Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:07, реферат
Управление проектами в сфере публичного менеджмента.
Управление проектами в частном секторе экономики:
- особенности управление внутренним проектом;
- особенности управления внешним проектом.
Особенности управления
внешними и внутренними проектами
различных социально-
- особенности управление внутренним проектом;
- особенности управления внешним проектом.
Управление проектами в сфере публичного менеджмента
Исторически первые проекты представляли собой грандиозные по масштабам работ, количеству исполнителей и капиталовложениям государственные программы.
Проекты в сфере государственного и муниципального управления имеют особое значение в связи с тем, что их воздействие на экономику и другие сферы жизнедеятельности, как правило, имеют более широкий масштаб, чем проекты в бизнес-среде.
Проекты в сфере публичного менеджмента являются частью системы государственного регулирования.
Проекты в сфере публичного менеджмента играют роль мегапроектов — целевых программ развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов, т.е. мегапроект может быть охарактеризован как программа проектов — комплекс проектов, объединенных общей целью.
Проекты в сфере публичного управления имеют более широкий спектр критериев эффективности, нежели проекты в бизнес-среде. Как правило, государственные проекты не обязательно преследуют цель получения прибыли, а рассчитаны на синергетический эффект развития (повышение уровня и качества жизни, создание новых рабочих мест, экономический рост в стране, регионе и т.п.).
Государственные и международные проекты составляют 18% в общей численности реализуемых проектов.
Классификация моделей проектов,
в которую вошли и
• модель PMI (Институт менеджмента проектов), издающий широко востребованное в международной практике управления проектами Руководство к Своду знаний об управлении проектами;
• изначально разработанный для реализации государственных информационных и телекоммуникационных проектов в Великобритании стандарт PRINCE;
• системную модель СОВНЕТ, основанную на разработках ученых советской и российской школы;
• компетентностные модели и их эволюцию – глобальный стандарт компетенции, основанный на выполнении;
• модели «третьей волны», рассматривающие менеджмент проектов как стратегический ресурс организации и др.
Указанные модели не являются единственным применимыми к управлению проектами примерами использования научно-методологического аппарата.
Необходимо также упомянуть смежные модели и методы, как раз лежащие в сфере оценки различных сторон проектов на их основных стадиях. Прежде всего, это сбалансированная система показателей (СБС), использующая при оценке целевые (соответствие выбранной стратегии), временные, стоимостные и качественные критерии.
Результаты изучения опыта управления проектами в России, накопление знаний и формирование методологии УП позволяют выделить три основных этапа процесса развития УП:
Пример:
1920 – 1921 Утверждение плана ГОЭЛРО Первый перспективный (стратегический) план развития страны. Применен системный подход к планированию.
План Государственной комиссии по электрификации России был первым программным документом советского времени. В тяжелых условиях военной интервенции и гражданской войны, в обстановке жестокой хозяйственной разрухи, был разработан план, призванный обеспечить создание промышленной базы, на основе электрификации всей страны.
План ГОЭЛРО внедрялся
не только как план строительства
и реконструкции электростанций
и электросетей, это был первый
план изменений хозяйственного механизма
в области промышленности, сельского
хозяйства, транспорта, т. е. план развития
всего народного хозяйства
Управление данным проектом осуществляли комитеты по электрификации, которые были созданы в Москве, а затем и в Донбассе, при поддержки партии и правительства страны. На них возлагались все функции по руководству, организации работ и контролю. Для улучшения организации труда при реализации проекта разрабатывались долгосрочные и оперативные планы, рассчитывались затраты как на пятилетний срок, так и на весь период проекта, изыскивались дополнительные источники финансирования. Это значит, что план ГОЭЛРО включал «управление временем», а также материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Управление это было административным и жестким. Официально план ГОЭЛРО был утвержден на восьмом съезде Советов в декабре 1920 года, и начало его осуществления считается 1921 год.
Однако уже 1918 году начались работы по проектированию гидроэлектростанций на реках Днепр, Волга, Свирь и др. Одновременно комитеты проводили ряд мероприятий, обеспечивающих нормальную работу существующих электростанций, и создавали необходимые условия для их расширения. Реализация плана по проекту рассчитывалась от 10-ти до 20-ти лет в зависимости от общего хода развития народного хозяйства. В итоге запланированные мероприятия завершились досрочно, для этого понадобилось 14 лет. При этом производство электроэнергии увеличилось в 2,3 раза по сравнению с планируемой мощностью. К конечному сроку (1935 г.) план ГОЭЛРО был значительно перевыполнен по всем основным показателям развития народного хозяйства. За годы реализации плана было сооружено 40 районных электростанций вместо 30 намеченных планом.
И все же, в послереволюционный восстановительный период план ГОЭЛРО имел огромное значение для экономики всей страны. Это был первый опыт перспективного научного планирования и реализации Программы, включающей различные проекты плана ГОЭЛРО, которые послужили основой для дальнейшей работы в области планирования и разработки проектов для народного хозяйства страны.
С 1928 года страна переходит на пятилетнее планирование развития народного хозяйства. Всего их за период Советской власти было разработано 13. Первый пятилетний план (1928-1932 гг.) был утвержден V съездом Советов СССР (май 1929 г.). При этом капитальные вложения в строительство осуществлялись с учетом строжайшего режима экономии на основе управления финансовыми ресурсами страны.
1928 – 1932 - Первый пятилетний план заложил основы пятилетнего развития страны и управления по перспективным планам, программам и финансовыми ресурсами.
Годы первых пятилеток явились и годами подъема, периодом зарождения индустриальных, прогрессивных поточных методов строительства. В научно-исследовательских работах этого периода были сформулированы принципы формирования и даны формулы расчета основных параметров непрерывного потока в стандартном строительстве.
В 1957-1961 разрабатывались и выполнялись крупные государственные проекты и программы (запущен первый спутник Земли, осуществлен первый пилотируемый космический полет).
В конце 50-х и начале 60-х годов в России зародились системы организационного управления проектами. При выполнении крупных проектов организовывались штабы, назначались кураторы, и появились «команды» проектов.
Для реализации крупных проектов, особенно на завершающем этапе, стали организовываться так называемые «штабы». Это были группы людей, включающие представителей власти, проектировщиков, специалистов по выполнению проектов и эксплуатации. Члены таких штабов решали, в основном, оперативные задачи и отвечали каждый по своему направлению перед своим руководством. За общий процесс нес ответственность «куратор», назначаемый обычно конкретным министерством, проект которого осуществлялся. Таким образом, зарождалась в России система организационного управления проектами, которая в современном управлении называется – «командой проекта».
70-е – 80-е годы осуществлено строительство железнодорожной магистрали – БАМ, таким образом, выполнен второй после ГОЭЛРО грандиозный проект века.
В 1980-х годах
появляется программно-целевое
Необходимым условием разработки программ являлся программно-целевой метод планирования, как метод повышения научной обоснованности планов и усиления их направленности на решение ключевых экономических и социальных задач.
Если рассматривать программу как мегапроект в смысле управления программами, то программно-целевой метод – это системный комплексный подход, применяемый на уровне территориального (регионального) планирования. Итак, к началу 90-х годов в России появилась система разработки целевых программ (мегапроектов), различного назначения.
Период «перестройки» позволил внедрить в сферу планирования развития страны и её регионов программно-целевой метод разработки программ. Сложилась определённая научно-методическая система формирования целевых программ различного назначения. Дальнейшие исследования привели к применению проектного подхода при разработке программ и прогрессивных методов управления программами при их реализации.
Проектный подход разработки и реализации программ позволяет трансформировать бюджетный и инвестиционный процессы, т.е. перейти от финансирования по объектам к финансированию по проектам и программам. Такой метод финансирования и инвестирования достаточно прозрачен, легко подвергается мониторингу и контролю, что послужит полному исключению «не целевого использования средств» в органах управления.
В последнее время проектный подход и проектное управление стали объектом внимания в органах государственной власти для их применения в разработке и реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении государства.
При их разработке предусматривается:
Процесс подготовки и реализации целевых программ включает следующие этапы: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы; ее формирование; экспертиза и оценка; утверждение; управление реализацией и контроль за ходом ее выполнения.
Федеральные целевые программы
являлись одной из форм государственного
управления и относятся к программно-
Существенным преимуществом ФЦП по отношению к другим программно-ориентирующим средствам регулирования, например, планам действия, программам развития и т.п., являлось более выраженное структурирование содержания по следующим разделам:
• состояние проблемы и необходимость ее решения программными методами;
• основные цели, задачи, сроки и этапы реализации ФЦП;
• система программных мероприятий;
• ресурсное обеспечение;