Особенности рынка труда и регулирования заработной платы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросу трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы.
Цели и задачи работы заключаются в следующем:. определить особенности рынка труда в Республике Беларусь, проанализировав основные характеристики занятости и безработицы, пути решения этих проблем, вопросы о заработной плате, ее динамики за последние годы и государственного регулирования.

Содержание

Введение
1. Рынок труда: сущность, структура и функции рынка труда.
2. Тенденции рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь.
2.1. Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь.
2.2. Динамика заработной платы и пути ее повышения.
3. Государственное регулирование рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Обозначенные  закономерности следует учесть при  формировании перспективной модели развития рынка труда в Республике Беларусь. Развитие инновационной экономики  актуализирует необходимость адекватных изменений в оплате труда, поскольку экономика этого типа формирует принципиально иную экономическую и институциональную среду зарплатообразования – заинтересовывающую в инвестициях в человеческий капитал, увеличивающую отдачу от образования и квалификации и т.д.

3. Государственное  регулирование рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь

Государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс административных, экономических, организационных, законодательных и иных методов и инструментов воздействия на уровень занятости и заработной платы в рыночной экономике.

Рассматриваемое регулирование осуществляется по трем основным направлениям: обучение, подготовка и переподготовка рабочей силы; социальная защита населения от негативных последствий рынка; формирование эффективно функционирующего рынка труда.

Государственная поддержка и развитие образования является важнейшей задачей социальной политики всех цивилизованных стран. Масштабы и интенсивность расходов на развитие и профессиональную подготовку трудовых ресурсов непрерывно нарастают. На реализацию образовательных программ во многих западных странах выделяются средства в объеме 2 - 3% ВНП, однако они с лихвой окупаются за счет увеличения эффективности использования квалифицированной рабочей силы. Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, как правило, не облагаются налогами.

Фирмы бизнеса предпочитают инвестировать средства на обучение работников профессиональным знаниям, которые можно использовать на данном конкретном предприятии с его специфическими технологиями и организацией производственного процесса. Расширенному воспроизводству и развитию высококачественных трудовых ресурсов служит государственное финансирование дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и научного образования; подготовки и переподготовки специалистов; а также системы здравоохранения, культуры и спорта. Все это направлено на развитие интеллектуальных и духовных потребностей человека.

Для государства эффект от инвестиций в человеческий капитал, в образование оказывается комплексным. Инвестиции в человеческий капитал способствуют повышению эффективности труда и производства, создают основу для получения высокой заработной платы в перспективе, снижают риск безработицы и сокращают время поиска работы. Высокие доходы образованных слоев населения расширяют общий объем спроса и стимулируют рост производства товаров и услуг. В постиндустриальном обществе теоретические знания превращаются в важнейший стратегический ресурс и фактор экономического роста.

Одной из главных целей политики государства является повышение занятости всего населения. Государство - гарант занятости, оно должно обеспечивать защиту социально уязвимых групп населения в сложных ситуациях высвобождения рабочей силы. Кроме выдачи пособий по безработице, государство активно поддерживает мелкое и среднее предпринимательство, предоставляет каждому ищущему работу информацию о вакантных местах по профессиям, отраслям, регионам страны, обеспечивает возможности для перемещения рабочей силы, организует общественные работы, приобретающие особо важное значение в период массовой безработицы.

Активное госрегулирование безработицы предполагает позитивное воздействие на имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест. В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке. Важной частью рынка труда являются федеральные, региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, молодежи.

Социальная защищенность наемных работников достигается установлением государственного минимума заработной платы, который должен обеспечить нормальные условия для воспроизводства работников и членов их семей. Величина минимальной заработной платы увязывается с тем физиологическим минимумом, который призван обеспечить простое воспроизводства рабочей силы.

В условиях инфляции в некоторых странах государство использует механизм не допускающий снижения реальной заработной платы. Осуществляется это путем индексации заработной платы, то есть ее периодического увеличения пропорционально росту потребительских цен. Поскольку эта мера вносит существенные коррективы в механизмы рыночного саморегулирования и носит инфляционный характер, то желательно не прибегать к индексации, а устранить причину ее возникновения.

Государственное регулирование не должно, однако, использоваться для подавления рыночных саморегулирующихся механизмов, препятствовать реализации требований экономической эффективности, ограничивать мобильность рабочей силы. Достаточно высокая занятость населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, стимулированием роста производства и развития малого бизнеса, путем устранения всех препятствий к участию в экономической жизни общества новых категорий трудоспособного населения.

Все рассмотренные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная, финансовая и др. виды экономической политики государства. Значительное влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав.

Проводится работа по совершенствованию оплаты труда работников реального сектора экономики в части усиления ее зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников.

Правовое регулирование заработной платы - это закрепление нормами права условий и порядка ее начисления, индексации, выплаты, получения и т.п.

Необходимость правового регулирования заработной платы не вызывает сомнений. Нормы, определяющие основные подходы к регулированию оплаты труда, существуют во всех странах независимо от способа организации экономики. При этом, как правило, используется комбинирование двух основных методов регулирования: государственного и договорного.

Сочетание государственного и договорного регулирования свойственно для Республики Беларусь. При этом и государственное, и договорное регулирование заработной платы базируется на следующих основных принципах правовой организации заработной платы:

• принцип оплаты по труду (его количеству и качеству) и результату (стоимости труда);

• принцип равной оплаты за равный труд (запрещение дискриминации в области оплаты труда);

• принцип объективной дифференциации заработной платы (в зависимости от особых условий труда, его сложности и т.п.);

• принцип гарантированности заработной платы (гарантии минимальной заработной платы; гарантии определенных размеров заработной платы при выполнении работником необходимых условий);

• неприкосновенность заработной платы;

• недопустимость ограничения размеров заработной платы;

• свобода распоряжения заработной платой.

Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов регулирования оплаты труда, включающая:

• принцип оплаты по затратам и результатам, который следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам.

• принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышения эффективности производства.

• принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства.

• принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечить материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.

Заключение

 

Ситуация на рынке труда Беларуси является противоречивой. Проведенный анализ ситуации рынка труда позволил выявить основные проблемы.

Исходя из всего  вышесказанного, можно сделать некоторые  выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов:

  • становление и функционирование рынка труда в переходной экономике отражает специфику предшествующего этапа развития в рамках социалистической модели общественного устройства;
  • через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов;
  • безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на неё;
  • в стране создан широкий спектр правовых, экономических и организационных условий для сохранения, а в ряде случаев и роста производственного и кадрового потенциала;
  • белорусская модель зарплатообразования, как следует из изложенного выше, является нестандартной. В ней тарифная часть заработной платы (до 40% в структуре среднемесячной заработной платы) определена внешними по отношению к работодателю и наемному работнику факторами;
  • государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д.

Итак, теперь можно  уже с уверенностью говорить о  том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения  труда и предпринимателями как  субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений.

Рынок труда  является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. 

Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно  трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица - не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы.

Список использованных источников

 

1. Блауг М.  Экономическая мысль в ретроспективе  / Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1995. – 720 с.

2. Долан Э.  Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая  модель / Пер. с англ. - СПб, 1992. – 496 с.

3. Трудовое право:  Учебник/В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич [и др.] - Мн.: Амалфея, 1997. – 592 с.

4. Капелюшников  Р. Механизмы формированимя заработной платы в российской промышленности / Капелюшников Р. - М.: ГУ ВШЭ, 2003

5. Гайдук К., Чубрик А., Парчевская С., Валевский М. Рынок труда в Беларуси: общий обзор / Гайдук К. (и др.) – Мн.: Ин-т приватизации и менеджмента, 2005.

6. Кадры на  перспективу. Горячая десятка  // Эконом.газета. – 2008. – июнь.

7. Закон Республики  Беларусь от 30.05.1991 г. «О занятости  населения Республики Беларусь»  в ред. 22.01.1999 г.

8. Рынок труда В.Н.Бобков, Минск 2003 г.

9.Управление  персоналом предприятия, Маслов Е.В. М. 2000

10.Ванкевич Е. Рынок  труда в РБ: тенденции и особенности  развития. // Экономический бюллетень  экономики РБ - 2009 г. - №1 - C.11-27

11.К.Гайдук, А.Чубрик Рынок  труда в РБ:общий обзор. /К.Гайдук //Эковест - 2006г. - в.5 - №3 - С.44-93.

12.Рынки труда  в странах СНГ// Эковеств - 2006- в.5 - №3 - С.18-27

13.Гимпельсон, В., Капелюшников, Р. Нестандартная занятость  и рынок труда/В.Гимпельсон// Вопросы  экономики - 2006 -№1 –с.122-143.

Информация о работе Особенности рынка труда и регулирования заработной платы в Республике Беларусь