Переходная экономика. Задачи, цели, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Содержание

1. Содержание, функции и цели развития национальной экономики переходного периода
1.1 Понятие переходной экономики и ее основные черты
1.2 Закономерности функционирования переходной экономики
1.3 Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения
2. Мировые тенденции и развитие переходной экономики
2.1. Тенденции развития национальной экономики в переходный период
2.2 Модели переходной экономики на примере зарубежных стран
2.3. Развитие переходной экономики Республики Казахстан
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Зависимое положение в системе мирового хозяйства.Сложившаяся рыночная экономика в Казахстане не самодостаточна и зависит от ядра промышленно развитой части мира. Наблюдаемый в последние годы экономический рост происходил за счет экспорта природных богатств. За годы независимости более 80% инвестиций пришли в топливно-сырьевой сектор, а не в обрабатывающую промышленность. Это означает, что именно сырьевые отрасли играли роль "локомотива" казахстанской экономики, создавая преобладающую часть инвестиционного спроса на промышленную продукцию, которая приобретается за рубежом. В экспорте львиную долю занимают минеральные продукты - 74,4%, недрагоценные металлы и изделия из них - 15,9%, а экспорт продуктов химической промышленности - 3,2%, машин и оборудования - 1%. Доля нефтегазового сектора в структуре ВВП за период с 1998-2004 гг. выросла с 6.8% до 16,4 %, а доля строительства за тот же период - с 4,9% до 5,9%. При этом услуги, связанные с добычей нефти и газа, увеличились с 3,4% до 11,5%, в то время как по другим секторам экономики рост составил лишь 0,5% - 3,8%. (Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2005 г.) В результате небольшое число крупнейших компаний сырьевого сектора начинает прямо или косвенно влиять на экономику и политику в Казахстане. Вокруг этих компаний консолидируется казахстанская олигархия, тесно связанная с иностранным капиталом и высокопоставленными чиновниками. Таким образом, Казахстан интегрирован в мировую экономику как аграрно-сырьевой придаток промышленно-развитых стран.

 

2.2 Модели переходной экономики  на примере зарубежных стран

Градуализм

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения. Яркий образец градуализма - реформы в Китае. С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира. Китайское руководство придерживается прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать благоприятные условия для предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в десять - пятнадцать раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в РБ. Очень удачным решением оказалось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы. В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опасных экономических и социальных последствий. Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий. Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий . Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться исполнения своих решений. В чем причины этой стабильности, отличающие преобразования в Китае от реформ в РБ? Во-первых, в Китае пока нет движения к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений, а сохраняется власть Коммунистической партии. Во-вторых, благодаря национальной и культурной гомогенности (однородности) общества Китай почти не сталкивается с проблемами национального сепаратизма и противоречий между Центром и регионами. Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от ситуации в РБ. Поэтому в нашей стране китайский опыт в целом невоспроизводим, хотя отдельные его элементы могли бы найти здесь использование.  

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями. Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис неоклассической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предприниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации (институты) без всякого вмешательства государства. Например, товарные биржи и посреднические компании, многие частные компании и банки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключительно по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная теория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме того, саморазвитие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства. Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма. Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы. В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста. Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление последовательного экономического курса. Только немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыночных преобразований. Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т.е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Развитие переходной экономики Республики Казахстан.

В части обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления. Повышение эффективности экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления, ориентированной на результаты. Правительство разработает и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации и контроля. Будут приняты нормативные правовые акты, которые позволят эффективно функционировать системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных услуг, ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей. Правительство обеспечит условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению производительности экономики. Будут совершенствоваться методы государственного регулирования экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развития бизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на принципах партнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется принять меры по укреплению института частной собственности как основы гарантий прав и свобод граждан. Государственное планирование будет направлено на сопровождение и управление процессами по обеспечению роста конкурентоспособности страны. В связи с этим будут разработаны Стратегия устойчивого роста конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных правовых актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования, мониторинга, контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления деятельности органов государственного управления на конечные результаты. Будут изменены требования к содержанию, процедурам разработки и утверждения, реализации государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ.

Будут приняты нормативные правовые акты по:

-внедрению стратегического планирования в государственных органах;

-оценке деятельности государственных  органов на предмет достижения  конечных результатов;

Совершенствованию системы государственной статистики, позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в достижении стратегических целей государства, исключению дублирования государственной статистической отчетности.  Будет усовершенствована методология разработки экономических прогнозов. Предстоит разработать специальный механизм оценки влияния предлагаемых государственными органами решений на уровень конкурентоспособности экономики. Правительством будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного планирования. Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты. Такая система позволит оценивать качество предоставления государственных услуг, степень достижения стратегических целей и задач, а также будет использована как инструмент повышения производительности работы государственных органов. Это предполагает поэтапный переход к бюджету, ориентированному на результаты, а также внедрение контрактных обязательств по модели "заказчик-исполнитель", в первую очередь, с администраторами бюджетных программ. Будут приняты меры по предоставлению большей самостоятельности администраторам бюджетных программ в использовании бюджетных средств. Будет внедрена система отчетности, открытая для общества, а также налажена система внутреннего и внешнего контроля. Направления расходования бюджетных средств будут взаимоувязаны со стратегическими (программными) документами страны и иметь четкие приоритеты по диверсификации и повышению конкурентоспособности экономики. Неэффективные расходы будут сокращены. Будет внедрена методика оценки и мониторинга инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, усилены требования к их подготовке. Для проведения взвешенной фискальной и денежно-кредитной политики темпы роста расходов государственного бюджета будут взаимоувязаны с темпами роста экономики. В целях снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и сокращения ненефтяного дефицита бюджета предстоит усовершенствовать механизм формирования и использования средств Национального фонда. При определении объемов бюджетных средств на планируемый период будут учитываться степень достижения установленных индикаторов и эффективность исполнения бюджетных программ. Внимание будет уделено также совершенствованию межбюджетных отношений. Основными положениями проекта новой системы межбюджетных отношений в среднесрочном периоде станет определение показателей, позволяющих рассчитать объективные потребности регионов в финансировании с учетом предоставления равнозначного объема и качества услуг по всей стране. Фискальной политикой предусмотрено эффективное применение налогово-бюджетных инструментов в условиях повышения конкурентоспособности экономики страны, прежде всего, для решения приоритетных задач социально-экономического развития. Правительство продолжит работу по совершенствованию налогового администрирования. Налоговая политика будет направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Предстоит провести глубокий анализ по налоговым льготам, оценить степень их влияния на эффективность экономики. Поэтапно будет решаться задача перераспределения налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, а также изучен вопрос внедрения всеобщего декларирования доходов и расходов населения. Проводимая в целом взвешенная фискальная политика направлена на обеспечение стабильности бюджета, эффективное выполнение финансовых обязательств государства и ориентацию расходов на приоритетные направления государственной политики. В сфере государственных закупок будет сформирована система, учитывающая интересы государства и бизнеса и способствующая эффективности и гибкости расходования государственных средств. В области денежно-кредитной политики и развития финансового сектора основные усилия Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будут направлены на повышение эффективности регулирования инфляционных процессов и обеспечение стабильности развития финансового сектора. Денежно-кредитная политика сориентирована на решение таких задач, как повышение эффективности мер денежно-кредитной политики для поддержания прогнозируемого уровня инфляции, обеспечение валютного регулирования и контроля, функционирование платежных систем на высоком технологическом уровне, содействие обеспечению стабильности финансовой системы в целом. Продолжится работа по дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка, согласованию ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики. При этом основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке. В условиях полной конвертируемости тенге по текущим и капитальным операциям будет значительно расширен мониторинг ситуации на валютном и финансовом рынках, а также продолжены работы по совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям. С целью поддержания эффективного функционирования платежных систем особое внимание будет уделено развитию Национальной системы платежных карточек и созданию нового Резервного центра для платежных систем.

 

 

                                           Заключение

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

1.         Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

2.                    Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3.                    Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4.         Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

15.       Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Экономическая наука воплощает в себе лишь работу здравого смысла, дополненную приемами организованного анализа и общих умозаключений, которые облегчают задачу сбора, систематизации конкретных факторов и формулирования на их основе выводов. Несмотря на то, что сфера ее занятий всегда ограничена, что ее исследования без помощи здравого смысла бесплодны, она, тем не менее, позволяет здравому смыслу разрешать трудные проблемы, которые он без нее не смог бы решить. Экономические законы - это обобщения тенденций, характеризующие действия человека при определенных условиях. Краткая характеристика развития экономической теории, приведённая в данном реферате, конечно же, не является исчерпывающей. Но это краткое введение в историю экономической мысли ближе знакомит нас с экономическими проблемами, даёт самое общее представление о некоторых терминах и понятиях, которые пригодятся при дальнейшем знакомстве с экономической теорией. Казахстанский рынок должен опираться с одной стороны, на смешанную экономику с ее сильной государственной распределительной политикой, обеспечивающей достаточную поддержку социально уязвимых слоев населения, а с другой стороны - на принципы социального рыночного хозяйства, с их отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь таких целей возможно лишь в том случае, если удачно скомбинировать черты наиболее подходящих нам экономических моделей. Разработанная модель рынка должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной собственности и относительно длительное сосуществование основанных на ней хозяйственных форм с мощным государственным сектором. Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы предусматривала построение социально ориентированной рыночной экономики на фундаменте постсоциалистической. Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет в том, что смешанная экономика представляет собой не какое-то хаотическое нагромождение на практике и эклектичное соединение в теории сугубо "капиталистических" и "социалистических" форм, а предстает в виде диалектического единства форм собственности и способов ведения хозяйства, выдержавших проверку мировой практикой на конкурентоспособность. Другими словами, смешанная экономика представляет собой объективно обусловленный и исторически закономерный этап эволюции рыночных отношений, характеризующийся конкуренцией цивилизованных форм собственности и хозяйствования, высокой эффективностью экономики и соответствующей социальной защищенностью людей. Переход к социально ориентированной рыночной экономике предполагает необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного производства. Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. Их следует не противопоставлять, а органично сочетать, исходя из того, в какой мере административное регулирование отвечает требованиям объективного развития, нынешнего состояния экономики и др. В итоге вырисовываются такие контуры модели рыночной экономики Казахстана.

Информация о работе Переходная экономика. Задачи, цели, особенности