Министерство образования и
науки Российской Федерации.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пензенский государственный
университет архитектуры и строительства»
Институт экономики и менеджмента
Кафедра «Маркетинг и экономическая
теория»
Курсовая работа
По дисциплине «Экономическая
теория»
на тему «Особенности формирования
и тенденции развития человеческого капитала
в России»
Выполнил студент группы Мен-11
Новиков М.С.
Руководитель: к.э.н., доцент
Суханова Т.В.
Пенза 2014
Содержание:
Введение………………………………………………………………………3-4
- Концепция человеческого капитала
- Определение понятия «человеческий
капитал»…………………...5-6
1.2 Роль человеческого капитала……………………………………....6-11
1.3 Направления роста человеческого
капитала………………...…..11-12
2. Человеческий
капитал в России
2.1 Образование развитие человеческого
капитала в России……….13-15
2.2 Состояние и тенденции формирования
человеческого капитала в России…………………………………………………………………….……16-23
2.3 Проблемы развития человеческого капитала
в России………….24-28
2.4 Различия в управлении развитием человеческого
капитала отечественных и иностранных
компаний…………………………..………28-29
3.Пути решения проблем
формирования человеческого капитала
в России
3.1 Модернизация
человеческого капитала……………….…………30-33
3.2 Инструменты развития человеческого
капитала………………...33-35
Заключение…………………………………………………………………...36-37
Список используемой литературы……………………………………………..38
Введение
В настоящее время практически
во всех отраслях социального хозяйства
существуют возможности организации деятельности
в соответствии с принципами рыночной
экономики: самофинансирования, самоокупаемости,
хозяйственной самостоятельности, материальной
ответственности, заинтересованности
в результатах деятельности и контроля
за состоянием финансов.
От состояния социальной сферы
напрямую зависит человеческий капитал
нации, экономическая сущность которого
выражена и в следующих определениях.
Человеческий капитал - это форма выражения
производительных сил человека на постиндустриальной
стадии развития общества с социально-ориентированной
экономикой рыночного типа.
Человеческий капитал - важнейший
ресурс постиндустриального общества.
Техника, создающая богатства, приходит
в жизнь через технологические знания
и организационные усовершенствования.
И только опытная квалифицированная рабочая
сила способна управлять высокотехнологическим
процессом. Кроме этого, необходимо знание
деловой конъюнктуры, рыночных возможностей,
способов их практического применения,
но и в этом случае нам необходимы знания
человека, его "капитал", используемый
в процессе производства для создания
богатства общества.
Человеческий капитал, являясь
частью совокупного капитала, представляет
собой накопленные затраты на общее образование,
специальную подготовку, здравоохранение,
перемещение рабочей силы
Сравнительный анализ приведенных
и других определений позволяет акцентировать
внимание на следующих основных свойствах
человеческого капитала.
Во-первых, человеческий капитал
не отделим от его носителей - работников
отдельной фирмы или населения региона
или страны.
Во-вторых, физиологические
свойства и природные способности человека,
получаемые наследственным путем, являются
базовой частью человеческого капитала,
называемой отдельными авторами капиталом
здоровья. Другая его часть в виде знаний,
умений и навыков является приобретенной
в результате затрат самого человека и
общества.
В-третьих, данный капитал, как
и другие виды капитала, может быть использован
в сфере общественного производства и
является одним из факторов повышения
эффективности последнего.
В-четвертых, данный капитал
используется его носителями для получения
дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует
индивидуумов на увеличение своего интеллектуального
потенциала путем образования и повышения
квалификации. Другими словами, для того,
чтобы процесс воспроизводства человеческого
капитала носил завершенный характер,
должна быть установлена связь между величиной
приобретенной части данного капитала
и доходом человека.
С изменением роли трудовых
ресурсов в процессе создания добавленной
стоимости пересматривается и важность
инвестиций в развитие трудовых ресурсов
экономики. С экономической точки зрения,
инвестиции в человеческий капитал - это
затраты, произведенные в социальной сфере
в целях будущего увеличения производительности
труда и способствующие росту будущих
доходов как отдельных носителей капитала,
так и общества в целом. Поэтому общепринято
использовать в анализе эффективности
таких инвестиций показатели социально-экономического
развития страны или региона.
Концепция человеческого капитала
На рубеже 50-60-х годов XX века
экономисты вынуждены пересматривать
роль человека в процессе производства.
Теперь человек в экономической теории
– это уже не только владелец товара «рабочая
сила», но и важнейший фактор экономического
роста, поскольку обладает «человеческим
капиталом» (Т. Шульц, Г. Беккер).
1.1Определение
понятия «человеческий капитал»
Человеческий капитал – это
совокупность природных способностей,
интеллектуального капитала, здоровья,
приобретенных знаний, профессиональных
навыков, мотиваций к труду и постоянному
развитию, мобильности, общей культуры,
которая включает в себя нравственные
ценности, знание и соблюдение норм, правил,
законов человеческого общения.[3, 111 стр]
Проанализировав различные
точки зрения многих авторов на природу
и сущность человеческого капитала, мы
определяем его как совокупность природных
способностей, интеллектуального капитала,
здоровья, приобретенных знаний, профессиональных
навыков, мотиваций к труду и постоянному
развитию, мобильности, общей культуры,
которая включает нравственные ценности,
знание и соблюдение норм, правил, законов
человеческого общения. На развитие природных
способностей (стартовый человеческий
капитал) значительное влияние оказывает
семья, образовательные учреждения, государственные
программы (фонды) по поддержке молодежи.
В нашем исследовании мы будем
придерживаться следующего определения.
Человеческий капитал
– это сформированный
в результате инвестиций и накопленный
человеком определенный запас здоровья,
знаний, навыков, способностей, мотиваций,
которые целесообразно используются в
той или иной сфере общественного воспроизводства,
содействуют росту производительности
труда и эффективности производства и
тем самым влияют на рост заработков (доходов)
данного человека. [3,112 стр.]
Данное определение человеческого
капитала, данное А. Н. Добрыниным и С. А. Дятловым,
представляется нам наиболее емким. Необходимо
только дополнить, что использование человеческого
капитала увеличивает не только заработки
работника, но и доходы предприятий и государства.
Требует уточнения и возможность капитализации
мотиваций работников. На наш взгляд, речь
должна идти об уровне культуры и нравственности
работника, которые формируют его репутацию
и ответственное поведение, как важный
вид человеческого капитала. [3,113 стр.]
Понятие человеческий капитал
подразумевает все знания, умения которые
человек получил за все время жизни.
1.2Роль человеческого
капитала.
В период формирования новой
экономики, «экономики знаний», на первый
план выступает качество жизни населения,
показателями которого являются степень
накопления человеческого капитала и
уровень развития социального капитала.
Положение России в рейтинге стран по
индексу развития человеческого потенциала
остаётся незавидным. Это значит, что многие
регионы не используют человеческий капитал
как фактор развития национальной экономической
системы.Понятие «человеческий капитал»
было введено в экономическую теорию для
объяснения того, каким образом образование
и опыт влияют на оплату труда и почему
люди стремятся повышать уровень образованности.
Под человеческим капиталом принято понимать
меру воплощённой в человеке способности
приносить доход. Человеческий капитал
включает врождённые способности и талант,
а также образование и приобретённую квалификацию.
В настоящее время человеческий капитал
является одним из основных факторов социально-экономического
развития государств и их регионов. Однако
в нашей стране его влияние ещё недостаточно
учитывается при выработке управленческих
решений в различных сферах экономической
деятельности. Причины этого кроются в
недостаточной разработанности методов
и несовершенстве практики оценки стоимости
человеческих ресурсов, затрат на их создание
и воспроизводство, а также тарифов за
использование.
Человеческий капитал — это
адекватная постиндустриальному состоянию
общества эпохи научно-технической революции
форма выражения (организации, функционирования
и развития) производительных сил (качеств,
свойств, способностей, функций, ролей)
человека[2,140стр].
Эта особая форма капитала имеет
особую систему накопления и применения,
подсистемами которой являются достижения
в областях различных естественных и социально-гуманитарных
наук. На рубеже 1950–60 х годов они логично
подвели западных учёных к определению
человеческого капитала как особой экономической
категории и обоснованию его теоретико-методологической
основы.
Накопление в обществе человеческого
капитала — это длительный инвестиционный
процесс, поэтому основными вложениями
в него может заниматься только государство,
а не отдельные предприниматели. Об этом
ещё в XIX веке писал английский мыслитель
и экономист Дж. Ст. Милль: «Желаемого результата
можно достичь посредством повышения
уровня умственного развития народа, искоренения
обычаев и предрассудков, препятствующих
эффективному использованию труда, и развития
умственной активности, пробуждающей
в людях новые устремления».
Научно-техническая революция
и прогресс, ускорившиеся в середине ХХ
века, вызвали коммерческий интерес к
фундаментальным и прикладным исследованиям
и опытно-конструкторским разработкам.
Источником новых доходов стало производство
новых идей, технологий и социальных инноваций.
Переход к постиндустриальному обществу
существенно повысил роль интеллектуального
труда и превратил его в важнейший ресурс
и фактор устойчивого развития общества,
вызвав на рынке труда нарастающий спрос
на научные кадры и квалифицированных
работников, способных производить передовую
конкурентную продукцию.
Творческий труд по созданию
общественно необходимых ценностей является
капитало-подобным трудом, так как без
предварительных инвестиций он не может
быть эффективным. Предпринимателю, имеющему
наёмных работников, экономически выгодно
активно участвовать в формировании индивидуального
человеческого капитала работников. Крупный
американский экономист М. Фридман считал,
что огромным достижением капитализма
является не накопление собственности,
а возможности, которые он предоставил
людям для развития, роста и совершенствования
их способностей.
Человеческий капитал можно
условно разделить на природные и приобретённые
составляющие. К первым относятся физические
и интеллектуальные данные, то есть свойства,
заложенные в человека как в биологический
вид и позволяющие ему поддерживать своё
существование. Ко вторым относятся свойства,
созданные социально-экономической средой,
то есть особенности, сформированные в
процессе социальных отношений, а также
полученные воспитание и образование,
накопленный жизненный и трудовой опыт
и т.д.
Структура человеческого
капитала определяется такими элементами,
как:
• капитал здоровья и здорового
образа жизни,
• капитал образования (общие
и специальные знания),
• капитал подготовки специалистов
на производстве (навыки, производственный
опыт, квалификация),
• научный капитал (изобретения,
инновации, исследования),
• капитал миграции,
• обладание экономически значимой
информацией,
• мотивация экономической
деятельности.
Одновременно с развитием теории
о человеческом капитале в научный оборот
вошло понятие «социальный капитал», представляющий
собой совокупность норм, канонов, связей,
формирующихся в процессе взаимодействия
индивидуумов и основанных на доверии.
Американский социопсихолог Дж.Коулман
доказал, что социальный капитал также
производителен, как и любая другая форма
капитала.
Социальный
капитал, подобно человеческому и физическому
капиталам, облегчает процесс производства:
• на микроуровне приводит
к сокращению транзакционных издержек,
вытекающих из формальных типов координации,
благодаря повышению уровня доверия между
контактирующими агентами;
• при реализации рискованных
инновационных проектов способствует
укреплению личных неформальных отношений
между агентами;
• поднимает уровень доверия между государством,
бизнесом, профсоюзами и обществом, способствуя
повышению социальной устойчивости (что
является главным для социально ориентированного
государства) и в конечном итоге экономическому
росту.
Таким образом, развитие человека
становится одним из основных факторов
в новых моделях развития национальных
экономических систем. В связи с этим возникают
необходимость измерения и оценки его
влияния на темпы экономического роста
и повышение уровня социально-экономического
развития стран, их регионов, отраслей
и секторов экономики. Но в данном случае
речь может идти лишь о некоторой приближённой
оценке влияния этого фактора на уровень
социально-экономического развития той
или иной хозяйственной системы, так как
постановка задачи измерения человеческого
потенциала тождественна задаче измерения
всей человеческой деятельности, которая
по определению является трудновыполнимой.
Международное сообщество разрабатывает
и реализует новые концепции мирового
развития.
Среди них выделяются
четыре концепции, разработанные при активном
участии ООН и Всемирного банка:
• Человеческое развитие (ООН),
• Устойчивое развитие (ООН),
• Новый взгляд на богатство
(Всемирный банк),
• Переход к экономике, основанной
на знаниях (ООН и Всемирный банк).
Их общими положениями являются
выделение на первый план человеческого
фактора во всём его многообразии и прогнозирование
увеличения роли человеческого капитала.
Идёт массовая переориентация системы
ценностей. Во многих странах человеческий
потенциал признан основной движущей
силой экономического роста и главной
составляющей национального богатства.
Для интегральной оценки качества жизни
населения стран-членов ООН сформирован
новый показатель — индекс развития человеческого
потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого
развития, объединивший ожидаемую продолжительность
жизни при рождении (долголетие), уровень
образования, а также уровень жизни, измеряемый
на базе реального валового внутреннего
продукта (ВВП) на душу населения на основе
паритета покупательной способности.
Последний отражает величину вложений
в развитие человеческого потенциала,
характеризующую границы экономических
возможностей населения в сфере потребления,
сохранения и поддержания здоровья, получения
качественного общего и профессионального
образования, территориальной мобильности
и т.д.