Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
В любой стране, при любой общественно - политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов. В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятия и предпринимателей меньше, чем в странах с централизованной экономикой, и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ.
Введение………………………………………………………………………………… 3
1. Сущность социальной политики государства ........................................6
1.1 Политика государства в формировании доходов населения.......................7
1.2 Политика государства на рынке труда…………………………………………..10
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование………………………..13
2 Социальная политика Российской Федерации от перестройки до наших дней..16
2.1 Социальная политика и социальная экономика……………………………………..16
2.2 Социальное обеспечение и социальная справедливость……………………………..21
2.3 1998 год – пик кризиса………………………………………………………………….26
3. Социально – экономическое развитие. Итоги. Сценарии будущего……………..30
3.1 Эволюция России………………………………………………………………………...30
3.2 Сценарии ближайшего будущего……………………………………………………….33
А) Сценарий "Продолжение реформ"
Б) Сценарий "Стагнация"
В) Сценарий "Смена курса в направлении национальных интересов России"
Заключение …………………………………………………………………………………40
Литература ………………………………………………………………………………….42
«Налоговые поступления являются важнейшей статьей доходной части бюджета
России, и их значение возрастало. Если в 1992 г. налоги составили 40%
доходной части бюджета, то в 1994 г. – 90% доходной части.
В ноябре 1991 г. был принят закон «Об основах налоговой реформы в Российской
федерации», налоговая система в России стала приобретать черты присущие
рыночной экономике (при командно-административной системе государство
получает доходы не за счет явных налогов, а за счет контроля над ценами,
заработной платой и пр.).»
«К началу 1996 г. пять основных налогов обеспечивают налоговые поступления в
бюджет: НДС, налог на прибыль, подоходный налог, акцизы, таможенные пошлины.
Налоги разделены на федеральные; республиканские, краевые, областные;
местные. Основные федеральные налоги: налог на прибыль с предприятий 32%
(позднее повышена до 38%) и налог на добавленную стоимость 20%. Эти налоги
пропорциональны. Подоходный налог с физических лиц носил прогрессивный
характер. Лица с доходами до 5 (потом 12) млн. руб. в год уплачивали налог по
ставке 12%, лица с доходами свыше – по возрастающей ставке до 30%.
В принципе, налоги в России (% от ВВП) далеко не самые высокие в мире:
Однако, в России самые высокие налоги на прибыль предприятий, что не
стимулирует инвестиции. Кроме того, ставка налогов установлена на уровне,
превышающем критический, после которого налогооблагаемая база сокращается, и
доходы государственного бюджета должны были бы уменьшаться. На самом деле
этого не происходит, а доходы в бюджет продолжают расти еще до определенного
уровня налогов.
К 1 июля 1994 г. в России полностью завершился этап ваучерной приватизации.
Приватизации подлежали большинство государственных предприятий. Программа
1992 года предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий
конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.
«Приватизация в России принесла с собой такой институт, как чековые
инвестиционные фонды, которые собрали более трети всех ваучеров, среднее
количество акционеров в них составило 22,8 млн. чел». Предполагалось, что
ЧИФы будут заинтересованы в развитии производственного сектора и станут
заниматься вопросами инвестирования производства. «Однако российская практика
показала, что ЧИФы в большинстве своем были заинтересованы в максимизации
дивидендов, а не в развитии предприятий. Всего 15% средств чековых
инвестиционных фондов были вовлечены в инвестиции в акции предприятий, зато
около 75% вложений было направлено в краткосрочные и среднесрочные
спекуляции.»
Что не было сделано в России для успеха приватизации? Во-первых, не была
проведена аграрная реформа. Незыблемость принципа частной собственности
основывается на частной собственности на землю. Вместо этого российские
реформаторы продолжали
эксплуатировать державшийся
общественной собственности, который хотел пересмотреть еще Столыпин,
настолько он был неэффективным. Отказ от приватизации земли объясняли
политическими лозунгами «Россию продадут», что можно было легко ограничить
рядом законов или указов о порядке продажи земли.
«Вместо этого был принят курс на приватизацию заводов, фабрик, торговых и
складских помещений, газо- и нефтедобывающих предприятий и других
предприятий, связанных с переработкой полезных ископаемых и эксплуатацией
месторождений, являющихся по существу естественными монополиями. Природные же
богатства – общественная собственность, но никак не частная, они должны
принадлежать обществу, и использоваться его органами управления, а не
отдельными лицами.»
В результате приватизации вместо обещанного эффективного собственника Россия
получила группу коммерческих банков, занимающихся непрерывно переделом
собственности. Таким образом, основная цель приватизации создание
эффективного собственника достигнута не была, наоборот, Россия была отброшена
от решения этой задачи на несколько лет.
Проанализировав прошлое и настоящее, естественно попытаться спрогнозировать
дальнейшее развитие событий.
Социально-экономическое прогнозирование, как и любое прогнозирование вообще,
может быть успешным лишь при некоторой стабильности условий. Однако решения
органов власти, отдельных лиц, иные события меняют условия, и события
развиваются по-иному, чем ранее предполагалось.
Обратим внимание на различие ситуаций 1996 и 2000 гг. Если в 1996 г. Б.Н.
Ельцин олицетворял "реформаторов", а Г.А. Зюганов - патриотов, то в 2000 г.
В.В. Путин "перехватил" многие лозунги патриотов. Например, его единственное
видное всем конкретное дело как руководителя правительства - война в Чечне -
вполне соответствовало образу патриота. Поэтому для многих избирателей оба
основных кандидата имели патриотический имидж. Какова бы ни была дальнейшая
политика В.В.Путина, власть он получил как патриот, как защитник национальных
интересов России.
Данный материал прогнозирует социально- экономическое развитие России и
динамики основного макроэкономического показателя - валового внутреннего
продукта (ВВП) на 5 лет (2002-2007). За это время произойдут различные
политические события, поэтому прогноз может быть сделан лишь отдельно для
каждого сценария из некоторой гаммы, охватывающей возможные пути социально-
экономической - динамики России
Метод сценариев - это метод декомпозиции задачи прогнозирования,
предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (т.е.
сценариев), которые охватывают все возможные варианты развития. При этом
каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного
прогнозирования, При применении метода сценариев необходимо осуществить два
этапа исследования:
· построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев;
· прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью
получения ответов на интересующие исследователя вопросы.
Каждый из этих этапов лишь частично формализуем.
Кроме макроэкономических характеристик необходимо учитывать состояние и
динамику отечественного массового сознания, политических, в то числе
внешнеполитических реалий, поскольку на рассматриваемом интервале времени (до
10 лет) экономика
зачастую следует за политикой,
например, «к 1985 г. экономика СССР находилась в достаточно стабильном
состоянии с ежегодным ростом в среднем 3-5%. Исходная точка "реформ" - приход
к власти М.С. Горбачева. Если бы руководство страны находилось в руках иных
людей, то вполне возможно, что развитие продолжалось бы в прежних условиях. И
к 2002 г. ВВП (валовой внутренний продукт) СССР и России как части СССР
увеличился бы на 50% и составил бы примерно 150% от уровня 1985 г. Реально же
из-за политических причин ВВП России упал за это время примерно в 2 раза.
Т.е. он составил 50% по сравнению с российским же ВВП 1985 г., или в 3 раза
меньше, чем можно было бы ожидать из чисто экономических причин при
сохранении стабильных условий 1985 г. Такова роль личности в истории»
Четыре основных сценария социально- экономического развития России на период
до 2007 г.
Основное предположение: развитие Россия определяется борьбой двух основных
сил - "реформаторов" и патриотов. В течение 1990-х годов побеждали
"реформаторы",
однако патриотам удавалось
При выявлении набора основных возможных сценариев социально- экономического
развития России на период до 2007 г. необходимо освободиться от конкретных
деталей, в частности, свойств личностей, процессов, касающихся отдельных
частей страны, и т.д.
В результате экспертной оценки выявлено четыре сценария, представляющие собой
возможные результаты борьбы двух основных сил:
· либо побеждает одна из них,
· либо другая,
· либо борьба идет с переменным успехом без выявленного преимущества
одной из сторон ("ничья"),
· либо борьба приводит к уничтожению России как единого государства и
началу смутного времени, третьего в нашей истории.
Рассмотрим последовательно эти сценарии:
· сценарий "Продолжение реформ" (по указаниям вероятного противника);
· сценарий "Стагнация" (динамическое равновесие сил
реформаторов и патриотов, как следствие - торможение "реформ");
· сценарий "Смена курса в направлении национальных интересов
России" (предполагает переход государственной власти в руки патриотов);
Кроме качественных оценок, проведем в рамках этих четырех сценариев численный
анализ динамики основного макроэкономического показателя - валового
внутреннего продукта России.
А) Сценарий "Продолжение реформ"
Как показано выше, преобразования ("реформы"), осуществляемые с 1987 г.,
объективно ведут не к развитию рыночной экономики, т.е. построению
капитализма, а к уничтожению России как самостоятельного государства.
Очередные шаги этого уничтожения - начинающиеся реформы армии, образования,
науки, жилищно-коммунального хозяйства, приватизация оставшейся
государственной собственности, переход к свободной продаже земли и т.д.
Поскольку реальная (исполнительная) власть в России принадлежит в основном
сторонникам "реформ", то сценарий дальнейшего развития курса реформ вполне
возможен. При этом для дальнейшего анализа не важно, будет ли он
осуществляться внешне демократическими методами (соблюдая действующую
Конституцию) или при помощи открытой диктатуры.
Дальнейшее развитие курса реформ - это осуществление планов внешних врагов
России, имеющих целью уничтожение нашей страны как самостоятельного
экономически развитого государства, а в перспективе - и русских как единого
великого народа, превращение России в "жизненное пространство" и сферу
интересов других
стран. Сказанное справедливо
осознается конечная цель реформ.
Сценарий дальнейшего развития курса реформ исходит из гипотезы
беспрепятственной реализации планов вероятного противника, поскольку
преобразования ("реформы"), осуществляемые с 1987 г., объективно способствуют
именно этому.»
Перейдем к прогнозу динамики ВВП. «Примем предположение о том, что средний
темп падения ВВП за 1992-1996 гг. (1997 г., с этой точки зрения, является
нетипичным, он скорее соответствует сценарию стагнации) был выбран вероятным
противником оптимально - с точки зрения его целей. Примем официальные данные:
за 5 лет (1992-1996 гг.) падение ВВП составило 38,6%, т.е. в среднем 9,3% в
год. При сохранении таких темпов падения ВВП 2007 г. составит 34,2% от ВВП
1996 г., или 19,9% от уровня 1990 г. С учетом занижения темпов инфляции
официальными органами в 2 раза - 10% от уровня 1990 г. (Это несколько больше,
чем падение производства в СССР в 1923 г. - после окончания гражданской войны
- по сравнению с 1913 г.) По жизненному уровню это будет соответствовать
послевоенному периоду (1948 г. или 1923 г.), но с частично сохранившимися у
населения жильем, одеждой, телевизорами...»
Проведем альтернативный расчет, «принимая 1992-1997 гг. за шестилетний цикл
"шок-стабилизация" и используя официальные данные (результаты 1997 г. спорны
- от 100,4% по данным правительства до 98,4% по данным председателя Комитета
Госдумы по конверсии Г.В.Костина). За 6 лет (1992-1997 гг.) падение ВВП
составило 38,4%, т.е. в среднем 7,75% в год. При сохранении таких темпов
падения ВВП 2007 г. составит 44,6% от ВВП 1997 г., или 26,1% от уровня 1990
г. С учетом занижения темпов инфляции официальными органами в 2 раза - 13% от
уровня 1990 г.
Итак, прогноз по официальным данным дает: ВВП 2007 г. составит 19,9-26,1% от
уровня 1990 г., или 34,1-44,6% от уровня 1997 г. , что соответствует примерно
37,5-50.6% от уровня 1999 г.
Если принять, что финансирование Вооруженных Сил России будет в 2007 г.
составлять тот же процент от ВВП, что и в 1997 г., то оно сократится в 2,24 -
2,93 раза, а по сравнению с 1990 г. - в 3,83 - 5,03 раза. По описанным выше
причинам реальное финансирование будет примерно вдвое меньше. Будет разрушена
действующая структура Вооруженных Сил России, существенно уменьшена их
боеспособность и боеготовность. Очевидно, это и является целью вероятного
противника.»
Включение в расчеты 1998 и 1999 гг. нецелесообразно, поскольку известный
"августовский кризис" 1998 г. - это аналог "шоковой терапии" 1992 г.
Любопытно, что все слои российского общества приняли падение жизненного
уровня в 2 раза в результате августовского кризиса 1998 г. довольно спокойно.
Хотя величина этого падения была лишь незначительно меньше падения за
предыдущие годы. За 1991-1997 гг. жизненный уровень упал примерно в 2,5 раза.
"Шоковая терапия" активно обсуждалась, были многочисленные протесты, из-за
рубежа шла гуманитарная помощь. В 1998 г. все было спокойно. Возможно,
истинные масштабы катастрофы не осознавались, в частности, потому, инфляция
составила к концу 1998 г. "всего" 80% по сравнению с 2600% в 1992 г.
Информация о работе Политика доходов, социальная справедливость