Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности и способы государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции.
Задачи исследования:
1. Определить понятие рынка и его видов.
2. Исследовать специфику и виды рынка несовершенной конкуренции.
3. Выявить необходимость государственного регулирования рынка.
4. Проанализировать особенности государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции
Введение
1. Сущностные особенности рынка несовершенной конкуренции
1.1 Понятие рынка и его видов
1.2 Специфика и виды рынка несовершенной конкуренции
2. Возможности и способы государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции
2.1 Необходимость государственного регулирования рынка
2.2 Особенности государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции
Заключение
Список литературы
1. Монополистическая конкуренция.
Большинство производителей, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: прогресс, 2008. - С.94..
Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента. Каждая фирма является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь менее 50%.
Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не на столько легок: в процессе завоевания доли новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.
Следует заметить, что дифференциация продукта в какой-то степени определят степень монополизации рынка.
2. Олигополия.
Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную с одной стороны, монополией, с другой - монополистической конкуренции Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: прогресс, 2008. - С.95..
Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствует практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших - величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.
Олигополистический рынок
характеризуется
В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.
Предприятия чистой олигополии
производят однородный стандартизированный
продукт: алюминий, цемент, продукция
химической или сталелитейной
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительного назначения, это - автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.
3. Монополия.
Во-первых, монополию можно
рассматривать как тип фирмы.
Она представляет собой крупную
корпорацию, которая занимает ведущее
положение в определенной сфере
национального хозяйства
Но есть и другая трактовка понятия «монополия» - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит преприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Монополия предполагает, что
в отрасли имеется только один
производитель, который полностью
контролирует объем предложения
товара. Это позволяет ему
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естесственно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, следующие:
1. Эффект масштаба. Высокоэффективное
производство с низкими
2. Исключительные права.
В ряде стран Европы, Америки
и в России правительство
3. Патенты и лицензии. Правительство
гарантирует патентную защиту
новым продуктам и
4. Собственность на важнейшие
виды сырья. Некоторые
Выводы по первой главе
1. Под рынком в современной
экономической теории
2. Под несовершенной
2. Возможности и способы
государственного
2.1 Необходимость
регулирование рынок несовершенная конкуренция
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям Бузгалин А.В., Радаев В.В. Учебное пособие: Экономика переходного периода. - М.: МГУ, 2006. - С. 41..
По мере развития рыночного
хозяйства возникали и
Объективная возможность
ГРЭ появляется с достижением
определенного уровня экономического
развития, концентрации производства
и капитала. В современных условиях
ГРЭ является составной частью процесса
воспроизводства. Оно решает различные
задачи, например: стимулирование экономического
роста, регулирование занятости, поощрение
прогрессивных сдвигов в
Объекты и цели ГРЭ
Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли,
регионы, а также ситуации, явления
и условия социально-
Основные объекты ГРЭ это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.
Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления-рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ-притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.
В области отраслевой и
территориальной структуры ГРЭ
также играет значительную роль. Здесь
при помощи финансовых стимулов и
государственных
Важнейшим объектом государственного
регулирования экономики
Регулирование занятости - это
поддержание нормального с
Информация о работе Осударственное регулирование рынка несовершенной конкуренции и его варианты