Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:54, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы, определяется хотя бы тем, что любое правительство оказывается перед не решаемой в принципе проблемой одновременного обуздания и безработицы, и инфляции, реализуя методы антиинфляционной политики и ставя задачу роста ВВП. И тогда оно должно находить социально приемлемый компромисс, способы и средства социальной защиты. А государственная политика занятости является составной частью социальной политики.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Безработица, причины возникновения безработицы
и ее последствия………………………………………………………...5
1.1. Общие сведения о безработице и её виды……………………………….....5
1.2. Причины возникновения безработицы………………………………….…..9
Глава 2. Политика занятости в развитой рыночной экономике………..……..16
2.1. Политика занятости в современном мире…………………………………16
2.2. Модели политики занятости……………………………..…………………20
Глава 3. Политика занятости в современной России………………………….22
3.1. Особенности государственной политики занятости……...………………22
3.2. Методы оценки эффективности государственной политики занятости...23
3.3. Возможные пути решения проблем безработицы в современной
России………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...35
Деградация структуры занятости и оскудение человеческого капитала является, не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы.
К настоящему времени сформировались и выделились отдельные модели государственной политики занятости со своими национальными или региональными особенностями.
Американская модель - создание рабочих мест с низкой производительностью и низкой оплатой. В итоге - формальное сокращение безработицы и появление обширного слоя «новых бедных».
Скандинавская (шведская) модель - обеспечение всеобщей занятости с помощью создания рабочих мест в государственном секторе. Предлагаются средние, удовлетворительные условия труда и оплаты.
Европейская модель - сокращение числа занятых при повышении производительности труда и росте доходов работающего населения. Одновременно действует дорогостоящая система пособий для возрастающей численности безработных.
Японская модель - характеризуется наличием системы пожизненного найма и зависимостью уровня зарплаты от стажа работы, возраста, состава семьи. Трудовые ресурсы Японии отличаются высокой мобильностью, гибкостью и многоукладностью.
Основу для формирования методологических подходов к оценке государственной политики занятости составляет определение целей и задач необходимых преобразований на рынке труда. В условиях плановой системы управления трудом государство выступало в качестве единственного субъекта политики занятости. В рыночной экономике большая часть рабочих мест создается в негосударственном секторе. Прямое влияние на состояние занятости со стороны правительства ограничено. Государственная политика занятости превращается в политику содействия занятости
Методы проведения государственной политики содействия занятости можно разделить на две группы: методы регулирования, направленные на снижение уровня циклической безработицы и методы, направленные на снижение естественного уровня безработицы.
Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле:
СЭПЗ = ЧПСУ/ЧБк (1)
где СЭПЗ — эффективность политики занятости в течение календарного периода;
ЧПСУ — численность безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) в течение календарного периода;
ЧБк — численность безработных на конец календарного периода
Таким образом, показатель социальной эффективности политики занятости безразмерен и имеет однозначную трактовку. Умножение фактического уровня безработицы в регионе на увеличенный на единицу показатель социальной эффективности политики занятости позволит определить тот уровень безработицы, который был бы зафиксирован в регионе, если бы органы службы занятости вообще не снимали безработных с учета. Чем больше значение рассчитанного по формуле (1) показателя, тем выше социальная эффективность политики занятости.
Если попытаться кратко сформулировать основной тезис политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддерживать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.
Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства.
Во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест.
В-третьих, бремя по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудовых доходов должно быть в равной мере разделено между государством и работником.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.
Таким образом, наблюдается поиск выхода государства из сложившегося тяжелого положения на рынке труда. Заметна некоторая активизация этой работы с привлечением иностранного капитала и мирового опыта.
Формирование механизма регулирования занятости предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости19.
С одной стороны, - это проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.
С другой стороны, - изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест, регулирование предложения и повышение качества рабочей силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей – обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы20.
В целях реализации политики занятости в Российской Федерации разрабатываются и реализуются программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным.
Ведущую роль в регулировании рынка труда занимает служба занятости. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата пособий по безработице.
Трудоустройством экономически активных и трудоспособных граждан, оставшихся без работы занимаются и биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем21.