Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 18:58, курсовая работа
Актуальность темы диссертационного исследования. В современной экономике уровень развития человека и общества в целом определяются состоянием социальной сферы, которое в свою очередь зависит от их обеспеченности финансовыми ресурсами и эффективности их использования.
В настоящее время отрасли социальной сферы продолжают испытывать недостаток финансовых и материальных ресурсов, низка оплата труда занятых в них работников, отсутствуют отлаженные механизмы бюджетной и внебюджетной поддержки, современные инструменты инвестирования в образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство.
Введения…………………………………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРТСВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ………………………………………………………………………………
1.1. Социальная сфера как объект финансирования…………………………………………………………………
1.2. Особенности финансового обеспечения отраслей социальной сферы……………………………………
1.3. Приоритетные направления финансирования отраслей социальной сферы и социальной инфраструктуры ..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ………………………………………………………………………………..
2.1. Финансовый аспект развития здравоохранения………………………………………………………………….
2.2. Финансовое обеспечение развития приоритетных задач образования…………………………………………
2.3. Финансовое обеспечения системы социальной защити…………………………………………………………
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………………….
2.1. Приоритетные направления реформирования финансирования отраслей социальной сферы………………
Заключение………………………………………………………………………………………………………...
Литературы…………………………………………………………………………………………………………
Рассматривая сущностные признаки государственной современной социальной политики можно выделить следующие ее уровни:
В целом "качество жизни" оценивается на базе так называемого индекса развития человеческого потенциала - ИРЧП, характеризующего три аспекта жизнедеятельности человека: продолжительность жизни, уровень образования; уровень душевых доходов. (Табл. 1)
Отметим, индекс человеческого развития составляется на показателях уровня здоровья населения, продолжительности жизни, доступа к образованию, величины ВВП на душу населения и покупательской способности. Все страны в рейтинге классифицируются на 4 категории: страны с очень высоким уровнем ИЧР, страны с высоким уровнем ИЧР, страны со средним уровнем ИЧР и страны с низким уровнем ИЧР, куда и попал Кыргызстан в новом рейтинге.
Из числа государств бывшего СССР в группе стран с очень высоким уровнем человеческого развития находятся Эстония, Латвия и Литва. В список государств в высоким уровнем ИЧР входят Россия и Беларусь.
Казахстан, Грузия, Украина, Азербайджан, Армения, Туркменистан, Молдова и Узбекистан входят в рейтинг стран со средним уровнем развития ИЧР.
ИРЧП в Южном федеральном округе, %
Таблица 1
ВВП, дол. ппн1 |
Индекс дохода |
ОПЖ |
Индекс долголетия |
Грамотность |
Доля учащихся в возрасте 7-24 лет |
Индекс образования |
ИРЧП |
Место в России | |
Ростовская область |
5505 |
0,669 |
66,7 |
0,696 |
99,1 |
71,4 |
0,899 |
0,754 |
38 |
Астраханская область |
5454 |
0,667 |
66,1 |
0,686 |
98,3 |
77,1 |
0,912 |
0,755 |
37 |
Волгоградская область |
6864 |
0,706 |
66,9 |
0,699 |
98,9 |
69,1 |
0,890 |
0,765 |
25 |
Республика Калмыкия |
4321 |
0,629 |
67,3 |
0,705 |
98,2 |
72,9 |
0,898 |
0,744 |
50 |
Краснодарский край |
6469 |
0,696 |
67,5 |
0,709 |
99,0 |
67,0 |
0,883 |
0,763 |
27 |
Ставропольский край |
4794 |
0,646 |
67,8 |
0,713 |
98,6 |
68,3 |
0,885 |
0,748 |
43 |
Г1ПН — постоянно проживающее населения, ОПЖ - общая продолжительность жизни
Финансирование социальной сферы отличается особой сложностью, обусловленной неоднородностью объектов (отрасли коммерческой и некоммерческой направленности), различной формой собственности на финансовые ресурсы (государственная, частная, личная), многообразием финансовых методов и инструментов, отложенными во времени эффектами финансовых новаций. Базовые формы финансирования социальной сферы: государственное, частное, личное, - имеют значительный потенциал развития за счет расширения состава частных субъектов финансирования, трансформации финансовых методов и использования комбинаторных возможностей софинансирования социальной сферы в рамках государственно-частного партнерства.
Субъектами развития социальной инфраструктуры могут быть государство, коммерческие и некоммерческие организации, домохозяйства. Объектом социального инвестирования выступает человеческий капитал (рис. 1).
Рис. 1. Субъектно-объектная характеристика социальных инвестиций
По признаку направленности социальные инвестиции разделены на прямые и косвенные. Прямые социальные инвестиции представляют собой непосредственные вложения в человека с целыо улучшения тех или иных его показателей, учитываемых при оценке человеческого капитала. Косвенные социальные инвестиции рассматриваются как разновидность социальных инвестиций, объектом инвестирования которых выступает не сам "носитель" человеческого капитала, а элементы, его (капитал) формирующие (в том числе отрасли социальной инфраструктуры). Поэтому не следует отождествлять понятия "социальные инвестиции" и "инвестиции в социальную инфраструктуру", представляющие собой различные уровни одной классификации. Социальные инвестиции являются более широким понятием и представляют собой разновидность общих инвестиций, направленных на получение положительных результатов путем воспроизводства человеческого капитала.
Государственное управление социальной инфраструктурой обеспечивается в соответствии с распределением предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти, властями субъектов и органов местного самоуправления. В финансовом обеспечении развития социальной инфраструктуры задействовано много источников (рис. 2).
К государственным и муниципальным источникам финансирования отраслей социальной инфраструктуры относятся:
Частными источниками финансирования отраслей социальной инфраструктуры являются:
Финансирование социальной сферы, являются одним из наиболее актуальных направлений использования дополнительных доходов бюджета. Во-первых, этого требует низкий уровень жизни населения. Во-вторых, социальная сфера входит в тот сектор экономики, численность занятых в котором превышает численность занятых в других секторах национального хозяйства. В-третьих, с повышением уровня жизни населения возникают предпосылки развития и других отраслей, в задачи которых входит обеспечение товарами конечного потребления. В-четвертых, в отличие от текущих расходов инвестиции не вызовут столь быстрого скачка инфляции как текущие расходы.
Можно выделить следующие способы финансирования отраслей социальной сферы:
Возможности государственного регулирования отраслей социальной инфраструктуры зависят от правильного выбора инструментов, методов и механизмов регулирования и определяются имеющимися ресурсами, их источниками. Можно предложить следующие формы, методы и инструменты государственного регулирования отраслей социальной инфраструктуры (Табл. 2).
На наш взгляд, государственная политика в области
поддержки отраслей социальной инфраструктуры
должна ориентироваться на привлечение
крупного капитала к сотрудничеству (представляет
собой финансовую направленность) и должно
быть ориентировано на использование
квалификационно-
Таблица 2
Объект государственного регулирования |
Формы, методы и инструменты государственного регулирования отраслей социальной инфраструктуры | |
Республиканский уровень |
Региональный уровень | |
Потребители социальных услуг |
Нормативно-правовое обеспечение. Налоговое регулирование. Защита прав потребителей |
Нормативно-правовое обеспечение. Бюджетное кредитование. Налоговое регулирование. Субсидирование |
Органы местного самоуправления |
Нормативно-правовое обеспечение. Бюджетное кредитование. Бюджетное выравнивание. Страхование. Финансовый контроль |
Нормативно-правовое обеспечение. Индикативное планирование. Информационное обеспечение. Бюджетное кредитование. Финансовый контроль |
Частный продуцент социальных услуг |
Нормативно-правовое обеспечение. Инвестиции. Лицензирование. Контроль качества услуг. 11алоговое регулирование. Бюджетное кредитование. Субсидирование. Косвенная поддержка |
Нормативно-правовое обеспечение. Инвестиции. Индикативное планирование. Бюджетное кредитование. Региональный заказ. Контроль качества услуг. Информационное обеспечение. Налоговое регулирование. Субсидирование. Косвенная поддержка |
Рынок социальных услуг |
Нормативно-правовое обеспечение. Регулирование цен. Развитие конкуренции. Контроль качества услуг |
Нормативно-правовое обеспечение. Регулирование цен. Развитие конкуренции. Контроль качества услуг |
Рис. 3. Модель финансирования социальных услуг с учетом различий в экономической природе социальных услуг
Формы и методы финансирования социальной сферы имеют эволюционный характер развития в направлении коммерциализации. Первый этап характеризуется ослаблением роли бюджетного финансирования и зарождением новых методов внебюджетного финансирования; второй этап отличается усилением целевой направленности государственного финансирования, определением приоритетных отраслей социальной сферы и созданием государством условий для реализации новых методов социального инвестирования; третий этап имеет признаки перехода к долгосрочным программам финансирования социальной сферы на принципах государственно-частного партнерства; переходный этап придает эволюционному развитию финансовых методов и инструментов трансформационный характер.