Планирование объёма производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 09:21, реферат

Краткое описание

Цель работы: установить плановый ассортимент и объем выпускаемой продукции в натуральном измерении.

Вложенные файлы: 1 файл

karuna.docx

— 137.38 Кб (Скачать файл)

Все эти задачи находят свое отражение при планировании финансово-хозяйственной деятельности металлургического предприятия. На настоящий момент основными направлениями планирования на предприятиях черной металлургии являются:

- составление бизнес-планов для оценки эффективности интеграции производственных холдингов с сырьевыми предприятиями (для снижения себестоимости закупаемого сырья),

- составление бизнес-планов для оценки эффективности слияния активов с зарубежными металлургическими предприятиями (для расширения рынков сбыта и преодоления квот на российскую сталь со стороны зарубежных стран),

- составление бизнес-планов для определения наиболее оптимальных направлений инвестирования средств (для диверсификации средств и модернизации производства),

- составление плановых форм бухгалтерской отчетности,

- составление плана закупок сырья,

- расчет показателей ликвидности, рентабельности, платежеспособности по плановым значениям,

- своевременная оптимизация планов в зависимости от появившихся неучтенных заранее внутренних и внешних факторов.

Финансовое планирование на предприятиях черной металлургии состоит из нескольких этапов, которые представляют собой алгоритм составления планов и реализации системы планирования:

  1. 1этап: оценка технико-экономических и финансовых показателей деятельности металлургического предприятия;
  2. 2этап: оценка степени выполнения планов предприятия за предыдущий отчетный период; 
  3. 3этап: проведение комплексного анализа проблем, сдерживающих перспективное развитие предприятия; 
  4. 4этап: выделение ключевых направлений развития металлургического предприятия в соответствии с выявленными сильными и слабыми сторонами компании; 
  5. 5этап: конкретизация основных проблем, постановка задач и расчет плановых показателей по каждому ключевому направлению экономического развития предприятия; 
  6. 6этап: оценка и анализ рисков, возможных при наступлении любого из определенных направлений развития предприятия; 
  7. 7этап: согласование плановых показателей между подразделениями предприятия; 
  8. 8этап: формирование единого плана развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 

Данный алгоритм по своей сути соответствует общепринятым методикам составления финансовых планов, характерным для любого крупного промышленного предприятия.

Все этапы финансового планирования можно разделить на 4взаимосвязанныхблока:

- первый блок связан с оценкой выполнения показателей предыдущего отчетного периода (1-3 этапы);

- второй блок направлен на постановку определенных целей и задач в соответствии с основными стратегическими направлениями развития предприятия (4-5 этапы);

- третий блок связан с оценкой и анализом рисковых ситуаций в условиях неопределенности будущего (6 этап);

- четвертый блок направлен на унификацию и консолидацию планов в соответствии с едиными целями финансово-хозяйственной деятельности предприятия на плановый период (7-8 этапы).

Так как деятельность металлургических предприятий осуществляется в условиях неопределенности рыночной среды, наибольшую актуальностьнесет шестой этап в системе разработки финансового плана. На этом этапе проводится оценка в количественной форме риска при выборе любого из ключевых направлений экономического развития предприятия. Однако при определении риска в количественной форме учесть все внутренние и внешние факторы, которые каким-либо образом могут оказать влияние на эффект принятого решения, практически невозможно.

Любое металлургическое предприятие по своей сути не является закрытой системой: оно имеет множество связей, как с другими предприятиями отрасли, так и иными субъектами рынка. Поэтому предугадать все возможные варианты развития предприятия невозможно. Принятие управленческих решений в таком случаепроисходит в условиях неопределенности последствий, и уровень риска в данном случае увеличивается.

Конкретизируем понятие риска. Риск – это следствие действия либо бездействия, в результате которого существует реальная возможность получения неопределенных результатов различного характера, как положительно, так и отрицательно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия [1]. На наш взгляд это определение наиболее полно отражает сущность рискового явления и может быть принято за основу при разработке методики составления финансовых планов с точки зрения оценки рисков. 

При исследовании тех или иных вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью промышленного предприятия, важным фактором является процесс управления хозяйственным риском с использованием количественного метода анализа рисковой ситуации, который предполагает численное определение, как отдельных рисков, так и риска в целом.

Хозяйственный риск – это понятие, которое отражает меру реальности нежелательного развития хозяйственной деятельности предприятия при данной ситуации принятия решения. Это сложная экономическая категория, связанная с преодолением неопределенности в производственных отношениях. Хозяйственный риск присутствует в деятельности любого субъекта экономической реальности, и в том числе, производственного предприятия. Вместе с тем ему присуща субъективная составляющая, которая проявляется в различии субъективных оценок значимости и роли этого феномена в конкретной хозяйственной ситуации [2].

На предприятия черной металлургии прямо или косвенно влияют риски различной природы. С точки зрения диалектики частного и общего в научной литературе их подразделяют следующим образом [5]:

- производственные риски (внутренние риски), связанные непосредственно с деятельностью предприятия – выпуск дефектной продукции, инновационное производство, технологические процессы и. т. п.;

- коммерческие риски, вызванные неполной предсказуемостью динамики рынка, т.е. действий потребителей и конкурентов – неопределенность рыночной ситуации на макро- и мезоуровнях;

- финансовые риски, определяемые макроэкономической ситуацией – колебания цен на потребительские товары и услуги, инфляции, ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и т. п.;

- риски, возникающие на уровне государства и мира в целом –экологические, социально-экономические, политические факторы и т.п.  

При принятии положительного управленческого решения в условиях риска руководством предприятия совершается действие по принятию рассчитанного уровня риска. Этот уровень показывает вероятность получения прибыли от рисковой хозяйственной операции. Если эффект положительный, то предприятие получает прибыль. При отрицательном эффекте предприятие остается в убытке. Таким образом, риск как результат может иметь место только при совершении или не совершении действия. Неопределенность в данном случае выступает как качественная характеристика рисковой сделки.

Самые распространенные в настоящий момент методы сужения рамок неопределенности последствий на предприятиях черной металлургии, присущей рискам, за счет повышения среднего уровня затрат – это страхование и диверсификация [4]. 

Учитывая необходимость совершения дополнительных затрат, связанных с принятием рискового решения, а также для минимизации самого уровня хозяйственного риска, представим следующий подход к оценке хозяйственных рисков на предприятии черной металлургии, результатов и результативности их последствий на основе общей оценки стоимости риска.В основе авторской методики оценки риска лежитопределение общих затрат субъекта, связанных соответственно прямо или косвенно с самим риском и его последствиями и включает следующие составные элементы (рис. 1):

 

Рис. 1 – Составные элементы оценки стоимости хозяйственного риска

Формализовано стоимость риска может быть представлена в виде формулы:

 

где СР – стоимость риска;

ЦР – цена риска (затраты понесенные субъектом при принятии решения рисковать);

ИПР – издержки и прочие расходы, связанные с последствиями принятия риска;

ИР – издержки последствий риска;

РПР – прочие расходы, связанные с принятием риска.

Расчет стоимости риска необходим для определения эффекта последствий и эффективности рисковой операции. Именно на сумму стоимости хозяйственного риска должна быть скорректирована оценочная стоимость результата рисковой операции для более реальной оценки последствий риска.

Для более ясного и четкого его понимания обратимся сначала к примеру.

Пример. Предположим, что на предприятии черной металлургии планируется произвести инвестиции в разработку инновационной технологии по учету металлопродукции. Общий объем инвестиций  составляет 10 тыс. долл. Рыночная цена риска инвестиционного проекта –  1 тыс. долл. При положительном исходе рисковой операции предприятие черной металлургии получит прибыль в размере 5 тыс. долл. Есть возможность взять необходимые денежные средства в кредит под процентную ставку 15% годовых.

Рассчитаем эффект и эффективность последствий рисковой операции (табл. 2). Из расчетов видно, что стоимость издержек, необходимых для обслуживания рисковой операции в зависимости от внешних условий, оказывает значительное влияние на эффект и эффективность последствий риска.

Таблица 2. – Расчет эффекта и эффективности рисковой операции в зависимости от внешних условий  

 

Таким образом, при принятии положительного рискового решения субъекту необходимо учитывать реальные затраты, которые потребуется  сделать при принятии этого решения для более точной оценки эффективности хозяйственной операции.

В стоимость хозяйственного риска входят все затраты, связанные с риском и его последствиями: цена риска или затраты, понесенные при принятии решения рисковать; издержки последствий риска; связанные с риском прочие расходы. В соответствии с предложенной методикой оценки стоимости риска, финансово-плановые отделы предприятий черной металлургии смогут точнее оценить прибыль или убыток от рисковых операций, определить  эффективность хозяйственной операции.

Таким образом, финансово-хозяйственная деятельность отечественных предприятий черной металлургии развивается в условиях рыночной неопределенности в зависимости от основных отраслевых особенностей. Учитывая данные обстоятельства,предложенная методика оценки стоимости риска с точки зрения дополнительных затрат на обслуживание этого риска, позволяет адекватно оценить возможность получения прибыли предприятием, а не только вероятность выигрыша или проигрыша при принятии рискового решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

1. Планирование на предприятии — процесс прогнозирования, разработки и установления на предприятии системы количественных и качественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия и содействует выбору наиболее благоприятных путей к достижению целей.

2. Планирование – это процесс формирования образа будущего (далекого или близкого) и принятие решений для успешного функционирования организации.

3. Трудоёмкость — затраты труда, рабочего времени на производство единицы продукции.

4. Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.

5.  Эффективный фонд рабочего времени  - расчетная величина рабочего времени, которая может быть использована на эффективное осуществление трудовых операций предприятия.

6. Станкоемкость - время в течение которого фактически работает станок (несколько станков) для выполнения отдельных (или всех) операций при обработке деталей или целого изделия.

7. Материалоемкость продукции - отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции - показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции.

8. План – система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий обеспечивающих их успешную реализацию.

9.  Оперативный план - детальный план, посвященный решению конкретных вопросов деятельности фирмы в краткосрочном периоде.

10. Стратегически план – долговременный план, как правило, охватывает период 10-15 лет, в котором формулируется главная цель предприятия на перспективу.

 

 


Информация о работе Планирование объёма производства и реализации продукции