Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция является одной из самых сложных проблем в современной экономической теории. Она препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества [8]. Проблема инфляции в российской экономике остается нерешенной, хотя её темпы в РФ неуклонно и медленно снижаются. Опыт нашей страны, а так же других стран показывает, что переход на рыночные отношения сопутствуется быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Важно правильно оценить, является ли переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
1.1 Понятие и сущность инфляции…………………..…………………………………………....................4
1.2 Виды инфляции………………………………………………………...……..7
1.3 Социально-экономические последствия инфляции……………………….12
2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.
2.1 Причины процессов инфляции в России…………………………………..14
2.2 Инфляция в России 2012 года…………………………………………........19
2.3 Инструменты государственного регулирования ситуации инфляции…...22
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы…………………………………………...…33
Приложения………………………………………………………………….......34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа!.docx

— 136.25 Кб (Скачать файл)

При переходе к рынку становится необходимой цивилизованная приватизация с учетом реальных экономических, технологических  и экологических потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающей соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение между всеми формами собственности.

В результате этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого  общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка  недвижимости, земли и труда и  т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ  с учетом взаимных интересов и  интересов России. Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемых налогов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию  налоговой системы:

- сокращению количества взимаемых налогов;

- отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;

- пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен - отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;

- изменению методики налогообложения;

- ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

- регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.

Важным направлением в  антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование  валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма  формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической  деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство»  капитала за рубеж и обеспечить своевременность  и полноту уплаты налогов по этим операциям. Экономика страны нуждается  в программе возвращения российских капиталов, а также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.

Предстоит нейтрализовать внешние  факторы инфляции за счет использования  налоговых пошлин и развития импортозаменяющих  производств, а также ограничить долларизацию экономики (сейчас доллар, по существу, служит параллельной валютой).

Большое значение для сдерживания  инфляции может иметь перестройка  экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а  также отказ от бросовых цен, по которым  реализуется отечественное сырье  и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов в год.

Одну из определяющих ролей  в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк Российской Федерации, который осуществлял  денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, подъем производства. Для сдерживания инфляции нужна  поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято  в мировой практике.

Известный французский экономист  Жак Сапир, специалист по макроэкономике и валютно-финансовым проблемам  в рамках международной программы  «Русских чтений» предлагает: использовать стабилизационный фонд для долгосрочного  инвестирования. Либо в социальную инфраструктуру (здравоохранение, образование), либо в модернизацию производственной инфраструктуры, в новое оборудование для российских предприятий. По словам Жака Сапира , механизм инвестирования должен включать в себя специальное агентство, которое управлялось бы независимо от правительства, чтобы исключить политические воздействия. Неэффективный основной капитал не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, выступает в качестве источника, постоянно подпитывающего инфляцию издержек. Поэтому, инвестируя в модернизацию основного капитала, на самом деле снижается долгосрочный инфляционный потенциал экономики.

Помощник министра экономического развития и торговли [Константин Ремчуков] предлагает разумное предложение: государству уделить большее внимание микроэкономики: «нам надо развивать предложение, а все вопросы экономики предложения лежат в сфере микроэкономики. Для решения проблемы инфляции необходимо обеспечивать поддержку предпринимательства, функционирование рынков, развивать антимонопольное законодательство. Все это относится к микроэкономике, которой и должно уделять внимание государство».

Министр финансов Алексей  Кудрин сожалел, что «России пока не удается перейти к инвестиционно-ориентированной  экономике». Но причину этого глава  Минфина увидел не в недостатке денег, а все в той же инфляции: мол, инвестициям препятствует высокая  инфляция, и как только мы путем  денежного сжатия уменьшим ее до трех-четырех  процентов, инвестиции хлынут к нам  рекой. Исследования, подтверждены независимыми аналитиками, проведенные «Экспертом», доказывают, что реальная ситуация прямо противоположна чиновничьим  теориям: чем больше денег в национальной экономике, тем меньше инфляция, и, наоборот, чем меньше денег, тем быстрее  растут цены,

Необходимо избавить хозяйство  от фундаментального дефицита денег, прежде всего за счет целенаправленной либерализации  банковской системы.

По расчетам журнала «Эксперт»  главным управляющим параметром инфляции сегодня является ставка по кредитам (она же цена денег для  компаний). Чем эта ставка меньше, тем ниже инфляция. Поэтому главное  место, где должен быть ликвидирован дефицит денег (ради снижения инфляции), - это банковская система. И именно на это уже сейчас должна быть направлена избыточная государственная ликвидность. А проекты крупных государственных и полугосударственных компаний могли бы пополнить список высоконадежных бумаг нашего, а не иностранного фондового рынка, что стало бы вторым источником снижения процентных ставок.

Оказалось, что рост процентных ставок за кредит приводит к росту  инфляции. Это можно трактовать

- как прямую связь через рост издержек компаний по выплате кредита,

- как косвенную (чем дороже деньги, тем их меньше и, соответственно, тем быстрее растут цены).

 Предприниматель чувствует свою финансовую неустойчивость, например, вследствие того, что кредит уже взят, перезанять сложно, директор такой компании, будет использовать всякую возможность повысить цену. И даже без растущих издержек на электроэнергию и газ. Потому что наличие абсолютно ликвидных активов - первое условие существования компании.

Возможно два варианта - либо финансирование «сверху», имеющее своим источником государство, либо финансирование «снизу» - дисперсное, атомарное облигационное и/или кредитное финансирование, организованное коммерческими банками и самими хозяйствующими субъектами. Последний путь предпочтительней, так как опирается на ответственные, разнообразные хозяйственные планы, а не чиновничьи прожекты.

Проблема заключается в том, что в условиях не отлаженной финансовой системы автономный поток ликвидности «снизу» явно недостаточен для массовой инвестиционной модернизации. Именно поэтому критически важно создание системы долгосрочного рефинансирования коммерческих банков.

«Работающими условиями для снижения инфляции и усиления инвестиций в промышленный сектор могут быть снижение нормы процентной ставки и уменьшение скорости обращения денег. Конкретным предложением здесь может быть удлинение банковских вкладов через запрет досрочного изъятия срочных вкладов».[6]

Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий, как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.

Успешное осуществление  антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

В странах с развитой экономикой при регулировании инфляции монетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как правило, сочетаются с элементами других теорий: кейнсианской, концепцией «экономики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономического регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства товаров.

На практике в основе большинства  методов борьбы с инфляцией используется компромиссная теория инфляции, базирующаяся на связях безработицы и инфляции. Графическое изображение инфляционной кривой Филлипса [приложение 4] позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, подъем заработной платы ведет к росту цен, так  как заработная плата составляет значительную долю цены любого товара.

Во-вторых, в точке пересечения  инфляционной кривой и оси абсцисс, равной примерно 6 %-ной норме безработицы, устанавливаются стабильный уровень  заработной платы, нулевой темп роста  цен и нулевая инфляция. Установлено, что норма безработицы, равная 6 %, соответствует естественному уровню безработицы.

В-третьих, в условиях высокой  безработицы, превышающей уровень 6% (на графике – участок кривой ниже оси абсцисс), наблюдается дефляция, т.е. понижение инфляции ниже нулевого уровня. Отсюда следует, что понижение уровня инфляции сопровождается ростом безработицы, а уменьшение безработицы ведет к росту инфляции.

В-четвертых, установлено, что  производительность труда в промышленно-развитых странах возрастает примерно на 2 % в  год, что сопровождается аналогичным  снижением издержек производства на единицу труда. Из этого следует  вывод, что увеличение заработной платы  на величину, равную приросту производительности труда, не вызывает роста общего уровня цен, а соответственно повышения  уровня инфляции. Когда прирост заработной платы опережает рост производительности труда, тогда стоимость единицы труда возрастает, что приводит к повышению цен и соответственно к росту уровня инфляции.

Практика показала, что  кривая Филлипса применима для экономических  ситуаций в краткосрочные периоды. В длительном периоде даже низкий уровень занятости не спасает  от роста инфляции. М. Фридмен подметил, что борьба с безработицей путем  повышения инфляции является неэффективной [4, c. 237].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической  динамики за последние годы, можно  сделать вывод, что в целом  совокупное влияние причин, порождающих  инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую  динамику. То связано, прежде всего, с  тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической  политики:

- соблюдение жестких денежных  ограничений;

- меры по стабилизации  валютного курса;

-отказ от покрытия дефицита федерального бюджета прямыми кредитами Банка России и переход к государственных заимствованиям на рынке ценных бумаг;

- принятие Правительством  Российской Федерации ряда решений,

ограничивающих рост цен  на продукцию отдельных отраслей и сектором экономики, в первую очередь  отраслей - естественных монополистов.

Все они, будучи направленными  на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно  новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики. Но, несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что в российской экономике существует угроза инфляционных всплесков из-за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различным уровнем доходности, нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления социальных проблем в обществе.

В заключение необходимо отметить, что в России сейчас всё же наблюдается тенденция к снижению инфляции, но методы её регулирования будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только, во-вторых, традиционными монетарными факторами рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

Информация о работе Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика