Особенности поведения олигополистических фирм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Становление формирования принципов конкурентоспособного экономического развития весьма актуально для современной России. Но вместе с этим обладает и немалой сложностью. Это обусловлено тем, что в условиях Советского Союза наша экономика довольно долго функционировала как командно-административная структура. В то время как в США давно уже сформировалась рыночная структура, произошло множество кризисов и реформ, благодаря чему к сегодняшнему дню институт конкуренции там развит довольно сильно. У нас же формирование института конкуренции проходит более болезненно. Некоторые отрасли до сих пор полностью находятся в монопольном ведении государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. АНАЛИЗ ОЛИГОПОЛИИ КАК РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ 5
1.1.Понятие и виды олигополии 5
1.2. Признаки олигополии 7
1.3. Причины возникновения олигополии 9
1.4 Модели олигополии 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА НА ПРИМЕРЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ И НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ОЛИГОПОЛИИ 12
2.1. Анализ поведения фирм на олигополистическом рынке 12
2.2. Анализ структуры олигополистического рынка в России на примере сотовой связи 17
2.3. Анализ олигополий в российской нефтяной промышленности. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.77 Кб (Скачать файл)

Народная поговорка, однако, гласит, что корову всегда покупают с рогами. Не являются ли все перечисленные  слабые стороны олигополии оборотной (и совершенно неотъемлемой!) стороной достоинств крупных фирм? И, может быть, с ними стоит смириться, коль скоро всякая отрасль, где эффективным является крупное производство, обязательно становится олигополистической?

2.2. Анализ структуры олигополистического рынка в России на примере сотовой связи

Рынок мобильной  сотовой связи начал стремительно развиваться в России примерно в 2000-е годы. Численность абонентов мобильной связи по данным Росстата на начало 2006 года составляла около 462 тыс. человек, а на конец года – уже около 700 тыс человек. В сентябре 2007 года количество абонентов сотовых сетей увеличилось почти до 2 млн., в 2008 году она составила уже 3,3 млн. К 2009 году мобильную связь стали использовать уже приблизительно 10 млн. человек.

Учитывая мировой опыт, можно предположить следующее: в процессе экономического развития России будет увеличиваться как рост доходов населения, так и количество абонентов сетей мобильной сотовой связи. Это приведет к уменьшению удельного веса постоянных затрат в стоимости услуг мобильной связи и приведёт к уменьшению тарифов и расширению круга потребителей данной услуги. Тем более, что население России по данным Всероссийской переписи населения в 2010 году составило 143 млн. человек, и из них лишь 10 млн. пользуются услугами мобильной связи. Получается, российский рынок сотовой связи не заполнен даже на половину, в то время как в странах Европы он насыщен на 80-100%. Обычно структура рынка мобильной связи, находящегося в стадии почти полного насыщения, состоит из одного-двух доминирующих и двух-четырех небольших операторов. Общий удельный вес групп "третьих" операторов в среднем составляют 20-30%.

Мобильная сотовая связь всегда была в центре внимания иностранных инвесторов. Ни один из операторов сотовой связи, работающих в России, не может быть назвать российским на все 100%. Каждый имеет одного или нескольких иностранных партнеров, которые инвестируют как финансовые ресурсы, так и различное оборудование, «ноу-хау» (современные технологии, инновации) и опыт. В России на рынке мобильной связи действует небольшое количество крупных фирм, производящих аналогичную продукцию.

Отсюда можно  выделить первую особенность российских олигополий – иностранное инвестирование российских монополий.

Первым всероссийским оператором мобильной связи стандарта GSM 900/1800 стал МегаФон. Он был образован в мае 2002 года. МегаФон стал первым и единственным оператором, развернувшим свою сеть во всех субъектах Российской Федерации. В сети «МегаФон» используются передовые технологии, открывающие клиентам новые возможности общения и работы с информацией. В 2009 году МегаФон был признан независимым жюри «Абсолютным брендом - 2009» и стал официальным мобильным оператором Зимних Олимпийских Игр 2014 года. 

Следующим участником олигопольного рынка мобильной связи в России является группа компаний «ВымпелКом» (Билайн). Этот оператор предлагает услуги как мобильной, так и фиксированной телефонной связи, международной и междугородной телефонии, передачи данных, доступа в сеть Интернет на базе проводных и беспроводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, сети третьего поколения (3G) и WiFi.

Группа компаний «ВымпелКом» предоставляет свои услуги под торговой маркой «Билайн». Начиная с 2005 года «Билайн» является неизменным лидером в рейтинге самых дорогих российских операторов по версии международной организации Interbrand Group/BusinessWeek. 

Компания МТС была образована, как закрытое акционерное общество, в октябре 1993 года следующими компаниями: ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами. Четырем российским компаниям принадлежало 53 % акций, двум немецким компаниям — 47 %. В конце 1996 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а компания DeTeMobil выкупила акции компании Siemens. 

Компания  «TELE2 Россия» появилась на Российском рынке относительно недавно. Она стремительно завоевала популярность, ворвавшись на рынок с безумно низкими ценами и составив конкуренцию старожилам рынка – «большой тройке» операторов. Компания «ТЕЛЕ2» представляет европейский телекоммуникационный холдинг, который в настоящее время работает в 10 странах и обслуживает более 26 миллионов абонентов. В настоящее время компания  «ТЕЛЕ2» является самым активным и быстроразвивающимся сотовым оператором на российском рынке. 

Для оценки характера рынка сотовой связи России будем использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) ввиду небольшого количества крупных операторов, которые оказывают услуги мобильной связи.   Более 80% рынка контролируют три компании. Их часто называют «большой тройкой». Это ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (34,5%), ОАО «Билайн»(25,1%) и  ОАО «Мегафон»(23%). 

Все необходимые  данные представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1

Индекс (i)

Оператор связи

Абонентов, чел

Доля рынка, %

1

ОАО «МТС»

61 882 046

34,5

2

ОАО «БиЛайн»»

45 092 756

25,1

3

ОАО «МегаФон»

41 357 524

23

 

Другие

28 818 887

17,4


В таблице 1 представлено количество абонентов  и доли рынка операторов сотовой связи РФ за III квартал 2010 года.

Аналогичная ситуация складывалась на рынках и в предыдущие периоды.

 Вычислим HHI для рынков сотовой связи РФ в целом по формуле: 
 
HHI= , где Si – доля i-го оператора в общем объёме услуг рынка сотовой связи, n – количество операторов. Для РФ HHI = 2 625, что говорит об очень высокой степени концентрации рынков.

Таким образом, рынок имеет  олигополистический характер[2].

2.3. Анализ олигополий  в российской нефтяной промышленности.

К крупным  олигополистам в России можно отнести такие нефтяные компании, как «ЮКОС», «Лукойл» и «Газпром». В 2004 году они вошли в список тысячи крупнейших корпораций мира, опубликованный в последнем номере американского журнала Business Week. Всего в этот список попали 9 российских компаний, первая из них - «Газпром». Как сообщали центральные СМИ, стоимость акций «Газпрома» оценивалась суммой 70,7 млрд. долларов, что позволило отечественному олигополисту занять 47-ю строчку в рейтинге. В этот рейтинг пошли также и некоторые другие российские компании: «Сургутнефтегаз» занял 183 место, «ЛУКОЙЛ» - 206 место, ЮКОС оказался на 234 месте, «Сибнефть» - на 437 позиции. Далее следуют: «Норильский никель» - 452, «Мобильные телесистемы» - 464, РАО «ЕЭС России» - 490 и «Сбербанк» - 717 место. При составлении рейтинга в первую очередь учитывался объем рыночной капитализации компаний по состоянию на 31 мая 2004 года.

В первую «десятку» попали 8 компаний из США, а также British Petroleum и Royal Dutch/Shell. Лидер рейтинга не изменился, им по-прежнему остается корпорация General Electric, которая стоит сегодня более 383 млрд. долларов. За год она поднялась в цене почти на 100 млрд. Всего же в списке представлены 423 американские корпорации. Таким образом, практически каждая вторая компания из первой тысячи работает на США.

К 2005 году ЮКОС перестал быть лидером в отрасли добычи нефти. Он уступил своему главному конкуренту - ЛУКОЙЛу, добыв всего лишь на 700 тыс. тонн нефти меньше. Предварительные итоги производственной деятельности ЮКОСа за 2004 год оказались для компании неутешительными. Она утратила лидерские позиции в отрасли. Такого в планах ЮКОСа не было. Предполагаемая добыча нефти должна была составить около 83 млн. тонн нефти. Однако, компания вынуждена была снизить темпы добычи, потому что в середине года «Транснефтью» было введено ограничение на экспорт нефти, что было связано с неблагоприятными погодными условиями в районах портов отгрузки сырья. Общий объем ограничений составил примерно 720 тыс. тонн нефти.

В настоящее  время на нефтепромышленном рынке  власть между собой делят несколько компаний. За последние несколько лет практически все ценные месторождения перешли таким российским государственным компаниям, как «Газпром» и "Роснефть". Они уже получили активы компании "Сибнефть", принадлежащей Роману Абрамовичу. Также к этим компаниям перешли активы  ЮКОСа, принадлежащего ранее Михаилу Ходорковскому. Совсем недавно стало известно о поглощении ТНК-BP. Наблюдается тенденция возвращения практически всех нефтяных и газовых активов государству. То есть из частной собственности олигархов нефтяные олигополии переходят в государственную собственность, но по-прежнему остаются олигополиями. Как уже было сказано выше, в 2000-х гг. Газпром приобрел у Романа Абрамовича "Сибнефть" за 13,1 млрд долл., в настоящее время гордо называемую "Газпром Нефть". Небольшая же государственная "Роснефть" примерно в то же время разжилась активами ЮКОСа, владелец которого, Михаил Ходорковский, до сих пор отбывает тюремное наказание за финансовые преступления.

Эти приобретения подняли госкомпании на новые высоты. Газпром, и до этого не отличающийся скромными масштабами, обзавелся крупной нефтяной "дочкой" и занял позиции лидера по финансовым показателям, а "Роснефть" надежно укрепилась на верхнем месте рейтинга российских нефтяников.

Особо активно  проходил процесс укрупнения нефтяных предприятий в этом году. Наиболее активные присоединения осуществляла "Роснефть". В 2012г. она поглотила третью по величине газовую компанию в России — НГК "Итера". Однако этим присоединением ее аппетиты не ограничились. Компании захотелось поистине мирового господства. Совсем недавно «Роснефть» объявила о приобретении также третьего по величине российского представителя нефтяного рынка — ТНК-BP.

После таких  присоединений "Роснефть" может по праву называться гигантской нефтяной компанией. Как сообщает президент компании Игорь Сечин (бывший вице-премьер), компания сможет добывать 200 млн т нефти в год, что составляет почти 40% от всего, что вообще добывается в стране. Также следует отметить, что после укрупнения "Роснефть" может стать компанией номер один в мире по доказанным запасам углеводородов среди публичных компаний", - отметил бывший вице-премьер.

Не отставал от «Роснефти» и «Газпром». В конце 2011г. он приобрел компанию «РУСИА Петролеум», которая ранее принадлежала ТНК-BP.

Но не смотря на это, после всех вышеперечисленных приобретений у "Роснефти" есть все шансы догнать и даже перегнать «Газпром» по финансовым показателям, ведь уже по итогам 2011г. выручки "Роснефти-ТНК-BP" и «Газпрома» почти равны.

Конечно, слишком сильно разростись "Роснефти" могут не дать. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) уже отметили, что теперь компания сможет приобретать максимум туалет или бензоколонку, и о крупных покупках речи идти не может. Но это лишь в России. За границей отечественная "Роснефть" может увеличиваться далее.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги  данной курсовой работы, можно сделать  следующие выводы.

Многие теоретики  считают, что олигополистическая структура  рынка является наиболее эффективной, так как фирмы находятся в  более близком контакте друг с  другом, в ярко выраженной конкуренции, что заставляет их усовершенствовать  свой продукт, чтобы иметь преимущество в конкурентной борьбе. Но как же быть с тайными сговорами и  монополизацией отрасли?

В данной работе были проанализированы различные варианты поведения фирм в условиях олигополии, рассмотрены и проанализированы две олигополизированные отрасли российской экономики: сотовая связь и нефтяная промышленность.

В процессе анализа  вышеперечисленных отраслей были выявлены следующие особенности российских олигополий:

    • Появление олигополий в России обусловлено командно-административной экономикой СССР, когда у государства была монополия на все производство;
    • Небольшое количество фирм в олигополизированной отрасли. То есть две – три фирмы обычно контролируют 70-80% рынка, между остальными «третьими» фирмами ведется раздел остальных 20-30% рынка;
    • Иностранные инвестиции в российские олигополии, возможность российских компаний расширяться за рубежом.

 

Список литературы.

Учебная литература:

  1. Вечканова Г. Р. Микроэкономика// глава 32.
  2. Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный уровень. – М: Юнити, 2007 г – 767 с
  3. Гальперин В. В., Гальперин В. М. 50 лекций по микроэкономике
  4. Гальперин В.М. Микроэкономика// глава
  5. Голиков М. Н. Микроэкономика// глава 2.
  6. Максимова В. Ф. Микроэкономика// глава 9.1.
  7. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики//учебник для вузов – М.: «ИНФРА-М», Издательство «НОРМА», 2012.
  8. Татарников Е. А. Микроэкономика// глава 20.
  9. Плотницкий М. И. «Курс экономической теории», гл. 9.
  10. Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000

Информация о работе Особенности поведения олигополистических фирм в России