Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 01:53, контрольная работа
Центральное место в изучении экономики принадлежит понятию "национальная экономика". В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: "Национальная экономика - саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности".
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие отраслевой структура экономики 5
2. Анализ отраслевой структуры экономики Республики Беларусь 7
3. Прогнозирование и необходимость структурной перестройки экономики Республики Беларусь 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод о том, что показатель пассажирооборота железнодорожного транспорта за период 2006-2009 гг. снижается по отношению к прошлому периоду, остальные показатели имеют тенденцию к росту. В 2010 году по отношению к 2009 году все показатели выросли.
Таблица 5 - Основные показатели развития связи общего пользования
Показатель | 2006 | 2007 | Темп роста 2007 к 2006, % | 2008 | Темп роста 2008 к 2007, % | 2009 | Темп роста 2009 к 2008, % | 2010 | Темп роста 2010 к 2009, % |
Число телефонных аппаратов, подключенных к сети электросвязи общего пользования, тыс. шт. | 3616,5 | 3718,2 | 102,8 | 3894,2 | 104,7 | 4121,7 | 105,8 | 4245,3 | 103,0 |
Обеспеченность
населения квартирными |
298 | 306 | 102,7 | 326 | 106,5 | 349 | 107,1 | 362 | 103,7 |
Количество абонентов сотовой подвижной электросвязи, тысяч | 5960,4 | 6959,8 | 116,8 | 8127,9 | 116,8 | 9686,3 | 119,2 | 10333 | 106,7 |
Количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в расчете на 1000 человек населения, единиц | 614 | 718 | 116,9 | 854 | 118,9 | 1020 | 119,4 | 1090 | 106,9 |
Количество абонентов и пользователей сети Интернет, тысяч | - | 2795,1 | - | 3100,7 | 110,9 | 4436,8 | 143,1 | 5432,2 | 122,4 |
Количество абонентов и пользователей сети Интернет на 1000 человек населения, единиц | - | 288 | - | 326 | 113,2 | 467 | 143,3 | 573 | 122,7 |
Что касается показателей развития связи общего пользования, то здесь за период 2006-2010 гг. наблюдается устойчивый и стабильный рост по всем показателям.
Далее
рассмотрим показатели такого структурного
элемента как розничная торговля.
Таблица 6 -Распределение розничного товарооборота по формам собственности(в процентах к итогу)
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Розничный товарооборот - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе по формам собственности: | |||||
государственная | 15,4 | 15 | 14,7 | 14,5 | 12,4 |
частная | 81,5 | 81,9 | 81,9 | 81,9 | 82,6 |
|
9,9 | 9,7 | 9,5 | 9,8 | 9,4 |
иностранная | 3,1 | 3,1 | 3,4 | 3,6 | 5 |
Мы
видим, что в структуре розничной
торговли наибольший удельный вес занимает
розничный товарооборот частных предприятий.
Рисунок 5 - Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота
(в процентах)
Хотелось бы отметим также, что экономическое развитие Республики Беларусь в 2010 году протекало в сложных условиях. Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное воздействие на экономику Республики Беларусь, тесно вовлеченную в международные торгово-экономические связи.
Одним из основных каналов влияния внешних кризисных явлений на экономику страны стало сокращение спроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Это было обусловлено в первую очередь общим падением деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации и Европейском союзе. Так, снижение реального ВВП Российской Федерации в 2010 году по отношению к 2009 году составило 7,9 процента, Европейского союза – 4,1 процента.
В рамках обозначенных общемировых тенденций макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2010 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста, темпов роста инвестиций в основной капитал и денежных доходов населения, ухудшением финансового состояния предприятий на фоне замедления инфляционных процессов. В условиях развития негативных внешнеэкономических тенденций при сохранении опережающего роста внутреннего спроса (в целях поддержки деловой активности) относительно роста дохода и недостаточной гибкости белорусской экономики произошло ухудшение платежного баланса и значимое увеличение внешнего долга страны, прежде всего государственным сектором.
Первичное
воздействие внешнего шока для экономики
в определенной мере было компенсировано
за счет стимулирующей денежно-
Важным фактором для стабилизации ситуации и адаптации к новым внешним условиям выступала проводимая макроэкономическая политика, разрабатываемая и реализуемая при содействии Международного валютного фонда. Сотрудничество с МВФ способствовало разработке и реализации более сбалансированной макроэкономической политики, препятствующей увеличению потенциального размера внешнего дисбаланса [3, c.41].
Полученные от МВФ средства позволили закрыть сложившийся в 2010 году разрыв финансирования и расширить временной горизонт для принятия необходимых мер.
Вместе с тем реализуемые меры экономической политики не в полной мере обеспечили необходимую макроэкономическую корректировку, что привело к сохранению и даже нарастанию внешней несбалансированности до уровня, представляющего угрозу макроэкономической и финансовой стабильности.
Соответственно, повысились уязвимость экономики и вероятность материализации имеющихся рисков в нефинансовом и банковском секторах; снизилась возможность по дальнейшей безболезненной адаптации экономики к внешним шокам. Скорость и глубина намеченных и проводимых структурных реформ, которые являются ключевым фундаментальным фактором для обеспечения устойчивых темпов экономического роста и сбалансированности экономики, остаются недостаточными.
Реальные темпы роста ВВП сократились со 110,2 процента в 2009 году до 100,2 процента в 2010 году, инвестиций в основной капитал – со 123,5 до 108,6 процента, денежных доходов населения – со 111,8 до 102,9 процента.
Характеризуя современную ситуацию, необходимо отметить следующее: объем валового внутреннего продукта в 2010 г. составил в текущих ценах 111,9 трлн. рублей и снизился по сравнению с 2009 г. в сопоставимых ценах на 1%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 25,6%, сельского хозяйства – 8,4%, строительства – 11,6%, транспорта и связи – 8,5%, торговли и общественного питания – 10,2%. [7]
В целом картина довольна стабильна по отношению к 2009 году, однако есть различия между ожидаемым результатом и результатом, который оказался на практике. Ниже приводится диаграмма (радар), наглядно характеризующая изменения основных показателей производства товаров и услуг за 2009 и 2010 гг.
:
Рисунок 3.1 - Изменения основных показателей производства товаров и услуг за 2009-2010 гг.
------------ - 2009
- 2010
В начале 2010 года произошло ускорение инфляционных процессов, вызванное в основном разовой девальвацией белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, а также ростом тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, замедление роста экономики Беларуси обусловило сокращение доходов центрального и местных бюджетов. В консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2010 году поступило на 4,3 процента меньше средств, чем за 2009 год. По отношению к ВВП доходы составили 45,9 процента (в 2009 году – 50,6 процента). В условиях исполнения расходной части консолидированного бюджета на уровне 2009 года сформировался его дефицит в размере 0,7 процента ВВП (в 2009 году – профицит 1,4 процента ВВП).
Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой. Преимущественную роль в ней играли машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей в больших объемах вывозилась за пределы страны для удовлетворения общесоюзных потребностей.
Однако в условиях переходного к рыночным отношениям сложившиеся производственно-экономические связи были нарушены, экономический кризис привел к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских товаров, потере дешевых источников топливно-энергетических сырьевых ресурсов. В связи с низким платежеспособным спросом населения и ухудшением финансового положения предприятий (более 1/3 - убыточные) такая экономика перестала быть востребованной как на внутреннем, так и на внешних рынках, и в число актуальнейших выдвинулась проблема ее модернизации и структурной перестройки в соответствии с современными требованиями рыночной экономики и мировыми тенденциями.
В первые годы экономического кризиса структурные преобразования осуществлялись стихийно, преимущественно на основе косвенного регулирования с помощью монетаристский подходов - либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики, что не привело к ожидаемому результату. По мере выхода из кризисного состояния утвердилось мнение о необходимости использования инвестиционной составляющей как важнейшего рычага структурных преобразований и повышения роли государства в их осуществлении на основе разработки и реализации эффективном инновационно-инвестиционной политики, учитывающей особенности нашей страны и мировой опыт. [12, c. 512]
В экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса. Основными из них являются:
• несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей производственных мощностей, значительных объемах нереализованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской задолженностей;
Системный подход к решению проблемы структурной перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции означает, что недостаточно принять некий «план мероприятий» по ее улучшению — в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на структуру экономики и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.