяйственный
комплекс создавался искусственно. Он
был включён в систему союзного разделения
труда и специализировался на автомобилестроении,
приборостроении, станкостроении, тракторостроении,
химической и деревообрабатывающей промышленности,
на производстве мяса, молока и птицы.
Во время существования СССР в Беларуси
размещались крупные наукоёмкие сложные
производства. После распада СССР производственные
мощности предприятий указанных подотраслей
значительно превышали потребности внутреннего
рынка. Иными словами, Беларусь выступала
в качестве сборочно-перерабатывающего
цеха единой общесоюзной фабрики, причём
исключительно для потребления и переработки
продукции в её пределах. [17, c.165]
Однако после распада СССР провозглашение
перехода на рыночные отношения отнюдь
не уничтожило монопольную структуру
нашей экономики. Для большинства отраслей
страны остался характерным высокий уровень
монополизма. [27] Говоря об особенностях проявления
монополизма в Республике Беларусь, следует
отметить, что речь не идёт о классических
монополиях. Во-первых, монополизм
многих предприятий не является естественным
– они занимают доминирующее положение
на рынке лишь вследствие того, что в советские
времена были созданы как крупные предприятия,
а в условиях рынка, вероятно, не стали
бы монополистами. Во-вторых, значительное
количество крупных предприятий не показывает
высокой эффективности хозяйственной
деятельности. [27] Это обусловлено главным
образом причиной их возникновения. Созданные
на основе огосударствления собственности
и путем государственного администрирования,
а не в результате конкурентной борьбы,
крупные монопольные субъекты не могут
обеспечить мобильность, адекватность
структурных и технологических преобразований
в соответствии с динамично меняющейся
конъюнктурой рынка вследствие своей
инерционности, негибкости, низкой экономической
эффективности, однообразия управления,
принципов и методов хозяйствования. Многие
из них являются отсталыми в техническом
отношении и убыточными – в экономическом.
[18, c. 5-6] Экономическая ситуация в Республике
Беларусь также характеризуется высокой
степенью влияния на рыночные процессы
государства, владеющего значительной
долей собственности в стране. Высока
доля государства и в собственности частично
приватизированных предприятий. [19,c. 101] Кроме того, некоторые государственные
органы часто поддерживают монополистов.
Государство также инициирует монополизацию
экономики путем интеграции предприятий
в рамках различных концернов, подчинения
их отраслевым министерствам, создания
различных хозяйственных групп. Данные
процессы улучшают управляемость экономики,
в определенной степени позволяют использовать
преимущества кооперации производства
и положи тельного эффекта масштаба, но
снижают уровень конкуренции. Повышение
степени монополизации экономики позволяет
государству перераспределить доходы
одних субъектов хозяйствования в пользу
других с использованием так называемой
ценовой дискриминации путём назначения
разных цен на один и тот же товар разным
покупателям. Ценовая дискриминация антимонопольным
законодательством во многих развитых
странах запрещена, а в Беларуси она поощряется.
[27, c. 407] Кроме этого, местные монополисты,
как правило, заинтересованы в завышении
курса белорусского рубля по отношению
к твёрдым валютам.
Становление антимонопольного регулирования
в Беларуси происходит в неопределенных,
непредсказуемых условиях, традиционно
не предусмотренных, при отсутствии рыночной
конкурентной среды, при тотальном хроническом
дефиците и углубляющемся экономическом
кризисе. [27, c. 406]
Начало государственной политики в области
антимонопольного регулирования положено
принятием в декабре 1992 г. первого в истории
республики антимонопольного закона "О
противодействии монополистической деятельности
и развитии конкуренции", вступившего
в силу 1 марта 1993 года. Проведение последовательной
антимонопольной политики стало одной
из постоянных функций государственного
управления. [6,7] Специализированным органом,
обеспечивающим координацию, реализацию
и контроль за мерами по ограничению и
устранению монополизма и его проявлений
в настоящее время является управление при Департаменте ценовой
политики Министерства экономики. [20] Основными
направлениями его деятельности являются:
демонополизация экономики, содействие
развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями
монополистов, пресечение нарушений.
Антимонопольная политика в Республике
Беларусь направлена на:
- формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов;
- устранение сложившейся в экономике республики монопольной учета антимонопольных требований в ходе приватизации; структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий,
- ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений;
- установление порядков, исключающих монополизацию рынка;
- на снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам.
Данная функция определена
антимонопольным Законом и конкретизирована
в республиканской Комплексной программе
демонополизации экономики. Организационными
мерами по демонополизации являются. [2,
c. 330]
- развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности;
- обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий;
- создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).
Несмотря на усилия государственных
органов, направленные на снижение уровня
монополизации, общая характеристика
деятельности доминирующих предприятий
в республике показывает высокий уровень
монополизации экономики. Две трети из
тридцати самых прибыльных публичных
компаний Беларуси входят в республиканские
и местные реестры монополистов. [22] По
состоянию на 01.01.2013 года Государственный
реестр хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарных рынках,
состоит из 557 хозяйствующих субъектов
(на республиканском уровне – 162 субъекта;
на местном уровне – 395 субъектов). [21]