-Сближение
с западными странами, включая США.
-Благоприятная
мировая ценовая конъюнктура на природные
ресурсы.
-Благодаря
этому, наличие огромных свободных средств
у российского государства в мировых валютах
и золоте (золотовалютные резервы, стабилизационный
фонд, другие фонды и резервы)
-Рост тяги
населения к образованию, включая высшее
образование.
-Переход
системы образования в экономике, в гуманитарных
дисциплинах на стандарты, близкие к общепринятым
в развитых странах.
-Предоставление
в этой сфере разнообразных образовательных
продуктов и услуг, государственных и
частных.
-Быстрое
развитие сферы платных медицинских услуг
и приближение их качества к мировым уровням.
-Постепенное
улучшение качества законов.
-Постепенный
переход на прозрачную отчетность юридических
лиц по мировым стандартам.
-Постепенное
изменение менталитета населения в лучшую
стороны в части его рыночных составляющих.
Молодые
россияне почти и не знают особенностей
действительности советской эпохи и выросли
в основном «рыночниками», насколько это
возможно в российских условиях.
2.4 Различия в управлении развитием человеческого
капитала отечественных и иностранных
компаний
Говоря
о примерах эффективного управления развитием
человеческого капитала отечественных
и иностранных компаний, необходимо учитывать
существующие различия между РФ и Западом.
Во-первых, руководители
иностранных компаний раньше осознали
необходимость развития человеческого
капитала. Для отечественных организаций
это до сих пор не является актуальной
нормой.
Во-вторых, в
силу многолетнего опыта и традиций, уровень
подготовки иностранных специалистов
изначально более высокий и однородный,
чем российский, им практически не требуется
повышение первоначальных знаний о бизнесе.
В-третьих, на
Западе, в условиях стабильного развития
бизнеса, успешно функционирует долгосрочное
планирование политики управления персоналом
(до 10 лет и более). В РФ это затруднено
неопределенностью внешней и внутренней
среды.
Несмотря
на существующие различия, руководители
некоторых отечественных компаний уже
осознали необходимость развития интеллектуального
потенциала как важного стратегического
ресурса и фактора конкурентоспособности.
Используя мировой опыт, предпринимаются
действия по формированию собственной
стратегии управления развитием человеческого
капитала.
Система
образования может стать одним из главных
факторов сохранения и развития человеческого
капитала нашей страны. Прежде всего, это
касается качества развития человеческого
капитала и уровня интеллектуализации
российского общества в соответствии
с новыми вызовами XXI века. Для решения
этой проблемы необходимо:
активизировать
уже идущий в РФ процесс развития университетского
образования, имея в виду повышение его
качества и соответствия требованиям
интеграции с фундаментальной наукой
на приоритетных направлениях развития
научно-технологической революции;
повсеместно
поддерживать и развивать инновационную
ориентацию системы образования;
по образцу
Китая широко использовать систему государственного
кредитования студентов ВУЗов, лицеев
и колледжей;
рассматривать
в качестве главной цели системы образования
формирование высокодуховной и нравственной
личности, воспитание человека, который
знает и любит свою родину и служение ей считает основным долгом своей жизни[http://www.vevivi.ru]
Кроме того,
для того чтобы все элементы стратегического
управления были задействованы наиболее
полно и стимулировали постоянное стремление
менеджеров к росту их индивидуального
и совокупного потенциала, необходимы
радикальные изменения в организации
и оценке результатов труда, обучении
и материальном стимулировании работников.
3.1 Модернизация
человеческого капитала
Существует
проблема, которую приходится разрешать
любому государству с развивающейся экономикой:
какую часть инвестиций вкладывать в человеческий
капитал, не дающий быстрой отдачи? Ясно,
что эти инвестиции в развивающейся экономике
на первом этапе осуществляются в основном
из бюджетов всех уровней за счет экономии
на других статьях расходов. Необходимо
также налоговое и прочее стимулирование
вложений в человеческий капитал кредитными
учреждениями и фирмами.
Опыт создания
рыночной экономики в России, в основном
негативный опыт, показал со всей очевидностью,
что без решения проблемы кардинального
роста уровня и качества российского
человеческого капитала невозможно решить
главные проблемы страны. Проблемы эффективного
институционального преобразования и
диверсификации экономики и повышения
эффективности государства. Причем, решить
проблему эффективной диверсификации
экономики РФ в направлении ее технологического,
технического и информационного обновления.
Решить
задачи создания национальных инновационной
и венчурной систем. Решить проблему
снижения доли теневой экономики. Проблему
криминализации страны. Решить проблему
безопасности страны и ее граждан. И, наконец,
решить главную задачу государства как
такового - проблему повышения уровня
и качества жизни населения.
В международном
масштабе проблема страны, обеспечивающей
высокое качество образования, заключается
в том, что существует вероятность утечки
квалифицированных работников за рубеж,
где компании будут готовы предоставить
эмигранту жилье и более высокую плату.
Повышение уровня оплаты труда... важно
еще и для того, чтобы эмиграция не приобрела
массовый характер. Снижение налогового
бремени должно стать резервом, который
позволит средства, ранее тратившиеся"
на "нерыночные" слои населения,
направить на эти цели». Егоров тесно связывает
проблему технологического развития
страны и роста человеческого капитал.
Он пишет по этому поводу: «Россию принято
включать в число среднеразвитых стран,
и по отношению ко многим странам она
является более развитой. Это формирует
прекрасные условия для развития более
высокими темпами по сравнению со странами-лидерами
мировой экономики. Подобный подход
создает резерв увеличения затрат на
развитие собственного человеческого
капитала и постепенное совершенствование
технологий.
Примером могут служить деловые контакты
в области продвижения российских вооружений
на мировой рынок . Преимущество же в данном
процессе для России заключается в возможности
постепенно перенимать действительно
современные технологии у более развитых
западных
стран. Еще одним важным вопросом
для общества, стремящегося к технологическому
прорыву, является соблюдение прав на
интеллектуальную собственность. Можно
выделить два принципиально различных
подхода к этой проблеме. Либеральная
точка зрения заключается в том,
что получение нового знания
всеми заинтересованными сторонами будет
способствовать извлечению обществом
максимума содержащихся в
нем полезных возможностей
и ускорению его совершенствования. Противоположный
подход базируется на том, что для развития
технологий необходимо безусловное соблюдение
прав на интеллектуальную собственность.
В большинстве развитых демократий право
частной собственности — наивысшая ценность.
Ее незыблемость в отношении как физической,
так и виртуальной собственности считается
основой
деловой активности. Для многих
развивающихся стран ответ на данный
вопрос становится политическим, поскольку
несоблюдение прав ин теллектуальной
собственности может стать препятствием
для их принятия в мировые торгово-экономические
организации, признания экономики рыночной
и т.д. При этом высокий
уровень трансакционных издержек в международной
торговле и движении капитала может обусловить
значительные убытки, которые перевесят
любые доводы против соблюдения прав
интеллектуальной собственности».
Для решения
проблемы ускоренного роста российского
человеческого капитала и кардинального
повышения его качества необходимо, прежде
всего, осознать значимость этой важнейшей
общенациональной задачи на
высшем государственной уровне.
Необходимо разработать системный подход
к решению этой проблемы, составить детальную
программу финансирования роста ЧК.
В целом
для решения этой проблемы необходимо
следующее:
· Разработать концепцию и комплексную
программу финансирования и стимулирования
роста величины и качества российского
человеческого капитала. Начало этой
программы - решение государством задач
перевода
на современные принципы и
базу воспитание и образование. Венец
завершения программы – создание эффективной
инновационной системы и инновационной
экономики, создание эффективного государства.
· Сближение с западными странами,
включая США.
· Благоприятная мировая ценовая
конъюнктура на природные ресурсы.
· Благодаря этому, наличие
огромных свободных средств у российского
государства в мировых валютах и золоте
(золотовалютные резервы, стабилизационный
фонд, другие фонды и резервы)
· Рост тяги населения к образованию,
включая высшее образование.
· Переход системы образования
в экономике, в гуманитарных дисциплинах
на стандарты, близкие к общепринятым
в развитых странах.
· Предоставление в этой сфере
разнообразных образовательных продуктов
и услуг, государственных и частных.
· Быстрое развитие сферы платных
медицинских услуг и приближение их качества
к мировым уровням.
· Постепенное улучшение качества
законов.
· Постепенный переход на прозрачную
отчетность юридических лиц по мировым
стандартам.
· Постепенное изменение менталитета
населения в лучшую стороны в части его
рыночных составляющих[3,с125-126].
Молодые россияне почти и не
знают особенностей действительности
советской эпохи и выросли в основном
«рыночниками», насколько это возможно
в российских условиях.
3.2 Инструменты
развития человеческого капитала.
Как
мы знаем человеческий капитал складывается
из трудоспособного населения. А в будущем
именно молодёжь станет трудится. Поэтому
государство должно всячески ее поддерживать.
В настоящее
время вопросы молодежной политики приобретают
особую актуальность. Если в предыдущее
десятилетие численность молодежи росла,
то вплоть до 2025 г. ее численность будет
снижаться в силу демографических причин,
причем это снижение по отношению к 2012
г. будет драматическим – более чем на
четверть. Особенно сильное снижение
численности молодежи будет в самых продуктивных
и с экономической, и с социальной точек
зрения возрастах – 23-28 лет – от 35 до 50%.
Это означает,
что на карту в ближайшем будущем будут
поставлены и экономический рост, без
которого невозможно повышение благосостояния
населения, и само воспроизводство населения
в России. Поэтому необходимо обеспечить
решение целого комплекса взаимосвязанных
задач с тем, чтобы избежать указанных
негативных сценариев или, по крайней
мере, значительно смягчить их последствия.
От модели государственной молодежной
политики, которая объективно опиралась
на количественные показатели (рост охвата
молодежи, ее вовлеченности в различные
молодежные практики), требуется переходить
к повышению качества по всем направлениям
деятельности молодежи и ее развития.
На первый план выходит рост человеческого
капитала молодежи, что потребует
существенного роста образованности
молодежи;
наращивания молодежью социальных
и экономических компетенций, общего уровня
компетентности;
повышения культуры и дисциплины
труда, производительности труда;
роста гражданской ответственности,
ответственности за выполняемую работу.
Повышение
человеческого капитала предъявляет серьезные
требования к здоровью молодого поколения,
невозможно без его сохранения, без формирования
культуры здорового образа жизни, резкого
снижения травматизма, сокращения смертности
в ДТП, отказа от курения, потребления
наркотиков и психотропных средств.
В то же
время наращивание человеческого капитала,
рост конкурентоспособности молодежи
на рынке труда требуют изменения институциональной
составляющей молодежной политики, создания
принципиально новых инфраструктур в
молодежной среде, повышения эффективности
использования поступающих в данную сферу
ресурсов как государственных, так и частных,
формирования условий для самоорганизации
и самореализации молодежи.
В сентябре 1994 года Указом Президента
Российской Федерации от 15.09.1994 г. № 1922
была принята первая Федеральная программа
«Молодежь России», которая впоследствии
принималась еще дважды и на протяжении
длительного периода времени (до 2005 года)
была основным инструментом реализации
ГМП.
Целью Программы было заявлено создание
правовых, экономических и организационных
механизмов осуществления государственной
молодежной политики. В этой связи предусматривалось
решение следующих задач:
- обеспечение молодежи информацией
о ее правах и возможностях
в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
- создание условий для самостоятельной,
эффективной деятельности молодежи
в сфере образования, занятости
и предпринимательства, международных
обменов;
- содействие решению жилищной
проблемы, поддержка молодой семьи
и социально ущемленных категорий
молодежи;
- внедрение постоянно действующей
системы поддержки деятельности
детских и молодежных организаций
и их программ.
Программой были предусмотрены следующие
виды подпрограмм:
1. Создание системы информационного
обеспечения молодежи.
2. Пути решения жилищной проблемы
молодежи.