Понятие безработица, ее виды и социально-экономические последствия на примере Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
изучить теоретические понятия безработицы;
исследовать динамику изменения уровня безработицы на примере Пермского края;
выяснить причины безработицы;
выявить последствия безработицы;
проанализировать методы борьбы с безработицей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1.Теоретические аспекты безработицы………………………………………….....4
1.1 Понятие безработицы и ее функции……………………………………….…..4
1.2 Формы безработицы и основные показатели………………………………...6
2. Безработица на примере Пермского края……………………………………...11
2.1 Анализ динамики численности безработных на примере Пермского края 2005-2010 годы…………………………………………………………………..…11
2.2 Причины безработицы в России сегодня……………………………………..12
2.3Экономические и социально-психологические последствия безработицы…13
3. Меры государства по предотвращению безработицы………………………...15
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 68.27 Кб (Скачать файл)

 



 


 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Виды обучения безработных и незанятого населения

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по направлению органов службы занятости. В приоритетном порядке право  пройти обучение имеют инвалиды; безработные  граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные  с военной службы; жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной  службы; выпускники общеобразовательных  учреждений, а также граждане, впервые  ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Успешное завершение профессиональной подготовки, переподготовки, повышения  квалификации, стажировки специалистов подтверждаются в соответствующих  документах: УМЦ, ДФГСЗН в Санкт-Петербурге. [13, с.246-250]

 Государство выплачивает материальную поддержку безработным гражданам. В декабре 2008 года был установлен новый размер пособия по безработице, который составил от 850 до 4900 рублей. Размер пособия на 2010 год не изменился.

На минимальные выплаты  по безработице имеют право граждане, состоящие на учете в службе занятости, которые ранее нигде не работали или пришли после годового перерыва в работе; уволенные за различные  нарушения граждане и те, кого служба занятости отправила на учебу.

На максимальные выплаты по безработице  могут рассчитывать граждане, которые  отработали в организации не менее 6,5 месяцев и были уволены. В регионах, где к заработной плате начисляется районный коэффициент, он же начисляется и к размеру пособия по безработице.

Государство поддерживает и финансирует  предпринимательство и самозанятость  граждан. Поддержка предпринимательства  и самозанятости граждан —  одно из направлений регулирования  рынка труда. Многие квалифицированные специалисты, оставшиеся без работы, стремятся найти себя в малом и среднем бизнесе, открыть собственное дело. Создавая малый бизнес граждане не только создают, прямо и косвенно инициируют появление дополнительных рабочих мест, но и расширяют поле деловой активности, вовлекая в трудовую деятельность и граждан, не обладающих высокой конкурентоспособностью на рынке труда. Более «гибкие» условия труда (нестандартные режимы рабочего времени) на малых предприятиях делают их привлекательными для работников. Чутко реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, малые предприятия становятся участниками инвестиционного процесса, способствуют качественному улучшению рабочей силы, формируют рабочие места на базе новых технологий.

Например в городе Чайковском продолжена работа по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям и организация  переобучения граждан. Двадцать два  человека, изъявившие желание заниматься производством сельскохозяйственной продукции в 2009 году, получили поддержку  из краевого бюджета на сумму 1293,6 тысяч  рублей.

В организованных органами самоуправления и предприятиями совместно со службой занятости организуются общественные работы. Например, в 2005 году Пермском крае общественные работы были организованы в Перми (в них участвовало 2445 чел.), Березниках (444 чел.), Краснокамске (323 чел.), а по районам - в Ильинском (353 чел.), Кишертском (326 чел.), Карагайском (286 чел.). На проведение общественных работ израсходовано средств федерального бюджета 7,7 млн.руб., привлечено средств регионального и местного бюджетов, а также средств работодателей на сумму 12.5 млн. руб.

В городе Чайковском  продолжена работа по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям и организация переобучения граждан. Двадцать два человека, изъявившие желание заниматься производством сельскохозяйственной продукции в 2009 году, получили поддержку из краевого бюджета на сумму 1293,6 тысяч рублей.

В 2010 году Чайковский муниципальный  район продолжает реализовывать  «Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда  в Пермском крае». В этом году в  Чайковский муниципальный район  ожидается поступление 6 млн. рублей для организации общественных работ. Предполагается обеспечить работой порядка 300 человек. [2,с.2]

Если ваш возраст близок к пенсионному, вы зарегистрированы в качестве безработного и не можете найти подходящую работу, то, по предложению  службы занятости населения, при  одновременном соблюдении ряда условий, вам может быть назначена с  вашего согласия досрочная пенсия.

Основными условиями оформления гражданам досрочно назначаемой  пенсии по старости (по возрасту), включая  пенсию на льготных условиях, являются:

  • Признание граждан в установленном порядке безработными;
  • Отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан;
  • Наличие у безработных граждан страхового стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях. Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, относятся периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых работах, переезд по направлению в другую местность для трудоустройства и т. д.;
  • Достижение безработными гражданами определенного возраста. Пенсия по старости (по возрасту) на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем через два года до предусмотренного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию:
  • женщинам – по достижении 53 лет при общем страховом стаже не менее 20 лет;
  • мужчинам – по достижении 58 лет при общем страховом стаже не менее 25 лет.

При наличии льготных оснований, определяющих право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, пенсия по старости оформляется  досрочно не ранее чем за два года до наступления этого права.

  • Увольнение граждан в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации;
  • Согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.

К сведению: При отсутствии хотя бы одного из указанных условий  оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится. [9, Служба занятости населения в пермском крае]

Таким образом огромную роль по предотвращению безработицы играют такие органы как Службы занятости  населения. Государство также поддерживает безработных и финансирует законопроекты  предотвращению безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На сегодняшний день в  научной литературе есть множество  определений понятия «безработицы». Экономисты изучают безработицу  для определения ее причин, а также  для совершенствования мер государственной  политики, влияющих на занятость.

Безработица- социально-экономическое  явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей  или меньшей части активного  населения, способной и желающей трудиться.

Существует классификация  форм безработицы по трем критериям. По причинам возникновения безработицу  различают: фрикционную, институциональную, добровольную, структурную, технологическую, конверсионную, циклическую, региональную, экономическую, сезонную и маргинальную. По продолжительности: краткосрочную, продолжительную, длительную и застойную. По внешним формам проявления безработицы: открытую и скрытую.

Основными показателями безработицы  являются: уровень безработицы и  продолжительность безработицы.

Абсолютное отсутствие безработицы  в рыночной экономике считается  невозможным.

Для определения динамики численности безработных в Пермском крае были взяты данные из Российского  статистического ежегодника 2009 года и Агенства по занятости Пермского  края, за 2005- апрель 2010 года.

Из диаграммы, показывающей численность безработного населения, состоящего на учете в государственных  учреждениях службы занятости за 2008 год Приволжского Федерального округа, можно сделать вывод, что Пермский край на втором месте после Республики Башкорстана по численности безработного населения. Численность безработного населения в Пермском крае за 2008 год составила 29, 1 тысячу человек.

Анализируя экономические  показатели численности незанятого населения, состоящего на учете в  государственных учреждениях службы занятости в Пермском крае, можно  сделать вывод, что в Пермском крае:

1.Численность незанятых  трудовой деятельностью граждан,  зарегистрированных в государственных  учреждениях службы занятости  с 2005-2009 года увеличилось на 34,2 тысячи человек.

Из них число признанных безработными так же увеличилось  на 25,7 тысяч человек.

2.Увеличилось число безработных,  которым назначено пособие по  безработице на 23,7 тысяч человек.

3.Анализируя заявленную  организациями потребность в  рабочих за 2005-конец 2009 года, видно,  что в 2005 году потребность организаций   в рабочих была самой низкой, составила 8,7 тысяч человек, в  2007 году самой высокой- 16,5 тысяч  человек. На конец 2009 года составила  13,8 тысяч человек.

4. С 2005 по апрель 2010 года  уровень безработицы увеличился  на 2, 3%.

Одной из главных причин безработицы является экономический  кризис, когда предприятия из-за кризиса разоряются и закрываются, что влечет за собой волну увольнений и сокращений миллионов граждан.

Также причинами безработицы  могут стать: добровольная смена  работы человеком, не желание трудоспособного  населения по тем или иным причинам работать, изменение в структуре  общественного производства под  влиянием научно-технического прогресса  и совершенствовании организации  труда, переход к более новым  поколениям техники и технологии, когда часть рабочей силы либо становится ненужной, либо требует  нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования, сложная комбинация исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств, сезонное обстоятельство в отдельных отраслях.

Безработица несет за собой  серьезные экономические и социально-психологические  последствия.

Огромную роль по предотвращению безработицы играют такие органы как Службы занятости населения. Государство также поддерживает безработных и финансирует законопроекты предотвращению безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Валхин П.И. Экономический словарь. -2007,с.360-361

2.Газета Чайковского муниципального района №77-81/Безработица растет./Огни камы, 2010,с.2

3. Гильдингерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку /М.Г. Гильдингерш. – СПб: Изд-во С-П ун-та экономики и финансов, 1995, с. 3.

 4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., ИНФРА-М, 2005, с. 562.

5.Курс экономической теории/ Под общей ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.- К.,1998,с.242-243.

6.Носова С.С. Экономическая теория – М.: «Владос», 2000,с.490

7. Российский статистический ежегодник-2009.Стат. сб.-М.:Росстат.2009.

8. Салихов Б.В. Экономическая теория: учебник.- М.,2009, с.422

9.Служба занятости населения Пермского края  http://www.szn.permkrai.ru/

10. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование: учеб пособие /Л.И. Старовойтова, Т.Ф.Золотарева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001, с. 27.

11.Экономика и социализация труда /Под ред. д.э.н. проф. А.Я.Кибанова.-М.:2009, с.78.

12. Экономика труда и современные социально-трудовые отношения/ Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, 1996, с. 164.

13.Экономика трудовых ресурсов/ Под ред. П.Э Шлендера.-М.,2008,с.246-250.

 

Приложение

Диаграмма

В диаграмме 1 представлена численность безработного населения, состоявшего на учете в государственных  учреждениях службы занятости, 2008г., Приволжский федеральный округ, тыс человек. [8]

 

 

 

Таблица 1

Республика Марий Эл

3,5

Республика Мордовия

5,2

Республика Татарстан

25,5

Удмуртская Республика

13,7

Чувашская Республика

11,7

Пермский край

29,1

Кировская область

10,9

Нижегородская область

14,1

Оренбургская область

9,0

Пензенская область

6,3

Самарская область

24,0

Саратовская область

18,0

Ульяновская область 

10,8

Республика Башкорстан

30,4





 

 

 

Приложение 2

В табл. 2 представлены экономические  показатели численности незанятого населения, состоящего на учете в  государственных учреждениях службы занятости в Пермском крае.

Информация о работе Понятие безработица, ее виды и социально-экономические последствия на примере Пермского края