Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа
Инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут разнообразные экономические обстоятельства: энергетический кризис, изменения в динамике производительности труда, структурные сдвиги в системе воспроизводства, циклические и сезонные колебания, монополизация рынка, введение новых ставок налогов и многое другое. Но не всякий рост цен - инфляция.
Колебания цен на отдельные товары и услуги в зависимости от изменений спроса и предложения - закон рыночной экономики. Однако, когда явление начинает носить устойчивый характер и из исключения превращается в правило современной экономики, такого объяснения оказывается недостаточно.
Во многих странах, испытавших гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении, например в Венгрии в 1945-1946 гг. - в 4000 раз. Это объясняется тем, что когда население (и покупатели и производители) окончательно теряют доверие к обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.
Очевидно, что огромную роль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.
Все эти три типа относятся к так называемой открытой инфляции.
Существует также подавленная инфляция, при которой рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.
Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии и проявлялась в дефицитах и прогрессирующем снижении качества продукции.
Развивающиеся станы по экономическим условиям и факторам инфляции можно классифицировать следующим образом.
К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия,, где от отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.
Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный характер. Отмечается высокий уровень безработицы.
Страны третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлением иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.
Страны четвертой группы
- Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ,
Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют
достаточную степень
К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.
Среди факторов гиперинфляции в этих странах, как и в странах первой группы, выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство денежных и неденежных факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы (например, важной причиной гиперинфляции в Бразилии и Аргентине был чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи); в-третьих, диспропорциональность между более ускоренным ростом цен на промышленную по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Если изменить методику расчёта, то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.
Помимо индекса
Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.
Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.
Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.
Индекс Пааше —
показывает отношение текущих
1.4. Формы и методы антиинфляционной политики
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Существует несколько классификаций антиинфляционной политики, например: ортодоксальную и гетеродоксальную антиинфляционную политику.
Ортодоксальный вариант основан на неоклассической концепции- минимальное вмешательство в экономику со стороны государства. Предполагает ограничение сферы его деятельности решением проблем сбалансированности бюджета и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.
Гетеродоксальный вариант предусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических процессов, в том числе: временное замораживание роста цен и заработной платы; меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени; развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств; регулирование внешней торговли и валютных операций.
Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. При постоянном соблюдении обещаний со стороны правительства в течение достаточно продолжительного срока начинает действовать эффект объявления, который стал весьма эффективным элементом антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, Германия, Великобритания. Также правительство должно принимать меры, способствующие укреплению механизмов рыночной системы: установление конкурентно-рыночного климата в стране, систематический контроль за состоянием рынков, антимонопольная политика; отказ от государственных мер по поддержке и защите неконкурентных отраслей, поощрение и поддержка малого бизнеса; стимулирование диверсификации производства и продаж; гибкая налоговая политика, направленная на снижение налогового пресса и применение прогрессивной шкалы налогообложения. Кроме того, все эти меры должны сочетаться с мероприятиями в области денежного обращения: жесткие лимиты прироста денежной массы, контроль со стороны Центрального банка над изменением денежной массы (политика таргетирования, предложенная монетаристами). Стоит выделить также недежные элементы антиинфляционной стратегии: государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства; переориентацию инвестиционных потоков на отрасли промышленности группы «А»; конверсию военных секторов экономики.
Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса
бюджетная политика может использоваться
для его расширения, осуществляются
программы государственных
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.
Начиная с 60-х гг. правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают намеченной цели. Параллельное применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.
2.1. Особенности типа инфляции в России
Как и в большинстве стран в России действуют как монетарные, так и неденежные факторы. Истоки инфляции в России коренятся в длительном, сложившемся еще в СССР нарушении макроэкономических пропорций, деформированной структуре производства и крайне низкой его эффективности.
Информация о работе Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в России