Особенности функционирования производства и инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я хотела бы подчеркнуть, что формирование рыночного механизма – это достаточно продолжительный период.
Цель моей курсовой является раскрытие понятия переходной экономики и выявление особенностей перехода России к рынку и его последствия.
Задачи научиться применять полученные знания в области макроэкономики для исследования конкретной темы.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 44.30 Кб (Скачать файл)

Теперь  рассмотрим виды инфляции с точки  зрения второго критерия - соотносительности  роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

а) сбалансированная инфляция;

б) несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны  относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют:

а) ожидаемую;

б) неожидаемую.

Ожидаемая инфляция может  предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая - возникает  стихийно, спорадически, прогноз невозможен [7,10].

 

2.3 Влияние на уровень жизни людей

Уровень жизни населения, являющийся одной из сложнейших социально-экономических категорий, во многом определяется уровнем доходов населения. Для анализа доходов населения особое значение имеют показатели степени удовлетворения платёжеспособного спроса населения в условиях инфляции.

В качестве обобщающих показателей  в органах государственной статистики на практике применяются следующие:

1. индексы стоимости жизни;

2. реальная заработная плата в расчёте на одного работающего;

3. реальные доходы на душу населения;

4. размер прожиточного минимума, в том числе физиологического.

Но используются не только размеры  текущих доходов и заработной платы в сопоставимых ценах, но также  динамика цен на услуги, продовольственные и непродовольственные товары [8].

В настоящее  время инфляция - один из самых опасных  процессов, негативно воздействующих на уровень жизни, на финансы, денежную и экономическую систему в  целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Искажает реальную картину финансовых результатов производства, уровень  и динамику потребления товаров  и услуг; не позволяет правильно  определять и взимать налоги, оценить  имущество, реально определить доходы и расходы населения и предприятий [5].

Содержание этого сложного явления составляет массовое и неконтролируемое перераспределение национального  дохода и общественного богатства: инфляция прямо сказывается на реальных доходах домашних хозяйств и фирм, приводит к перераспределению богатства  между хозяйственными субъектами.

Причём, как правило, беднеют бедные, а богатеют богатые. Таким образом, инфляция неизбежно усиливает социальное расслоение в обществе и обостряет  социальные конфликты. К негативным последствиям инфляционных процессов  относятся также потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения  заинтересованности, в ожидании повышения  цен на продовольствие.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный  характер, то сейчас - повсеместный, все  охватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов [4].

Но в каждой стране инфляция имеет  свои особенности, поэтому она исследуется  экономистами многих стран мира, однако это обстоятельство не снижает актуальность этой темы как в настоящее время, так и в последующем.

Галопирующая инфляция дезорганизует  хозяйство, наносит серьезный экономический  ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен  усиливает диспропорцию между отраслями  экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство  от денег к товарам, превращая  этот процесс в лавинообразный, обостряет  товарный голод, подрывает стимул к  денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация  производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные  валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному  труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую  отсталость.

Внезапно, в течение одного, полутора лет, инфляция захватила все  государства-республики бывшего СССР, обрела реальные формы для каждого  гражданина без какого-либо исключения. В результате люди убедились , что  цифра , нанесённая на казначейском билете , отнюдь не означает его ровную стоимость на все времена [4].

Именно поэтому проблема инфляции и её статистического изучения стала  широко освещаться в России в последние  годы, именно поэтому разработка методологии  статистического изучения уровня жизни, динамики и воздействия инфляции и инфляционных процессов на социально-экономическое  состояние общества является одной  из главных задач статистических служб России.

Для статистического анализа влияния  инфляции на уровень жизни населения  используются не только размеры текущих  доходов и заработной платы в  сопоставимых ценах, но также динамика цен на услуги, продовольственные  и непродовольственные товары.

Выше перечисленные виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии, то есть при относительно свободном рынке. При подавленной  же инфляции рост цен на товары и  услуги может и не наблюдается, а  обесценивание денег может выражаться в дефиците предложения.

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут  банки и учреждения, предоставляющие  кредиты. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Проблемы социальной политики в России

3.1 Понятие социальной  политики

К началу третьего тысячелетия в России резко актуализировался вопрос о выборе стратегических приоритетов развития страны. В самом общем плане стало очевидно, что ключевым направлением долгосрочной социально-экономической политики государства является последовательное улучшение качества и уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее выхода на траекторию устойчивого развития с последующим восстановлением экономической и политической роли России в мировом сообществе [7].

Социальную политику в широком  понимании следует рассматривать  как совокупность теоретических  принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями  и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Социальная политика формируется  и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных  структур, общественных организаций, органов  местного самоуправления, а также  производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей  и результатов, связанных с улучшением материального и социального  благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности [11].

Следует заметить, что фундаментальная  конституционная характеристика нашего государства - "социальное" - не только не получила теоретической разработки, но и просто никому не ясна - ни ученым, ни парламентариям, ни должностным  лицам исполнительной и судебной власти. По разным причинам государственное  регулирование экономики не помогает ее превращению в социально ориентированную.

Фундаментом новой социальной политики, реализующей социальную и гуманитарную ответственность Российского государства  перед его гражданами, должен стать  законодательно закрепленный, гарантированный  каждому гражданину минимум социальных благ, учитывающий региональные особенности  и историко-культурные традиции всех народов нашей страны. В ближайшее  время необходимо сконцентрировать усилия на тех неотложных проблемах, решение которых поможет существенно  улучшить условия жизни людей, усилит социальную поддержку реформ [7,11].

 

 

3.2  Проблемы социальной  политики

 

 

1. Прогрессирующая деградация основных фондов, износ которых не компенсируется новыми капиталовложениями. В настоящее время физический и моральный износ основных фондов достиг 60%, быстро возрастает технологическое отставание практически всех отраслей народного хозяйства от мирового уровня. При этом практически не происходит обновления оборудования, за 1992-1993 гг. в два раза сократилась инвестиционная активность, в несколько раз снизились затраты на НИОКР, большая часть амортизационных отчислений не направлялась на инвестиции, а фактически изымалась из воспроизводственного процесса. Углубляющийся спад производства, превысивший в промышленности 50%, а в ее наукоемких отраслях - 70%, повсеместно привел к значительной недогрузке производственных мощностей, не позволяющей поддерживать их эффективную эксплуатацию и технологический режим. Резко снизилась эффективность общественного производства (удельный расход электроэнергии на единицу ВВП вырос на 23%, производительность труда упала на 28%), что отражает общее снижение конкурентоспособности российской экономики. Фактически экономика вошла в режим суженного воспроизводства, развивается необратимый процесс разрушения научно-промышленного потенциала страны, происходит нарастающая деградация производственного аппарата в отраслях материального производства.

2. Деиндустриализация народного  хозяйства, отчетливый сдвиг в  направлении утяжеления его структуры  за счет опережающего спада  в наукоемких отраслях промышленности  и производства товаров народного  потребления, повышение доли сырьевых  отраслей (прежде всего ТЭК) и  сферы услуг (финансового и  торгового секторов) в структуре  производства и инвестиции, сокращение  доли машиностроения в структуре  общественного производства и  повышение доли топливно-энергетического  комплекса свидетельствуют о  структурной деградации российской  экономики, прогрессирующем сокращении  производства товаров высокой  степени переработки, свертывании  отраслей, являющихся основой современного  экономического роста и поддержания  занятости населения.

3. Угроза массовой безработицы  и обнищания значительной массы  населения вследствие как абсолютного  сокращения производства, так и  деиндустриализации, в ходе которой  создание новых рабочих мест  в сырьевых отраслях и в  сфере услуг не компенсирует  высвобождение занятых из отраслей  обрабатывающей промышленности. При  дальнейшем углублении промышленного  спада скрытая безработица, достигающая  в настоящее время до 20% занятых,  неизбежно перейдет в открытую  форму, что создаст серьезную  угрозу неконтролируемого роста  социальной напряженности и дальнейшего  разрушения человеческого потенциала.

4. Вывоз капитала, его связывание  в спекулятивных и посреднических  операциях, обусловленное образовавшейся  изоляцией торгово-финансового капитала  от производственных мощностей,  а также высокой неопределенностью  эффективности капитальных вложений  вследствие галопирующей инфляции  и неопределенности прав собственности,  неразвитости правовой системы  обеспечения инвестиционной активности  и разрешения хозяйственных споров. Вывоз капитала, превышающий 10 млрд. долларов в год при незначительной  величине ввоза, а также концентрация  банковской активности в финансировании  спекулятивной деятельности делают  невозможным поддержание расширенного  воспроизводства и обновление  производственного аппарата страны. Объем накопленных российскими  хозяйствующими субъектами валютных  резервов, выведенных из хозяйственного  оборота нерациональной экономики,  составляет 20-30 млрд. долларов и сопоставим  с годовым фондом накопления.

5. Утечка умов и деградация  человеческого потенциала, дезинтеграция  общества и возникновение угрозы  развертывания классовых конфликтов, разрушение основ социальной  стабильности. Растущая поляризация  населения (разрыв в уровне  доходов между верхним и нижним  десяти процентными уровнями населения достиг 11 раз и продолжает возрастать) сопровождается обнищанием значительной части населения (27% населения живет ниже уровня бедности), резким снижением уровня социального обеспечения и государственных расходов на социальные гарантии.

6. Криминализация хозяйственной  деятельности, подрывающая рыночную  конкуренцию и государственное  регулирование, обусловливающая  быстрое увеличение веса теневой  экономики, степени реальной монополизации  народного хозяйства. По официальным  оценкам, сфера теневой экономики  охватила 40% товарооборота и 28% услуг  населению общественного производства, под влиянием криминальных структур  находится значительная часть  предприятий финансового и торгового  секторов, сферы услуг. Криминализация  общественного производства серьезно  затрудняет создание новых предприятий,  подавляет конкуренцию, сопровождается  коррупцией в органах государственной  власти. Значительный размах коррупции,  в свою очередь, резко снижает  эффективность работы государственного  аппарата, в том числе и деятельности  правоохранительных органов, делает  невозможным продуктивное использование  большого арсенала методов государственного  регулирования экономики, в том  числе правовое обеспечение механизмов  рыночной конкуренции. Сращивание  госаппарата с криминальными  структурами резко осложняет  достижение целей экономической  стабилизации, активной структурной  политики и социальной защиты.

Информация о работе Особенности функционирования производства и инвестиции