Особенности формирования и тенденции развития человеческого капитала в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

С изменением роли трудовых ресурсов в процессе создания добавленной стоимости пересматривается и важность инвестиций в развитие трудовых ресурсов экономики. С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал - это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Поэтому общепринято использовать в анализе эффективности таких инвестиций показатели социально-экономического развития страны или региона.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4
Концепция человеческого капитала
Определение понятия «человеческий капитал»…………………...5-6
1.2 Роль человеческого капитала……………………………………....6-11
1.3 Направления роста человеческого капитала………………...…..11-12
2. Человеческий капитал в России
2.1 Образование развитие человеческого капитала в России……….13-15
2.2 Состояние и тенденции формирования человеческого капитала в России…………………………………………………………………….……16-23
2.3 Проблемы развития человеческого капитала в России………….24-28
2.4 Различия в управлении развитием человеческого капитала отечественных и иностранных компаний…………………………..………28-29
3.Пути решения проблем формирования человеческого капитала в России
3.1 Модернизация человеческого капитала……………….…………30-33
3.2 Инструменты развития человеческого капитала………………...33-35
Заключение…………………………………………………………………...36-37
Список используемой литературы……………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 110.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Институт экономики и менеджмента

Кафедра «Маркетинг и экономическая теория»

Курсовая работа

По дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Особенности формирования и тенденции развития человеческого капитала в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы Мен-11

 Новиков М.С.

Руководитель: к.э.н., доцент

 Суханова Т.В.

 

 

Пенза 2014

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3-4                                                                    

  1. Концепция человеческого капитала
    1. Определение понятия «человеческий капитал»…………………...5-6

1.2 Роль человеческого капитала……………………………………....6-11

1.3 Направления роста человеческого капитала………………...…..11-12

     2. Человеческий капитал в России

          2.1 Образование развитие человеческого капитала в России……….13-15

          2.2 Состояние и тенденции формирования человеческого капитала в России…………………………………………………………………….……16-23

          2.3 Проблемы развития человеческого капитала в России………….24-28

          2.4 Различия в управлении развитием человеческого капитала отечественных и иностранных компаний…………………………..………28-29

    3.Пути решения проблем формирования человеческого капитала в России

          3.1 Модернизация человеческого капитала……………….…………30-33

          3.2 Инструменты развития человеческого капитала………………...33-35

 Заключение…………………………………………………………………...36-37

 Список используемой литературы……………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время практически во всех отраслях социального хозяйства существуют возможности организации деятельности в соответствии с принципами рыночной экономики: самофинансирования, самоокупаемости, хозяйственной самостоятельности, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности и контроля за состоянием финансов.

От состояния социальной сферы напрямую зависит человеческий капитал нации, экономическая сущность которого выражена и в следующих определениях. Человеческий капитал - это форма выражения производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества с социально-ориентированной экономикой рыночного типа.

Человеческий капитал - важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его "капитал", используемый в процессе производства для создания богатства общества.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы

Сравнительный анализ приведенных и других определений позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах человеческого капитала.

Во-первых, человеческий капитал не отделим от его носителей - работников отдельной фирмы или населения региона или страны.

Во-вторых, физиологические свойства и природные способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

В-третьих, данный капитал, как и другие виды капитала, может быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего.

В-четвертых, данный капитал используется его носителями для получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения квалификации. Другими словами, для того, чтобы процесс воспроизводства человеческого капитала носил завершенный характер, должна быть установлена связь между величиной приобретенной части данного капитала и доходом человека.

С изменением роли трудовых ресурсов в процессе создания добавленной стоимости пересматривается и важность инвестиций в развитие трудовых ресурсов экономики. С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал - это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Поэтому общепринято использовать в анализе эффективности таких инвестиций показатели социально-экономического развития страны или региона.

 

  1. Концепция человеческого капитала

На рубеже 50-60-х годов XX века экономисты вынуждены пересматривать роль человека в процессе производства. Теперь человек в экономической теории – это уже не только владелец товара «рабочая сила», но и важнейший фактор экономического роста, поскольку обладает «человеческим капиталом» (Т. Шульц, Г. Беккер).

1.1Определение  понятия «человеческий капитал»

Человеческий капитал – это совокупность природных способностей, интеллектуального капитала, здоровья, приобретенных знаний, профессиональных навыков, мотиваций к труду и постоянному развитию, мобильности, общей культуры, которая включает в себя нравственные ценности, знание и соблюдение норм, правил, законов человеческого общения.[3, 111 стр]

Проанализировав различные точки зрения многих авторов на природу и сущность человеческого капитала, мы определяем его как совокупность природных способностей, интеллектуального капитала, здоровья, приобретенных знаний, профессиональных навыков, мотиваций к труду и постоянному развитию, мобильности, общей культуры, которая включает нравственные ценности, знание и соблюдение норм, правил, законов человеческого общения. На развитие природных способностей (стартовый человеческий капитал) значительное влияние оказывает семья, образовательные учреждения, государственные программы (фонды) по поддержке молодежи.

В нашем исследовании мы будем придерживаться следующего определения.

Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека. [3,112 стр.]

Данное определение человеческого капитала, данное А. Н. Добрыниным и С. А. Дятловым, представляется нам наиболее емким. Необходимо только дополнить, что использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы предприятий и государства. Требует уточнения и возможность капитализации мотиваций работников. На наш взгляд, речь должна идти об уровне культуры и нравственности работника, которые формируют его репутацию и ответственное поведение, как важный вид человеческого капитала. [3,113 стр.]

Понятие человеческий капитал подразумевает все знания, умения которые человек получил за все время жизни.

1.2Роль человеческого  капитала.

В период формирования новой экономики, «экономики знаний», на первый план выступает качество жизни населения, показателями которого являются степень накопления человеческого капитала и уровень развития социального капитала. Положение России в рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала остаётся незавидным. Это значит, что многие регионы не используют человеческий капитал как фактор развития национальной экономической системы.Понятие «человеческий капитал» было введено в экономическую теорию для объяснения того, каким образом образование и опыт влияют на оплату труда и почему люди стремятся повышать уровень образованности. Под человеческим капиталом принято понимать меру воплощённой в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врождённые способности и талант, а также образование и приобретённую квалификацию. В настоящее время человеческий капитал является одним из основных факторов социально-экономического развития государств и их регионов. Однако в нашей стране его влияние ещё недостаточно учитывается при выработке управленческих решений в различных сферах экономической деятельности. Причины этого кроются в недостаточной разработанности методов и несовершенстве практики оценки стоимости человеческих ресурсов, затрат на их создание и воспроизводство, а также тарифов за использование. 

Человеческий капитал — это адекватная постиндустриальному состоянию общества эпохи научно-технической революции форма выражения (организации, функционирования и развития) производительных сил (качеств, свойств, способностей, функций, ролей) человека[2,140стр].  
Эта особая форма капитала имеет особую систему накопления и применения, подсистемами которой являются достижения в областях различных естественных и социально-гуманитарных наук. На рубеже 1950–60 х годов они логично подвели западных учёных к определению человеческого капитала как особой экономической категории и обоснованию его теоретико-методологической основы.  
         Накопление в обществе человеческого капитала — это длительный инвестиционный процесс, поэтому основными вложениями в него может заниматься только государство, а не отдельные предприниматели. Об этом ещё в XIX веке писал английский мыслитель и экономист Дж. Ст. Милль: «Желаемого результата можно достичь посредством повышения уровня умственного развития народа, искоренения обычаев и предрассудков, препятствующих эффективному использованию труда, и развития умственной активности, пробуждающей в людях новые устремления».  
Научно-техническая революция и прогресс, ускорившиеся в середине ХХ века, вызвали коммерческий интерес к фундаментальным и прикладным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам. Источником новых доходов стало производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Переход к постиндустриальному обществу существенно повысил роль интеллектуального труда и превратил его в важнейший ресурс и фактор устойчивого развития общества, вызвав на рынке труда нарастающий спрос на научные кадры и квалифицированных работников, способных производить передовую конкурентную продукцию. 

Творческий труд по созданию общественно необходимых ценностей является капитало-подобным трудом, так как без предварительных инвестиций он не может быть эффективным. Предпринимателю, имеющему наёмных работников, экономически выгодно активно участвовать в формировании индивидуального человеческого капитала работников. Крупный американский экономист М. Фридман считал, что огромным достижением капитализма является не накопление собственности, а возможности, которые он предоставил людям для развития, роста и совершенствования их способностей.  
Человеческий капитал можно условно разделить на природные и приобретённые составляющие. К первым относятся физические и интеллектуальные данные, то есть свойства, заложенные в человека как в биологический вид и позволяющие ему поддерживать своё существование. Ко вторым относятся свойства, созданные социально-экономической средой, то есть особенности, сформированные в процессе социальных отношений, а также полученные воспитание и образование, накопленный жизненный и трудовой опыт и т.д. 

Структура человеческого капитала определяется такими элементами, как: 
          • капитал здоровья и здорового образа жизни, 

• капитал образования (общие и специальные знания), 

• капитал подготовки специалистов на производстве (навыки, производственный опыт, квалификация), 

• научный капитал (изобретения, инновации, исследования), 

• капитал миграции, 

• обладание экономически значимой информацией, 

• мотивация экономической деятельности. 

Одновременно с развитием теории о человеческом капитале в научный оборот вошло понятие «социальный капитал», представляющий собой совокупность норм, канонов, связей, формирующихся в процессе взаимодействия индивидуумов и основанных на доверии. Американский социопсихолог Дж.Коулман доказал, что социальный капитал также производителен, как и любая другая форма капитала.  
Социальный капитал, подобно человеческому и физическому капиталам, облегчает процесс производства:

 • на микроуровне приводит к сокращению транзакционных издержек, вытекающих из формальных типов координации, благодаря повышению уровня доверия между контактирующими агентами; 

 • при реализации рискованных инновационных проектов способствует укреплению личных неформальных отношений между агентами;  
           • поднимает уровень доверия между государством, бизнесом, профсоюзами и обществом, способствуя повышению социальной устойчивости (что является главным для социально ориентированного государства) и в конечном итоге экономическому росту. 

Таким образом, развитие человека становится одним из основных факторов в новых моделях развития национальных экономических систем. В связи с этим возникают необходимость измерения и оценки его влияния на темпы экономического роста и повышение уровня социально-экономического развития стран, их регионов, отраслей и секторов экономики. Но в данном случае речь может идти лишь о некоторой приближённой оценке влияния этого фактора на уровень социально-экономического развития той или иной хозяйственной системы, так как постановка задачи измерения человеческого потенциала тождественна задаче измерения всей человеческой деятельности, которая по определению является трудновыполнимой. 

Международное сообщество разрабатывает и реализует новые концепции мирового развития. 

Среди них выделяются четыре концепции, разработанные при активном участии ООН и Всемирного банка:

• Человеческое развитие (ООН), 

          • Устойчивое развитие (ООН), 

• Новый взгляд на богатство (Всемирный банк), 

• Переход к экономике, основанной на знаниях (ООН и Всемирный банк).  
Их общими положениями являются выделение на первый план человеческого фактора во всём его многообразии и прогнозирование увеличения роли человеческого капитала. Идёт массовая переориентация системы ценностей. Во многих странах человеческий потенциал признан основной движущей силой экономического роста и главной составляющей национального богатства. Для интегральной оценки качества жизни населения стран-членов ООН сформирован новый показатель — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, объединивший ожидаемую продолжительность жизни при рождении (долголетие), уровень образования, а также уровень жизни, измеряемый на базе реального валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения на основе паритета покупательной способности. Последний отражает величину вложений в развитие человеческого потенциала, характеризующую границы экономических возможностей населения в сфере потребления, сохранения и поддержания здоровья, получения качественного общего и профессионального образования, территориальной мобильности и т.д. 

Информация о работе Особенности формирования и тенденции развития человеческого капитала в России