Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение поведения предприятия в условиях монополии, проведение анализа моделей конкуренции на рынке вертикального дифференцированного продукта, выяснить фактор формирования ценового равновесия, оценка их сравнительной значимости.
Задачами курсовой работы являются рассмотрение экономической сущности монополии, исследование монопольного равновесия, рассмотрение монопольного ценообразования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы монополии 3
Глава 2. Особенности ценового равновесия на монопольном рынке 9
Глава 3. Монопольная цена и монопольная пприбыль. 19
Заключение 23
Литература 25
Рис. 6. Максимизирующая прибыль естественная монополия и дилемма регулирования.
Встает вопрос о том, как регулировать естественную монополию. На рис. 6 можно показать основную проблему, с которой сталкивается ценовой контроль за продукцией естественных монополий. Это так называемая «дилемма регулирования». При наличии экономии от масштаба LAC постоянно снижаются, а следовательно, согласно известному нам соотношению средних и предельных величин, предельные издержки постоянно ниже средних (LМC < LAC) вплоть до пересечения соответствующих им кривых с линией спроса. Если регулирующий орган установит цену на уровне пересечения LМC с кривой спроса D, то есть на уровне цены рынка с совершенной конкуренцией (Рс), тогда фирма-монополист не покроет своих издержек и будет работать с убытками (Рс < LAC). Если же регулирующий орган даст возможность монополисту получать нормальную прибыль и установит цену Рr = LAC, то потребители проиграют по сравнению с ситуацией совершенной конкуренции (выпуск сократится до Qr и Рr > LMC на участке Qс - Qr).
Практичнее установить цену на уровне LAC или даже чуть выше. Почему? Ответить на этот вопрос довольно просто. Если цена не будет покрывать издержки, то фирму придется либо дотировать из бюджета, либо ее физический капитал будет приходить в негодность. Необходимую величину дотации рассчитать довольно трудно, а политики часто заинтересованы в более “бросающихся в глаза” бюджетных расходах, которые приносят им максимум голосов на очередных выборах. Недофинансирование естественной монополии чревато тем, что со временем неизбежно начинаются перебои с энерго- или теплоснабжением в силу объективных причин – износа оборудования и сетей.
В идеале регулируемая цена должна даже быть несколько выше LAC, так как естественная монополия не менее других предприятий (а часто, и более) нуждается в расходах на научно-исследовательские работы, новые разработки и их внедрение. Основная трудность ценового регулирования естественной монополии заключается в оценке действительного уровня средних издержек длительного периода.
Реформирование “естественных” монополий: как внедрить конкуренцию? Многие монополии, которые привычно считаются естественными, на самом деле являются цепочкой вертикально интегрированных, но различных видов деятельности (например, добыча – транспортировка газа или производство – транспортировка электроэнергии). В таких вертикально интегрированных монополиях одна часть отвечает всем признакам естественной монополий сетевого вида, а другая часть является потенциально конкурентной сферой деятельности. Понятно, что транспортировка газа и электроэнергии – это естественная монополия, а вот в добыче газа или производстве электроэнергии конкуренция, при определенных условиях, вполне возможна.
В России примерами таких монополий являются, прежде всего, РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России».
При реформировании вертикально интегрированных
монополий можно пойти
Во-первых, их можно приватизировать как единую вертикально-интегрированную структуру. Однако потом такую монополию очень трудно будет реструктуризировать, то есть обеспечить доступ к ее проводящим сетям конкурирующим с ней компаниям-производителям.
Во-вторых, можно пойти на разделение монополии по видам деятельности. Потенциально конкурентные производства трансформируются в реально конкурентные, а монополия сохраняется только в сетевом сегменте, который оказывается под контролем государства (производство у нее отбирается и распределяется среди ряда конкурирующих фирм). В этом случае власти должны способствовать развертыванию конкуренции в сфере производства и гарантировать равные условия доступа в сеть.
В-третьих, может иметь место и промежуточный вариант. Монополист сохраняет за собой сеть, но право участвовать в производстве он делит с другими независимыми фирмами.
При реформировании по второму и
третьему вариантам решающую роль приобретает
организация регулирования
В 2000 г. РАО «ЕЭС России» представило свой проект реформирования элекроэнергетической отрасли в стране, который вызвал острую дискуссию.