Особенности развития сервисной деятельности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:55, реферат

Краткое описание

Ныне в руках государства и местных властей полностью или частично остается ряд направлений сервисной деятельности - жилищно-коммунальные и бытовые услуги, железнодорожный и городской транспорт, почта, телеграф и телефон, образование, система здравоохранения, а также значительная часть социокультурных услуг. При этом в каждом из указанных сегментов постоянно растут тарифы на обслуживание, возрастает доля платных услуг. Наряду с государственным сектором услуг параллельно развивается и частный сектор. Между этими секторами усиливается конкуренция, но это пока не приводит к снижению себестоимости сервисной продукции и снижению расценок на услуги. Все это обусловливает тот факт, что на сервисное обслуживание потребителям приходится выделять все большую долю из своих доходов, что не может удовлетворить основную часть населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

 

 Это первое начинание такого  рода в мировой практике туризма  было с особым интересом встречено  участниками делового и научного  туризма, иностранными туристами.  Планируется также расширить  цивилизационные туры за счет участников познавательного туризма (школьников, студентов).

 

 В настоящее время ученые  вместе с рядом заинтересованных  туристских фирм отрабатывают  цивилизационные туры на примере таких разных маршрутов, как города Северо-Западной Руси (Псков, Новгород, Санкт-Петербург), народы и культуры Поволжья (Кострома, Ярославль, Самара, Казань, Астрахань и др.).

 

 Повышенная потребность отечественного  сервиса в инновациях особенно  остро ставит проблему освоения  российскими предприятиями сферы  услуг инноваций в организации  услуг и формах обслуживания  потребителей, идущих к нам из  мировой практики. Эта тема столь  обширна, что ниже она еще  не раз будет затронута. В  данном случае отметим лишь, что,  когда инновации идут к нам  из практики сервиса других  стран, их освоение далеко не  всегда происходит сразу и  без потерь. Те перспективные  виды обслуживания, которые развивались в советский период и которые на первый взгляд без труда можно было интегрировать в коммерческую среду, на самом деле далеко не всегда поддавались подобной трансформации по многим причинам.

 

 Рассмотрим трудности внедрения  новых направлений обслуживания  на примере такого сложного  сегмента услуг в рамках консалтинга,  как венчурный бизнес, т.е. бизнес, продвигающий в производство  рискованные научные разработки. В том случае, когда внедрение  научной разработки оказывается  удачным, экономический эффект  намного перекрывает все предварительные  расходы.

 

 Венчурный бизнес выступает  одним из прародителей нынешнего  этапа научно-технической революции,  который смело продвигает эффективные научные разработки в любую сферу практики. Казалось, что в России, у которой после распада СССР осталась основная часть научно-проектной элиты, этот вид сервиса может найти широкое применение.

 

 Сегодня в стране зарегистрировано 40 тыс. малых предприятий (с  общей численностью в 200 тыс.  человек), у которых в уставе  прописан вид деятельности: «наукоемкая  продукция». Для первого этапа  развития венчурного бизнеса  это неплохое начало. Однако в  год новой продукции эти фирмы  производят всего лишь на 30 млрд рублей, что ничтожно мало в объеме производства сервисной деятельности и совершенно недостаточно для венчурного бизнеса. Вместе с тем к этим фирмам проявляют немалый интерес иностранные покупатели, готовые скупить (и скупающие) новые технологии. Да и у отечественного производственного бизнеса капиталы имеются. Однако российский венчурный бизнес прозябает.

 

 Во-первых, никто из отечественных  бизнесменов не спешит инвестировать  научно-технический прогресс. Психология  современного отечественного предпринимателя  сформировалась под влиянием  неустойчивой обстановки в России, когда надо было в максимально  короткие сроки вернуть капитал  с наибольшей прибылью. При этом  качество и вид бизнеса не  принимались во внимание. Инновационные  же проекты требуют тщательной научной экспертизы, серьезного исследования их коммерческих перспектив.

 

 Здесь выступает на первый  план второй тип препятствий  для венчурного бизнеса: отсутствие  рыночной базы его развития. В  стране необходимо с нуля создавать  проводящую сеть финансовых посредников,  готовить профессиональных менеджеров  в этой сфере, развивать адекватно  капитализированный фондовый рынок,  позволяющий конвертировать результаты  предпринимателей в другие высокодоходные  активы, и т.п. Но в России  эти компоненты рыночной инфраструктуры  пока не сложились. (Независимое  обозрение. 2002. № 25)

 

 Все приведенные выше примеры  об освоении инноваций в условиях  реформ свидетельствуют о наличии  в российской сфере услуг творческого  потенциала, который в условиях  кризиса не остается втуне,  но требует определенных условий  для своего развития. Преодоление  кризиса в российской экономике  позволит и сфере услуг более  широко осуществлять и использовать  достижения мировой практики  сервиса во всем их объеме  и многообразии форм.

 

 Теперь рассмотрим распространенность  разных типов организационных  структур в отечественном сервисе  в зависимости от масштабов  деятельности и числа работающих. Сначала остановимся на крупном  бизнесе.

 

  Примером могут служить те  крупные структуры бизнеса и  системно-отраслевые организации  (принадлежащие государству, негосударственные  и смешенные), которые сохранились  в нашей стране от предыдущего  этапа ее развития. Укажем на крупные банковские структуры (Сбербанк, Внешэкономбанк и др.), крупные компании перевозчиков (Аэрофлот, МПС и др.), торговые организации (фирма «Детский мир» и др.), организации связи («Космическая связь», «Связьинвест») и масс-медиа (ВГТРК и др.).

 

 Второй тип крупных сервисных  организаций в последнее десятилетие  зародился и развивается в  рамках так называемых интегрированных бизнес-груттп (ИБГ) - «ЛУКойл», «Юкос», «Интеррос», «Сибирский алюминий», АФК «Система» и ряд других*. Среди указанных ИБГ преимущественно сервисом занята лишь крупная акционерная финансовая компания «Система», основу которой составляют наукоемкие отрасли связи, телекоммуникации, предприятия НИОКР, а также страхование, торговля. Ядро деятельности остальных ИБГ базируется на работе промышленных предприятий, связанных с нефтяным бизнесом, цветной металлургией и др. Но главное в деятельности подобных групп заключается в том, что, являясь в большинстве случаев холдингами, они включают в себя сервисные структуры, призванные обеспечить обслуживание самих этих групп и их партнеров.

 

 Так, в рамках таких групп действует акционерный коммерческий банк (или несколько банков), выступающий в качестве собственной кредитной организации, расчетного финансового центра, депозитария хранения ценных бумаг и др. Кроме того, данные группы развивают свои филиалы дилеров для сбыта продукции в стране и за рубежом, способны оказывать биржевые, торговые, лизинговые, инвестиционные и другие услуги. Помимо этого в каждой из групп имеется широкий спектр внутреннего обслуживания: медицинские и оздоровительные организации, страховые компании и др. Примечательно, что именно страховым компаниям в ряде случаев удается выйти из своей ИБГ и стать самостоятельным агентом на отечественном страховом рынке (фирмы «РОСНО», «Прогресс Гарант»).

 

* Дынкин А., Соколов А. Интегрированные  бизнес-группы в российской экономике // Вопросы экономики. 2002. № 4.

 

 В целом указанная практика  ИБГ свидетельствует о том,  что каждая группа стремится  компенсировать слабую рыночную  инфраструктуру в отечественной  практике хозяйствования и несовершенный  сервис внешней институциональной  среды при решении своих внутренних  проблем. Природа подобных групп  не связана с созданием предпринимательских  сетей, но тяготеет к более  жесткой структуре организации  холдингового типа. Однако в переходных  условиях данные ИБГ оказались  более устойчивыми к внешним  неблагополучным воздействиям. Так, сервисные предприятия, включенные в такие группы, легко преодолели трансформационные шоки, обретя новую «среду» в виде инвестиционного и маркетингового партнеров, услуг по стратегическому планированию, подбору персонала и др. Такая «самодостаточность» была характерна для крупных американских конгломератов в первые десятилетия XX в., а также для западноевропейских компаний в 50-е годы, для японских - в 50-60-е годы ушедшего столетия, для южнокорейских - в настоящее время.

 

 Укажем на еще одно направление,  породившее в отечественной практике  последнего десятилетия крупнейшие  сервисные организации, - рекламный  бизнес. В современной России  действует множество разных рекламных  агентств, выполняющих посреднические  функции между рекламодателями,  с одной стороны, а также  каналами распространения рекламы  и потребителями, с другой. Наиболее  крупные из таких агентств группируются вокруг ведущих российских телеканалов, хотя при этом заняты производством не только телерекламы.

 

 В нашей стране существуют  крупные рекламные компании, которые  являются ассоциированными членами  международных рекламных сетей.  Вместе с тем Россия сегодня  является единственной страной  в Восточной Европе, где ведущие  позиции принадлежат не зарубежному,  а национальному рекламному бизнесу.

 

 Одним из агентств такого  плана является группа компаний  «Видео Интернешнл». Это - холдинг, объединяющий 30 подразделений с общей численностью сотрудников свыше 1300 человек и осуществляющей деятельность по самым разным направлениям. Ведущими среди этих направлений являются следующие:

 

 ♦     производство телевизионных программ;

 ♦     изготовление рекламных роликов;

 ♦     размещение рекламы на телевидении, радио и в прессе;

 ♦     наружная реклама;

 ♦     исследования в области средств массовой информации;

 ♦     разработка рекламных концепций и стратегий рекламных компаний в СМИ;

 ♦    компьютерная графика и оформление телевизионных каналов;

 ♦    разработка фирменного дизайна и стиля;

 ♦    PR-услуги;

 ♦    разработка и изготовление плакатов и другой полиграфической продукции.

 

 Помимо того, что компания  «Видео Интернешнл» действует на РТР и НТВ, она обладает эксклюзивом на размещение рекламы на сетевых каналах ТНТ, СТС, а также на региональных каналах в Петербурге, Новосибирске, Кемерово, Иркутске, Барнауле, Томске и т.д. Также она активно действует за пределами России, владея эксклюзивным правом размещения своей продукции на телеканалах Украины, Белоруссии, Казахстана, Израиля, на двух венгерских каналах и т.д. (Телерекламный бизнес / Сост. и общ. ред. В. П. Коломиец. М., 2001)

 

 Говоря о крупном бизнесе  в отечественном сервисе наших  дней, нельзя назвать его широко  распространенным явлением; лидирующее  место в российской сфере услуг  занимает средний и малый бизнес. Средние и малые предприятия  приобретают широкое функционально-целевое  назначение - строительные предприятия,  торговые и посреднические организации,  фирмы бытового обслуживания, правового  и семейного консультирования, туристические  и рекреационно-оздоровительные  агентства, структуры шоу-бизнеса  и т.п.

 

 В начале российских реформ  особые надежды были связаны  с развитием малого предпринимательства,  которое во многих странах  является своеобразным мотором  экономических преобразований. Поэтому  подробнее рассмотрим особенности  функционирования в сфере услуг  малого бизнеса.

 

 В настоящее время в стране  действует Федеральный закон  «О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации» № 88-ФЗ  от 14.06.1995 г. Малое предпринимательство  может иметь место только на  частном предприятии или на  предприятии, в уставном капитале  которого доля государственной  и муниципальной собственности  не превышает 25%.

 

 Согласно российскому закону, к малому предпринимательству  относятся предприятия со следующими  количественными показателями по  числу работников:

 

 

 ♦   промышленность, строительство, транспорт - 100 человек;

 ♦   сельское хозяйство, научно-техническая сфера - 60 человек;

 ♦ оптовая торговля - 50 человек;

 ♦ розничная торговля и бытовое обслуживание - 30 человек;

 ♦ остальные отрасли и другие виды деятельности - 50 человек.

 

 На I Всероссийском съезде представителей  малых предприятий, состоявшемся  в Москве в феврале 1996 г., отмечалось, что в России насчитывается  около 900 тыс. малых предприятий  (МП), на которых занято 8,5 млн человек, а с учетом вторичной занятости - 15,2 млн человек. Основываясь на этих данных, специалисты предсказывали, что к 2000 г. число занятых в малом бизнесе с учетом вторичной занятости должно составить 27-30 млн человек, в том числе 12-15 млн - постоянно занятых.

 

 Однако этого не произошло.  В период II Всероссийского съезда  представителей малого бизнеса  (октябрь 1999 г.) в России действовало  890 тыс. МП, что составляло 30% общего  числа российских предприятий.  Доля малого бизнеса в общем  объеме предпринимательской деятельности  современной России составила  примерно 10%.

 

 На сегодняшний день численность  работников малых предприятий  в России составляет 6 млн. человек.  Из этого числа 86% являются  штатными сотрудниками, работающими  здесь на постоянной основе, 9% - совместители, 5% работают по трудовым  договорам.

 

 После дефолта 1998 г. произошли  изменения в структуре занятий  МП: их число стало больше в  таких сервисных отраслях, как  связь, транспорт, материально-техническое  снабжение и сбыт. Однако их  стало меньше в жилищно-коммунальном  хозяйстве, в строительстве, в  сферах культуры и искусства,  науки, научного обслуживания.

 

 Суммируя общие характеристики  малого бизнеса России, обозначим  некоторые его типичные особенности.  Чаще всего малый бизнес - это  небольшое предприятие, численностью  в среднем 9-10 человек. Однако  имеется множество структур от 1 до 3 человек. Основными фондами  являются собственные средства. Если взять фонды отдачи (т.е.  количество продукции, которая  производится на основных фондах), то они на малых предприятиях  в два раза выше, чем у других  форм собственности. (По материалам II Всероссийского съезда представителей  малых предприятий // Российский  экономический журнал. 2000. № 1)

 

 В конце 90-х годов структура  услуг малого бизнеса имела  следующий вид. Из объема услуг  малого предпринимательства значительная  доля (37,6%) приходилась на бытовые  услуги. Затем следовали услуги  пассажирского транспорта (17,0%), услуги  правового характера (16,0%). Вслед за этим по убывающей располагаются услуги связи, туристско-экскурсионные, физической культуры и спорта, медицинские, ветеринарные, системы образования, прочие услуги*.

Информация о работе Особенности развития сервисной деятельности в современной России