Особенности ценового равновесия на монопольном рынке. Монопольная цена и монопольная прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения предприятия в условиях монополии, проведение анализа моделей конкуренции на рынке вертикального дифференцированного продукта, выяснить фактор формирования ценового равновесия, оценка их сравнительной значимости.
Задачами курсовой работы являются рассмотрение экономической сущности монополии, исследование монопольного равновесия, рассмотрение монопольного ценообразования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы монополии 3
Глава 2. Особенности ценового равновесия на монопольном рынке 9
Глава 3. Монопольная цена и монопольная пприбыль. 19
Заключение 23
Литература 25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ версия 22.docx

— 91.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Факультет: _____ ___________________________________                                                                                

Кафедра:_____ __________________

Специальность \ Направление  подготовки: ____ _____________

 

 

Курсовая работа по дисциплине "экономическая теория" на тему:

«Особенности ценового равновесия на монопольном рынке. Монопольная цена и монопольная прибыль»

 

 

 

                                                     Студентка:

                                                                        ________________________

Группа:

№ зачетки:

Руководитель \ Преподаватель:

__________________________

 

 

Москва 2013

Содержание

 

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы монополии 3

Глава 2. Особенности ценового равновесия на монопольном рынке 9

Глава 3. Монопольная цена и монопольная пприбыль. 19

Заключение 23

Литература 25

 

Введение

 

При определении той  или иной рыночной структуры необходимо ответить на ряд вопросов. Во-первых, какова свобода входа фирм в отрасль? Вход может быть беспрепятственным  или затрудненным. Если вход затруднен, то какие барьеры существуют на пути входа фирм в отрасль, какова их «высота»? Во-вторых, какой продукт производится в отрасли? Все ли фирмы производят абсолютно одинаковые, стандартизированные  продукты или же выпускают различные  разновидности и модели одного и  того же продукта? В-третьих, какова степень  контроля фирмы за ценой? Является ли фирма ценополучателем или же она имеет известную свободу в выборе цены? Здесь речь идет о форме кривой спроса, с которой сталкивается фирма. Насколько эластичен спрос на продукцию фирмы? Ответ на эти вопросы необходимо дополнить ответом на четвертый вопрос – сколько фирм в отрасли? Если ответить на все перечисленные вопросы, то характеристика рыночной структуры будет достаточно полной.

Монополия – рыночная структура, при  которой в отрасли действует  только одна фирма.

Рыночная структура определяет поведение фирмы. В свою очередь, от поведения фирмы зависят цены, выпуск и прибыли.

Актуальность данной темы также  исходит из того, что в стране, в  нынешнее время появляется все  больше монопольных объединений и каждый сталкивается с этой проблемой в той или иной степени.

Целью данной работы является изучение поведения предприятия в условиях монополии, проведение анализа моделей  конкуренции на рынке вертикального  дифференцированного продукта, выяснить фактор формирования ценового равновесия,  оценка их сравнительной значимости.

Задачами курсовой работы являются рассмотрение экономической сущности монополии, исследование монопольного равновесия,  рассмотрение монопольного ценообразования.

Глава 1. Общие характеристики монополии

 

Монополия предполагает наличие в  отрасли единственной фирмы. Однако здесь сталкиваемся с проблемой  определения отрасли. Во многом ее границы  устанавливаются условно. Так, например, пивоваренная фирма, как правило, имеет монополию на выпускаемые ею сорта пива (например, петербургское АО «Балтика» является монополистом на выпуск всех сортов пива под торговой маркой «Балтика»), но она отнюдь не является монополистом на рынке пива (так АО «Балтика» не является монополистом даже в С.- Петербурге, не говоря уже о России).

Другой пример. Почтовое ведомство  является монополистом на отправку писем  и телеграмм, но его монополия  на рынке связи все более и  более подрывается по мере развития альтернативных средств коммуникации (например, увеличения числа пользователей  электронной почтой).

Приведенные примеры подчеркивают, что степень монопольной власти зависит от наличия и близости заменителей. Чем больше товаров-заменителей  у производимого единственной фирмой блага и чем в большей мере они способны замещать это благо, тем в меньшей мере этот единственный производитель может считаться  монополистом в отношении производимого  им блага.

Однако, несмотря на всю условность понятия «отрасль», сохранение определения  монополии как единственной фирмы  в отрасли предполагает, что кривая спроса на продукцию монополии есть одновременно кривая спроса на продукцию  всей отрасли. При этом, при сравнении этой кривой спроса с кривой спроса на продукцию фирм при других рыночных структурах, можно констатировать, что она значительно менее эластична при каждом данном уровне цены. Так, если продукция монополиста не имеет сколько-нибудь близких заменителей, то монополист может поднять цену на продукцию, а потребители будут вынуждены, либо платить за нее эту более высокую цену, либо вовсе отказаться от ее потребления.

В то же время заметим, что эластичность кривой спроса (как и степень монопольной  власти) будет зависеть от наличия  и близости заменителей. Возьмем, например, услуги железных дорог. В России спрос  на эти услуги значительно менее  эластичен, чем, скажем, в США, где  имеется развитая сеть автомобильных  дорог, связывающая все населенные пункты.

Сохранение монопольного положения  фирмой требует исключения притока  в отрасль новых фирм. Это обеспечивают барьеры для входа, которые могут  принимать различные формы.

Экономия от масштаба. Если значительное увеличение выпуска  в отрасли не приводит к потерям  от масштаба, а, напротив, постоянно  сопровождается экономией от масштаба, то весьма вероятно, что в ней  сможет осуществлять прибыльное производство только одна фирма. На рис. 1 кривая спроса D есть кривая спроса на продукцию отрасли, и, следовательно, кривая спроса на продукцию  фирмы-монополиста. Монополист может  получать экономическую прибыль, при  выпуске между точками а и b. Если бы, однако, в отрасли оказалось  две фирмы, назначающих одну и  ту же цену и предлагающих по половине продукции отрасли, то каждая из них  столкнулась бы с кривой спроса D¢. При такой кривой спроса им не удалось бы покрывать свои издержки ни при какой из возможных цен (при предположении, что их средние издержки те же, что и у монополиста) .

Рис. 1. Экономия от масштаба как барьер для входа.

 

Такая ситуация особенно вероятна, когда  размер рынка мал. Например, две авиакомпании на одном маршруте могут совершать  полеты с наполовину заполненными самолетами и нести убытки, тогда как если на нем останется только одна компания, ее самолеты будут заполнены почти  полностью и она будет получать экономическую прибыль.

Классическим случаем непрерывной  экономии от масштаба может считаться  так называемая «сетевая монополия», например, трубопроводный транспорт  или передача электроэнергии. Здесь  наличие хотя бы двух конкурирующих  фирм привело бы к столь высоким  издержкам, что они не покрывались  бы рыночной ценой. Наблюдается постоянная экономия от масштаба и в отрасли  не остается места для конкуренции.

В этом случае можно говорить об естественной монополии.

Естественная монополия есть такое  состояние, когда средние издержки длительного периода были бы ниже в случае, если в отрасли был  бы единственный производитель-монополист, чем тогда, когда выпуск поделен  между двумя и более фирмами.

2. Более низкие издержки у  утвердившихся в отрасли фирм. Такие фирмы обычно имеют развитое  специализированное производство  и сеть маркетинга, они освоили  наиболее эффективные технологии  и установили связи с наиболее  надежными и дешевыми источниками  поставок. Любая вновь входящая  в отрасль фирма будет испытывать  трудности в ценовой конкуренции  со «сторожилами» отрасли, так как, как правило, ее издержки неизбежно будут более высокими.

3. Дифференциация продукта и  приверженность потребителя к  торговой марке. Если фирма  производит в существенной степени  дифференцированный продукт и  потребитель отождествляет данный  продукт с торговой маркой  фирмы (например, престижные спортивные  автомобили «Ферарри»), то другой фирме будет трудно проникнуть на тот же рынок. Такой барьер может иметь место, даже если рынок достаточно велик, чтобы вместить двух и более производителей. Основной проблемой для вновь входящей фирмы будут не издержки, а обеспечение приверженности потребителей новой марке.

3. Контроль за ключевыми ресурсами. Если, например, фирма владеет источником поставок какого-то важнейшего сырья для производства изделия (допустим, производитель электрических лампочек контролирует единственное месторождение вольфрама в стране), то она может не допустить конкурентов к этому источнику.

4. Контроль над сбытом. Аналогично, если фирма монопольно владеет  сбытовой сетью своей продукции,  то она может затруднить доступ  на рынок готовых изделий продукции  конкурента.

5. Правовая защищенность. Монопольное  положение фирмы может быть  защищено патентами, авторским  правом («копирайт»), различными видами  лицензирования (позволяющими, например, только одной фирме оказывать  услуги в определенной сфере  деятельности), тарифами (таможенными  пошлинами), а также другими торговыми  ограничениями как против отечественных, так и зарубежных конкурентов.

6. Угроза поглощения. Монополист  может представлять угрозу поглощения  для входящей в отрасль фирмы.  Сам факт существования такой  угрозы может препятствовать  входу.

7. Преимущества противодействия  входу. Утвердившийся в отрасли  монополист в состоянии работать  с убытками более длительное  время, чем входящая в отрасль  фирма. Таким образом, он в  состоянии начать и выиграть  ценовую войну, тратить большие  средства на рекламу, предлагать  покупателям гораздо более привлекательные  условия послепродажного обслуживания, активно разрабатывать и внедрять  новшества и т.п.

Ранее уже говорилось о том. что влияние «новой экономики» на рыночные структуры носит двойственный характер. С одной стороны, она приближает их к совершенной конкуренции, а с другой – усиливает тенденцию к монополизации.

 

Глава 2. Выпуск и цены

 

В отличии от фирмы в условиях совершенной конкуренции монополист является не ценополучателем, а «создателем цен». Он может выбирать, какую цену назначить, хотя он и ограничен в этом выборе кривой спроса. Повышение цены монополистом снижает количество блага, на которое предъявляется спрос.

Общее правило максимизации прибыли  распространяется и на монополиста. Он выбирает выпуск (Qm) при равенстве предельной выручке предельным издержкам (MR = MC). На рис. 2 изображен оптимум монополиста. Он определяет цену (Рm)  и получает экономическую прибыль, показанную затененным прямоугольником .

 

Рис. 2. Оптимум монополиста.

 

Обратим внимание на то обстоятельство, что монополист выбирает выпуск относительно эластичного участка кривой спроса. Почему он ведет себя таким образом? Дело в том, что как мы уже знаем, MR = 0 там, где |ED| =

 

 

 

 

 

Что касается длительного периода, то здесь, в отличии от рынка с совершенной конкуренцией, монополист может сохранить положительную экономическую прибыль, так как входные барьеры препятствуют появлению в отрасли новых фирм. Единственная разница между коротким и длительным периодами будет в том, что в последнем монополист будет приравнивать предельную выручку (MR) к предельным издержкам длительного периода (LMC).

В то же время неверно было бы полагать, что монополист обязательно во всех случаях имеет экономическую  прибыль и не имеет убытков. В  коротком периоде монополист может  работать и с убытками, например, если его издержки слишком высоки. В таком случае, приравнивая MR и  МС, он минимизирует убыток.

Одним из ярких  примеров современной монополии  является ОАО «Российские железные дороги»

Далее мы приведем данные, по деятельности ОАО «РЖД» за 2012 год:

ОАО «Российские железные дороги» в 2012 году, по предварительным  данным,   увеличило доходы от основной деятельности на 5,8% по сравнению с 2011 годом - до 1 трлн. 363 млрд. рублей, сообщил журналистам президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин во время пресс-конференции в понедельник в Москве.

Глава компании подчеркнул, что рост доходов превысил рост расходов, который составил 6,9% (1 трлн 299 млрд рублей). Чистая прибыль по российским стандартам бухгалтерского учета ожидается около 5,3 млрд. рублей.

Владимир Якунин подчеркнул, что с учетом тенденций в мировой и российской экономках в 2013 году прогнозируется замедление темпов роста погрузки до 2,5%. При этом компания продолжит сокращать издержки, а рост доходов будет превышать рост расходов.

Объем погрузки грузов по итогам 2012 года прогнозируется на уровне 1 млрд 274,7 млн тонн (+2,7% к уровню 2011 года). Грузооборот (с учетом порожнего пробега приватных и арендованных вагонов) почти 2 трлн 777 млрд ткм (+2,7% к уровню 2011 года). Доля в грузообороте страны (без трубопроводного транспорта) - 85,5%

По итогам 2012 года по инфраструктуре ОАО «РЖД» планируется перевезти 1 млрд 56,7 млн пассажиров (+6,4% к уровню 2011 года).

Монополия и потери общества

Потери общества от монополии могут  проявляться в различных формах.

1. Более высокая цена и меньший  выпуск по сравнению с совершенной  конкуренцией. На рис. 3 представлено  сравнение положения в отрасли,  где господствует монополия, с  положением в той же отрасли  при совершенной конкуренции.  Монополист, руководствуясь правилом MR = МС, выберет выпуск Qm и соответствующую ему цену Pm.

Информация о работе Особенности ценового равновесия на монопольном рынке. Монопольная цена и монопольная прибыль