Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут разнообразные экономические обстоятельства: энергетический кризис, изменения в динамике производительности труда, структурные сдвиги в системе воспроизводства, циклические и сезонные колебания, монополизация рынка, введение новых ставок налогов и многое другое. Но не всякий рост цен - инфляция.
Колебания цен на отдельные товары и услуги в зависимости от изменений спроса и предложения - закон рыночной экономики. Однако, когда явление начинает носить устойчивый характер и из исключения превращается в правило современной экономики, такого объяснения оказывается недостаточно.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Инфляция .doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

Во многих странах, испытавших гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег  в обращении, например в Венгрии в 1945-1946 гг. - в 4000 раз. Это объясняется тем, что когда население (и покупатели и производители) окончательно теряют доверие к обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.

Очевидно, что огромную роль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.

Все эти три типа относятся к  так называемой открытой инфляции.

Существует также подавленная  инфляция, при которой рост цен  может и не наблюдаться, а обесценивание  денег может выражаться в различного рода дефицитах.

Именно такая ситуация сложилась  в странах бывшего СССР, где  инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном  состоянии и проявлялась в  дефицитах и прогрессирующем  снижении качества продукции.

Развивающиеся станы по экономическим  условиям и факторам инфляции можно  классифицировать следующим образом.

К первой группе относятся развивающиеся  страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия,, где от отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.

Ко второй группе относятся  Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также  наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный характер. Отмечается высокий уровень безработицы.

Страны третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлением иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.

Страны четвертой группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют  достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в "ползучих формах" (1-5%), введен строгий  контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

К пятой группе относятся  бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

Среди факторов гиперинфляции  в этих странах, как и в странах первой группы, выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство денежных и неденежных факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы (например, важной причиной гиперинфляции в Бразилии и Аргентине был чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи); в-третьих, диспропорциональность между более ускоренным ростом цен на промышленную по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению  к базовому периоду.

В России Федеральная  служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Если изменить методику расчёта, то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.

Помимо индекса потребительских  цен существует другие методы, которые  позволяют рассчитать инфляцию. Как  правило используются несколько  основных методов:

Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.

Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста  расходов.

Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских  товаров и стоимости денег. Поэтому  владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.

Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.

Паритет покупательной  способности национальной валюты и  изменение курса валют.

Индекс Пааше —  показывает отношение текущих потребительских  расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

1.4. Формы и методы антиинфляционной политики

 

Многообразные  негативные  социальные и экономические последствия  инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

  1. Косвенные методы:
    1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
    2. Регулирование ссудного и учетного процента коммерческих банков через управление ими центральным банком;
    3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
  2. Прямые методы:
    1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
    2. Государственное регулирование цен;
    3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
    4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 

Существует несколько  классификаций антиинфляционной политики, например: ортодоксальную и гетеродоксальную антиинфляционную политику.

Ортодоксальный вариант  основан на неоклассической концепции- минимальное вмешательство в  экономику со стороны государства. Предполагает ограничение сферы его деятельности решением проблем сбалансированности бюджета и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

Гетеродоксальный вариант  предусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических процессов, в том числе: временное замораживание роста цен и заработной платы; меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени; развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств; регулирование внешней торговли и валютных операций.

Важнейшей частью антиинфляционной стратегии  является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. При постоянном соблюдении обещаний со стороны правительства в течение достаточно продолжительного срока начинает действовать эффект объявления, который стал весьма эффективным элементом антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, Германия, Великобритания. Также правительство должно принимать меры, способствующие укреплению механизмов рыночной системы: установление конкурентно-рыночного климата в стране, систематический контроль за состоянием рынков, антимонопольная политика; отказ от государственных мер по поддержке и защите неконкурентных отраслей, поощрение и поддержка малого бизнеса; стимулирование диверсификации производства и продаж; гибкая налоговая политика, направленная на снижение налогового пресса и применение прогрессивной шкалы налогообложения. Кроме того, все эти меры должны сочетаться с мероприятиями в области денежного обращения: жесткие лимиты прироста денежной массы, контроль со стороны Центрального банка над изменением денежной массы (политика  таргетирования, предложенная  монетаристами). Стоит выделить также недежные элементы  антиинфляционной стратегии: государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства; переориентацию инвестиционных потоков на отрасли промышленности группы «А»; конверсию военных секторов экономики.

Негативные последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

  1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить  его путем ограничения своих  расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса  бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

  1. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия  на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов  общества, борьба с инфляцией может  привести к значительным потерям  в народном хозяйстве. По некоторым  подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.

Начиная с 60-х гг. правительства  многих стран проводят политику цен  и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию  борьбы с инфляцией, она не всегда достигают намеченной цели. Параллельное применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать  экономическое регулирование в целом малоэффективным.

 

 

2. Особенности инфляции в России

2.1. Особенности  типа инфляции в России

 

Как и в большинстве  стран в России действуют как  монетарные, так и неденежные факторы. Истоки инфляции в России коренятся  в длительном, сложившемся еще  в СССР нарушении макроэкономических пропорций, деформированной структуре  производства и крайне низкой его эффективности.

Информация о работе Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в России