Политика государства в области финансирования социальной сферы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы диссертационного исследования. В современной экономике уровень развития человека и общества в целом определяются состоянием социальной сферы, которое в свою очередь зависит от их обеспеченности финансовыми ресурсами и эффективности их использования.
В настоящее время отрасли социальной сферы продолжают испытывать недостаток финансовых и материальных ресурсов, низка оплата труда занятых в них работников, отсутствуют отлаженные механизмы бюджетной и внебюджетной поддержки, современные инструменты инвестирования в образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство.

Содержание

Введения…………………………………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРТСВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ………………………………………………………………………………
1.1. Социальная сфера как объект финансирования…………………………………………………………………
1.2. Особенности финансового обеспечения отраслей социальной сферы……………………………………
1.3. Приоритетные направления финансирования отраслей социальной сферы и социальной инфраструктуры ..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ………………………………………………………………………………..
2.1. Финансовый аспект развития здравоохранения………………………………………………………………….
2.2. Финансовое обеспечение развития приоритетных задач образования…………………………………………
2.3. Финансовое обеспечения системы социальной защити…………………………………………………………
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………………….
2.1. Приоритетные направления реформирования финансирования отраслей социальной сферы………………
Заключение………………………………………………………………………………………………………...
Литературы…………………………………………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дисер.doc

— 949.50 Кб (Скачать файл)

Рассматривая сущностные признаки государственной современной социальной политики можно выделить следующие ее уровни:

  • государственный (разработка и реализация государственной стратегии социального развития). Его основу составляет единая стратегия, направленная на выравнивание уровня благосостояния и социально-экономической безопасности граждан, проживающих в различных регионах страны;
  • межрегиональная социальная политика государства на уровне отдельных регионов страны, в основе которой лежит осуществление крупномасштабных социальных программ и приоритетных национальных проектов на территории регионов, а также координация действий администраций самих регионов и входящих в их состав субъектов КР;
  • региональная социальная политика (политика субъектов КР); основными задачами которой выступают: решения социальных проблем кыргызских регионов на базе развития и использования региональных факторов производства. Роль государства определяется объективной необходимостью реализации основополагающих принципов существования демократического общества, как социальная справедливость, социальное равенство граждан страны, максимально возможный доступ граждан к достижениям человеческой культуры, научно-технического прогресса, образования и др.;
  • муниципальная социальная политика (органов местного самоуправления). В ее основе лежат задачи обеспечения должного уровня развития предприятий и организаций социально-культурного и жилищно- бытового обслуживания населения муниципалитетов;
  • Развитие современной практики подтверждает факт того, что в настоящее время, вместо ранее распространенного для оценки социально- экономических результатов экономической деятельности в стране показателя экономического роста, все большую и определяющую роль начинает играть так называемый показатель "качества жизни". Данный показатель состоит из двух составляющих: "качества работы" и "качества потребления".

В целом "качество жизни" оценивается на базе так называемого  индекса развития человеческого потенциала - ИРЧП, характеризующего три аспекта жизнедеятельности человека: продолжительность жизни, уровень образования; уровень душевых доходов. (Табл. 1)

Отметим, индекс человеческого  развития составляется на показателях  уровня здоровья населения, продолжительности  жизни, доступа к образованию, величины ВВП на душу населения и покупательской способности. Все страны в рейтинге классифицируются на 4 категории: страны с очень высоким уровнем ИЧР, страны с высоким уровнем ИЧР, страны со средним уровнем ИЧР и страны с низким уровнем ИЧР, куда и попал Кыргызстан в новом рейтинге.

Из числа государств бывшего СССР в группе стран с очень высоким уровнем человеческого развития находятся Эстония, Латвия и Литва. В список государств в высоким уровнем ИЧР входят Россия и Беларусь.

Казахстан, Грузия, Украина, Азербайджан, Армения, Туркменистан, Молдова и Узбекистан входят в рейтинг стран со средним уровнем развития ИЧР.

 

ИРЧП в Южном федеральном  округе, %

Таблица 1

 

ВВП, дол.

ппн1

Индекс дохода

ОПЖ

Индекс долголетия

Грамотность

Доля учащихся в возрасте 7-24 лет

Индекс образования

ИРЧП

Место в России

Ростовская область

5505

0,669

66,7

0,696

99,1

71,4

0,899

0,754

38

Астраханская область

5454

0,667

66,1

0,686

98,3

77,1

0,912

0,755

37

Волгоградская область

6864

0,706

66,9

0,699

98,9

69,1

0,890

0,765

25

Республика Калмыкия

4321

0,629

67,3

0,705

98,2

72,9

0,898

0,744

50

Краснодарский край

6469

0,696

67,5

0,709

99,0

67,0

0,883

0,763

27

Ставропольский край

4794

0,646

67,8

0,713

98,6

68,3

0,885

0,748

43



Г1ПН — постоянно проживающее  населения, ОПЖ - общая продолжительность  жизни


 

Финансирование социальной сферы отличается особой сложностью, обусловленной неоднородностью объектов (отрасли коммерческой и некоммерческой направленности), различной формой собственности на финансовые ресурсы (государственная, частная, личная), многообразием финансовых методов и инструментов, отложенными во времени эффектами финансовых новаций. Базовые формы финансирования социальной сферы: государственное, частное, личное, - имеют значительный потенциал развития за счет расширения состава частных субъектов финансирования, трансформации финансовых методов и использования комбинаторных возможностей софинансирования социальной сферы в рамках государственно-частного партнерства.

Субъектами развития социальной инфраструктуры могут быть государство, коммерческие и некоммерческие организации, домохозяйства. Объектом социального инвестирования выступает человеческий капитал (рис. 1).

Рис. 1. Субъектно-объектная  характеристика социальных инвестиций



 

По признаку направленности социальные инвестиции разделены на прямые и косвенные. Прямые социальные инвестиции представляют собой непосредственные вложения в человека с целыо улучшения тех или иных его показателей, учитываемых при оценке человеческого капитала. Косвенные социальные инвестиции рассматриваются как разновидность социальных инвестиций, объектом инвестирования которых выступает не сам "носитель" человеческого капитала, а элементы, его (капитал) формирующие (в том числе отрасли социальной инфраструктуры). Поэтому не следует отождествлять понятия "социальные инвестиции" и "инвестиции в социальную инфраструктуру", представляющие собой различные уровни одной классификации. Социальные инвестиции являются более широким понятием и представляют собой разновидность общих инвестиций, направленных на получение положительных результатов путем воспроизводства человеческого капитала.

Государственное управление социальной инфраструктурой обеспечивается в соответствии с распределением предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти, властями субъектов и органов местного самоуправления. В финансовом обеспечении развития социальной инфраструктуры задействовано много источников (рис. 2).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

                                           Рис. 2. Источники развития социальной инфраструктуры 

К государственным и муниципальным источникам финансирования отраслей социальной инфраструктуры относятся:

    1. бюджетные источники финансирования:
  • бюджет КР (налоговые доходы);
  • местный (муниципальный) бюджет (налоговые доходы, межбюджетные трансферты);
    1. внебюджетные источники финансирования:
  • финансовые ресурсы государственных и муниципальных социальных внебюджетных фондов;
  • собственные средства государственных и муниципальных организаций сферы социальных услуг.

Частными источниками  финансирования отраслей социальной инфраструктуры являются:

  • негосударственные социальные внебюджетные фонды;
  • сбережения домохозяйств и прибыль частных организаций для оплаты социальных услуг;
  • собственные средства частных организаций сферы социальных услуг (доходы от предпринимательской деятельности, проценты, кредиты и др.);
  • благотворительные средства;
  • средства общественных организаций.

Финансирование социальной сферы, являются одним из наиболее актуальных направлений использования дополнительных доходов бюджета. Во-первых, этого требует низкий уровень жизни населения. Во-вторых, социальная сфера входит в тот сектор экономики, численность занятых в котором превышает численность занятых в других секторах национального хозяйства. В-третьих, с повышением уровня жизни населения возникают предпосылки развития и других отраслей, в задачи которых входит обеспечение товарами конечного потребления. В-четвертых, в отличие от текущих расходов инвестиции не вызовут столь быстрого скачка инфляции как текущие расходы.

Можно выделить следующие  способы финансирования отраслей социальной сферы:

  • государство активно влияет на развитие и функционирование социальной инфраструктуру. Доля государственных средств в общей сумме инвестиций в социальную инфраструктуру из разных источников составляет значительную часть;
  • политика государства состоит в минимальном управляющем воздействии на процесс развития социальной сферы. Доля финансирования социальной инфраструктуры из бюджетов всех уровней составляет сравнительно небольшую часть. В процессе инвестирования развития социальной инфраструктуры значительную роль играют различные фонды и некоммерческие организации, существующие на пожертвования частных лиц и предприятий.

Возможности государственного регулирования отраслей социальной инфраструктуры зависят от правильного выбора инструментов, методов и механизмов регулирования и определяются имеющимися ресурсами, их источниками. Можно предложить следующие формы, методы и инструменты государственного регулирования отраслей социальной инфраструктуры (Табл. 2).

На наш взгляд, государственная политика в области поддержки отраслей социальной инфраструктуры должна ориентироваться на привлечение крупного капитала к сотрудничеству (представляет собой финансовую направленность) и должно быть ориентировано на использование квалификационно-управленческого потенциала малых и средних предприятий (рис. 3).

 

Таблица 2

 

                                                  Государственное регулирование отраслей социальной инфраструктуры

 

Объект государственного регулирования

Формы, методы и инструменты государственного регулирования отраслей социальной инфраструктуры

Республиканский уровень

Региональный уровень

Потребители социальных услуг

Нормативно-правовое обеспечение. Налоговое регулирование. Защита прав потребителей

Нормативно-правовое обеспечение. Бюджетное кредитование. Налоговое регулирование. Субсидирование

Органы местного самоуправления

Нормативно-правовое обеспечение. Бюджетное кредитование. Бюджетное  выравнивание. Страхование. Финансовый контроль

Нормативно-правовое обеспечение. Индикативное планирование. Информационное обеспечение. Бюджетное кредитование. Финансовый контроль

Частный продуцент социальных услуг

Нормативно-правовое обеспечение. Инвестиции. Лицензирование. Контроль качества услуг. 11алоговое регулирование. Бюджетное кредитование. Субсидирование. Косвенная поддержка

Нормативно-правовое обеспечение. Инвестиции. Индикативное планирование. Бюджетное кредитование.

Региональный заказ. Контроль качества услуг. Информационное обеспечение. Налоговое регулирование. Субсидирование. Косвенная поддержка

Рынок социальных услуг

Нормативно-правовое обеспечение. Регулирование цен. Развитие конкуренции. Контроль качества услуг

Нормативно-правовое обеспечение. Регулирование цен. Развитие конкуренции. Контроль качества услуг




 



 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Модель финансирования социальных услуг с учетом различий в экономической природе социальных услуг

 

Формы и методы финансирования социальной сферы имеют эволюционный характер развития в направлении коммерциализации. Первый этап характеризуется ослаблением роли бюджетного финансирования и зарождением новых методов внебюджетного финансирования; второй этап отличается усилением целевой направленности государственного финансирования, определением приоритетных отраслей социальной сферы и созданием государством условий для реализации новых методов социального инвестирования; третий этап имеет признаки перехода к долгосрочным программам финансирования социальной сферы на принципах государственно-частного партнерства; переходный этап придает эволюционному развитию финансовых методов и инструментов трансформационный характер.

Информация о работе Политика государства в области финансирования социальной сферы в Кыргызской Республике