Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 18:58, курсовая работа
Актуальность темы диссертационного исследования. В современной экономике уровень развития человека и общества в целом определяются состоянием социальной сферы, которое в свою очередь зависит от их обеспеченности финансовыми ресурсами и эффективности их использования.
В настоящее время отрасли социальной сферы продолжают испытывать недостаток финансовых и материальных ресурсов, низка оплата труда занятых в них работников, отсутствуют отлаженные механизмы бюджетной и внебюджетной поддержки, современные инструменты инвестирования в образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство.
Введения…………………………………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРТСВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ………………………………………………………………………………
1.1. Социальная сфера как объект финансирования…………………………………………………………………
1.2. Особенности финансового обеспечения отраслей социальной сферы……………………………………
1.3. Приоритетные направления финансирования отраслей социальной сферы и социальной инфраструктуры ..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ………………………………………………………………………………..
2.1. Финансовый аспект развития здравоохранения………………………………………………………………….
2.2. Финансовое обеспечение развития приоритетных задач образования…………………………………………
2.3. Финансовое обеспечения системы социальной защити…………………………………………………………
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………………….
2.1. Приоритетные направления реформирования финансирования отраслей социальной сферы………………
Заключение………………………………………………………………………………………………………...
Литературы…………………………………………………………………………………………………………
Исходными элементами в системе бюджетного финансирования отраслей социальной инфраструктуры являются гарантии государства, причем их объем обусловливается не только социальными, но и экономическими задачами страны.
В этом случае формы использования частно-государственного партнерства в отраслях социальной инфраструктуры должны быть дифференцированы в соответствии с этими двумя направлениями развития взаимоотношений государства и бизнеса. Такой подход может создать условия для привлечения в отрасли социальной инфраструктуры финансовых ресурсов.
Сегодня некоторые формы частно-государственного партнерства планируется и в Кыргызстане. Это контракты, концессии, совместное (долевое) участие в бизнесе, а основной сферой применения схемы частно- государственного партнерства становится строительство платных автомобильных дорог, часть сосредоточена в сфере транспортной инфраструктуры.
Суть концессионной модели состоит в следующем: государство (или уполномоченный им орган) на срочной и возмездной основе передает частной компании-концессионеру исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность на объектах государственной (муниципальной) собственности, как правило, нуждающихся в инвестициях для модернизации и организации конкурентоспособного производства или для организации нового производства или строительства. Это могут быть участки земли, природные ресурсы, предприятия различной специализации, объекты инфраструктуры и т.п.
1.2. Особенности финансового
обеспечения отраслей
Необходимость повышения материального и культурного уровня населения ставит новые задачи перед всеми отраслями социальной инфраструктуры, требует их развития и совершенствования.
Дальнейшее развитие социальной инфраструктуры пойдет по пути их количественного роста с целью удовлетворения потребностей населения, повышения качества его обслуживания, внедрения достижений научно- технического прогресса, рациональной организации сети предприятий социальной инфраструктуры Особенность деятельности предприятий обслуживания состоит в том, что часть их услуг населению поступает на платной основе, а часть - на льготной (или бесплатной).
Бесплатное распределение материальных благ и услуг позволяет обществу более направленно реализовать свои цели, активно вмешиваться в формирование структуры потребления. Бесплатные услуги в основном предоставляются за счет республиканского бюджета и направляются населению по каналам местных бюджетов. Эти расходы связаны с финансированием жилищного хозяйства, здравоохранения, просвещения, образования, социальной защиты и т.д. Рост услуг указанных учреждений влечет за собой увеличение бюджетных расходов.
В перспективе будет наблюдаться увеличение платных услуг. Политика регулирования соотношения между платными и бесплатными услугами должна быть конкретной и последовательной. Поэтому необходимо исходить из конкретных исторических и экономических условий. Расширение бесплатных услуг при условии роста денежных доходов населения будет способствовать чрезмерному увеличению потребительского спроса, затруднит реализацию его денежных доходов. В то же время развитие только платных услуг может привести к нежелательным социально-экономическим последствиям, выражающимся в том, что размеры потребления платных услуг, а в конечном счете и всех услуг отдельными группами населения с различным уровнем доходов будут существенно отличаться; кроме того, может произойти общее снижение потребления услуг. В ближайшие годы темпы роста платных услуг будут выше бесплатных. Платные услуги будут развиваться в бытовом обслуживании, торговле, общественном питании и жилищно-коммунальном обслуживании населения. В то же время основная часть услуг здравоохранения, образования просвещения должна быть традиционно бесплатной, т.е. финансироваться за счет бюджетных средств.
Целесообразность платности услуг в некоторых социальных сферах обосновывается следующими соображениями. Так, развитие бытовых услуг предполагает их рост. Это основывается на том, что потребитель при выборе альтернативы обслужить себя самому, затратив при этом свое свободное время и свой труд, или же заплатить за оказанные ему услуги в сфере обслуживания, затратив дополнительное количество труда в производстве, предпочтет последнее, так как качество работы в сфере обслуживания, как правило, выше, да и эффективность самого труда потребителя в производстве также выше.
Несмотря на рентабельность отдельных отраслей (водопроводно- канализационное хозяйство), финансовые взаимоотношения социальной инфраструктуры с бюджетом складываются не в пользу последнего. Многие отрасли не только не вносят платежи в бюджет, но и получают ассигнования на содержание (дорожно-мостовое хозяйство, освещение и т.д.). Кроме того, работа городского транспорта убыточна. Дотация на покрытие его убытков поглощает средства, поступающие из рентабельных отраслей.
Дотации из бюджета некоторым отраслям социальной инфраструктуры, продукция и услуги которых поступают непосредственно населению, имеют свои особенности. Поэтому проблему дотации жилищно- коммунальному хозяйству следует рассмотреть в увязке с такими вопросами, как действие в экономике закона стоимости, воспроизводства рабочей силы. Это позволит раскрыть и объяснить некоторые финансовые аспекты развития отраслей социальной инфраструктуры.
В условиях товарно-денежных
отношений важнейшим
В соответствии с этим законом проводится и политика в области ценообразования. В основе устанавливаемых местными органами власти цен на некоторые виды продукции и услуг, реализуемые населению, лежат общественно необходимые затраты труда на их производство и реализацию. Однако в ряде случаев для решения экономических и социальных задач они, используя ценовой механизм, предусматривают цены на отдельные товары и услуги с отклонением от уровня издержек их производства. При этом, если цены и тарифы устанавливаются ниже уровня затрат, предприятиям-изготовителям, не покрывающим своих расходов, выдается дотация. Таким образом, дотация является одной из форм возмещения планово-убыточным предприятиям и отраслям их затрат в связи с проводимой политикой в области цен и тарифов на товары и услуги, реализуемые населению. Выдавая таким отраслям дотацию из бюджета, местные администрации как бы санкционируют количественное несоответствие их затрат с общественно необходимыми.
Метод дотаций используется при регулировании финансовых взаимоотношений таких отраслей, как жилищное хозяйство, городской пассажирский транспорт и др. Как было отмечено, размер доходов некоторых предприятий этих отраслей стал ниже их расходов. Чтобы возместить предприятиям - изготовителям продукции и услуг их затраты, через бюджетную систему выделяют им в необходимых размерах дотацию. Тем самым создается положение, когда предприятия реализуют свою продукцию и услуги местной администрации по одним ценам, а она, осуществляя задачи в области социально-экономического развития и распределения, реализует их населению по ценам и тарифам ниже их себестоимости. Тем самым дотации даются не предприятиям, а населению. Следовательно, эти дотации являются одной из форм отношений государства через бюджет с населением.
В основе такого положения несколько причин. Народное хозяйство — единый комплекс. Отрасли, производящие средства производства, и отрасли, создающие предметы потребления и услуги, взаимно связаны и зависят друг от друга. Конечной целью производства средств производства является создание с их помощью предметов потребления и услуг. Стоимость средств производства переносится на стоимость потребительских товаров и услуг. Стоимость же последних влияет па уровень жизни населения, в том числе и занятого в производстве средств производства. Рост стоимости предметов потребления и услуг вызывает необходимость увеличения затрат на воспроизводство рабочей силы.
Анализ деятельности предприятий ЖКХ показывает, что в связи с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья и материалов, основных средств, заработной платы и др.) себестоимость их услуг постоянно растет. Темпы роста их затрат опережают темпы роста производительности труда. При стабильности тарифов это приводит к снижению рентабельности и к убыточности.
Особенностью финансового обеспечения ЖКХ является смешанный состав финансовых источников. Источниками финансирования расходов на содержание и развитие ЖКХ являются: