Особенности рынка труда и регулирования заработной платы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросу трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы.
Цели и задачи работы заключаются в следующем:. определить особенности рынка труда в Республике Беларусь, проанализировав основные характеристики занятости и безработицы, пути решения этих проблем, вопросы о заработной плате, ее динамики за последние годы и государственного регулирования.

Содержание

Введение
1. Рынок труда: сущность, структура и функции рынка труда.
2. Тенденции рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь.
2.1. Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь.
2.2. Динамика заработной платы и пути ее повышения.
3. Государственное регулирование рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

В прошлом году в развитие малых и средних  городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих  мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости.[14]

Решению проблемы занятости в сельской местности  способствует реализация Государственной  программы возрождения и развития села, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

В 2010 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному [14].

Одним из направлений  политики занятости является регулирование  внутренней трудовой миграции и перераспределение  трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

Следует отметить, что государственной службой  занятости в нашей стране уже  используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение  семей безработных на новое место  жительства.

Так, в прошлом  году переехали на новое место жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20–25 [14].

Однако, следует  подчеркнуть, что это не в полной мере удовлетворяет потребности  трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.

 2.2 Динамика заработной платы и пути ее повышения

 

Заработная  плата относится к основным системообразующим  элементам в модели рынка труда. В экономической теории ее определяют как «цену, выплачиваемую за использование труда», «цену рабочей силы», «цену труда». Заработная плата является ценовой детерминантной в модели рынка труда, обусловливающей движение вверх или вниз вдоль существующих (сложившихся на рынках) кривых спроса и предложения труда. Вместе с тем при выполнении классического функционального анализа, рассматривая заработную плату, исходят из нескольких допущений (упрощений): труд однороден, ставки цены труда 1 часа каждого работника одинаковы. Использование таких допущений позволяет, с одной стороны, обнаружить существующие на рынке труда взаимосвязи, но с другой – не позволяет проникнуть в сущность модели рынка труда в трансформационной экономике. В условиях трансформационной экономики заработная плата представляет собой единство трех компонентов:

1) вознаграждение за результаты труда (определяемое функциональными характеристиками рабочей силы и рабочих мест);

2) результат  дискриминационного отбора рынка  труда (устанавливающего дифференциацию  по дополнительным критериям рабочей силы и рабочих мест);

3) результат информационной ассиметрии, неоднородности и адаптационной гибкости рынка труда (устанавливающих дифференциацию в оплате труда в зависимости от владения информацией, принадлежности к определенному сегменту рабочей силы или рабочих мест).

В настоящее  время в Республике Беларусь восстановлена  определяющая роль Единой тарифной ставки в зарплатообразовании для субъектов  хозяйствования. Вместе с тем остаются нерешенные вопросы, связанные с  необходимостью повышения стимулирующей и воспроизводственной функций заработной платы, устранения неоправданных отраслевых дифференциации и уравнительности.

В современной  экономике труда основными зарплатообразующими  факторами принято считать: 1) рыночные силы; 2) институты (профсоюзы и коллективные договоры, тарифная система, сегментация рынков труда); 3)специфические адаптационные механизмы («триггеры»), т.е. события, дающие толчок к повышению ставок оплаты труда[4,C.16-17]; явления помогающие субъекту хозяйствования сэкономить на оплате труда – невыплаты, задолженность, натуральные формы оплаты труда, использование «серых» схем.

Для сферы зарплатообразования  в Беларуси характерны следующие  тенденции:

  • появление ценовой конкуренции на рынке труда, означающей увеличение межорганизационной мобильности работников под влиянием изменений уровня оплаты труда;
  • наличие инфляции, которая обусловливает необходимость постоянного пересмотра тарифных ставок и процедуру индексации доходов;
  • высокий уровень начислений на фонд заработной платы организаций (отчисления в фонд социальной зашиты населения, др.), что провоцирует стремление субъекта хозяйствования к экономии средств на оплату труда и снижению себестоимости за счет выплаты заработной платы «в конверте»;
  • постоянное повышение заработной платы в экономике Республики Беларусь. Некоторые исследования объясняют это успехами белорусской экономики, другие же – «политико-деловым» циклом [5,С.32]. Причем повышение заработной платы в Беларуси также неоднозначное (она растет непропорционально в разных областях, темпы ее прироста замедляются и на многих предприятиях ниже, чем темпы роста производительности труда, особенно если рассчитывать последние не в стоимостном, а в натуральном выражении). В целом уровень заработной платы в Беларуси гораздо более низкий, чем в странах Центральной и Восточной Европы, России.

Как показывает анализ зарплатообразования Республики Беларусь, к наиболее важным факторам, его обуславливающим, правомерно отнести:

1) результаты экономической деятельности организации и положение отрасли. Так, уровень среднемесячной заработной платы коррелирует не столько с результатами финансово-экономической деятельности, сколько с монопольным положением предприятия (отрасли): она намного выше в нефтехимии, топливной, электроэнергетике и ниже в легкой промышленности, машиностроении и приборостроении, т.е. в высококонкурентных отраслях.

2) административные условия государства по повышению среднемесячной заработной платы входит в перечень основных показателей социально-экономического развития, директивно устанавливаемых органами власти и осуществляющих контроль за ее выполнением. Одновременно государственные органы осуществляют контроль за своевременностью выплаты заработной платы и состоянием задолженности;

3) рост индекса потребительских цен, инфляция;

4) особую роль надтарифной части оплаты труда в зарплатообразовании. Как показывает анализ, тарифная часть в оплате труда на предприятиях невысока и имеет некоторую тенденцию к сокращению. Это свидетельствует о снижении реальной цены труда (фонд рабочего времени остается неизменным и даже немного растет), вызывающим аналогичное изменение реальных часовых ставок заработной платы (цены труда).

Рассмотрим  динамику номинальной начисленной  среднемесячной заработной платы работников по отраслям экономики Республики Беларусь в 2005-2012 г.

по

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Январь-июнь

2012

Всего

463,7

582,2

694,0

868,2

981,6

1217,3

1721,7

3520,38

промышленность

490,7

617,4

745,6

957,7

1049,1

1316,9

1905,1

3974,7

с/х-во

286,3

364,3

429,6

563,1

674,7

815,2

1205,6

2607,5

строительство

561,2

707,7

856,9

1124,6

1307,6

1593,5

1990,3

4024,4

транспорт

518,8

661,6

767,2

918,3

1048,7

1321,7

1855,7

3986,9

связь

543,0

651,4

782,8

977,3

1149,0

1433,4

1715,4

3533,6

торговля и общ. питание

349,4

447,2

554,4

698,4

816,2

1002,0

1574,4

3263,4

ЖКХ

454,4

563,5

657,8

802,1

906,2

1078,5

1483,3

2825,4

здравоохранение

423,5

524,5

600,2

711,4

796,8

1011,4

1429,8

2892,6

образование

399,4

492,0

548,1

635,2

702,4

891,3

1354,8

2681,0

Наука и научное обслуживание

620,8

782,8

994,5

1246,7

1390,0

1706,6

2268,4

4559,8


 

     По  данным таблицы видно, что наибольшая  номинальная среднемесячная заработная  плата в 2005-2012 г. наблюдалась  в таких отраслях экономики,  как строительство, связь. Наука  и научное обслуживание. Наименьший уровень заработной платы в Республике Беларусь традиционно относится к таким отраслям как сельское хозяйство, образование, торговля и общественное питание. Но если в отраслях сельского хозяйства, торговли и общественного питания уровень образования работников довольно низкий, то в отраслях образования требуется, как правило наличие высшего образования, Данная особенность существенно отличат Республику Беларусь от развитых стран, где специальности отрасли образования считаются очень престижными и высокооплачиваемыми.

В Беларуси межотраслевая  дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики (с учетом подотраслей) за январь- июне текущего года составила 3,4 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом на 21%.. [14]

Для сравнения: разница между самыми высокооплачиваемыми и самыми низкооплачиваемыми работниками в различных отраслях республики в 2000 году была 6,7 раза, в 2003-м - 6,3 раза, в 2005-м - 4,6 раза, в 2008-м, 2009-м - 3,6 раза, в 2010-м – 3 раза. [14]. Таким образом, можно отметить, что за последние годы отмечалась тенденция увеличения номинальной заработной платы с относительно небольшим увеличением в реальном выражении.

В тоже время  существует тенденция увеличения средней  заработной платы в белорусских  рублях, и увеличение в долларовом эквиваленте.

Динамика изменения  заработной платы в 2012 году в белорусских  рублях и долларах США.

месяц

Средняя  заработная плата  в белорусских рублях

Средняя заработная плата  в долларах США

январь

2880585

343,3

Февраль

2964249

357,6

Март

3159624

389,8

Апрель

3252689

403,5

Май

3559648

435,6

Июнь

3752118

451,5

Июль

3925900

471,5

август

4084868

490,1


 

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-июне 2012 г. составила 3520,38 тыс. рублей.

Реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-июне 2012 г. по сравнению с январем-июнем 2011 г. выросли на 7,4 и 7,9 % соответственно (годом ранее – на 15,8 и 10,1 %.)

Отмеченные  факторы формирования цены труда  на рынке Республики Беларусь не соответствует стандартной модели конкурентного рынка труда, согласно которой величина заработной платы не должна зависеть от финансово-экономического состояния конкретной организации. Это положение – одно из основных в классической экономике труда[8,С. 25; С. 364] «На нем (конкурентном рынке труда) вознаграждение работников, выполняющих одинаковую работу, осуществляющих трудовую деятельность в одинаковых условиях и обладающих одинаковым запасом человеческого капитала, не будет различаться в зависимости от того, где он занят» [4,С. 25]. Закон экономики труда гласит, что цена труда работников, выполняющих одинаковую работу с одинаковым уровнем квалификации в одинаковых условиях, не должна различаться. Возникновение таких различий конкурентный рынок труда сглаживает – на нем цена труда устанавливается не инсайдерами, а внешними рыночными условиями. Белорусская модель зарплатообразования, как следует из изложенного выше, является нестандартной. В неё тарифная часть заработной платы (до 40% в структуре среднемесячной заработной платы) определена внешними по отношению к работодателю и наемному работнику факторами. Но в их числе не пересечение кривых совокупного спроса и предложения труда, а результат административных решений и ЕТС. Исследование методологических основ формирования оплаты труда в рыночной экономике и ее роли в модели рынка труда трансформационной экономике позволило сделать следующие выводы:

  • в модели рынка труда в период экономической трансформации заработная плата выполняет роль не столько ценовой детерминанты, сколько институциональных факторов;
  • несмотря на специфику сегментации рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе, можно отметить снижение тарифной части в оплате труда высококвалифицированных работников и увеличение надтарифной части, что является инструментом регулирования соотношения «заработная плата – численность»;
  • в модели рынка труда Беларуси присутствует эффект запаздывания реакции заработной платы на действие как рыночных, так и не рыночных факторов;
  • в целом белорусский рынок труда использует механизмы численной и финансовой адаптации;
  • уровень, структура и существующая дифференциация заработной платы слабо заинтересовывают в инвестициях в численный капитал, а безусловное требование ее роста создает мягкие бюджетные ограничения для предприятий, обусловливает их медленное обновление и реструктуризацию.

Информация о работе Особенности рынка труда и регулирования заработной платы в Республике Беларусь