Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:19, контрольная работа
КОНКУРЕНЦИЯ - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться).
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Введение
КОНКУРЕНЦИЯ
- это состязание между производителями
(продавцами) товаров, а в общем
случае — между любыми экономическими,
рыночными субъектами; борьба за рынки
сбыта товаров с целью
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный
характер экономических отношений
означает свободу выбора для покупателя
и продавца. Механизм рынка действует
через соотношение спроса и предложения,
что предполагает необходимую подвижность
цен, конкуренцию товаров и, значит,
товаропроизводителей. Конкуренция
– это неотъемлемая частью рыночной
среды, необходимое условие развития
предпринимательской
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.
Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:
К числу негативных сторон можно отнести:
В годы плановой экономики
в нашей стране конкуренция не
играла той роли, которая ей отводится
при рыночных методах хозяйствования.
С точки зрения организации плановой
экономики концентрация производства
в монополиях считалась наиболее
эффективным способом хозяйствования,
а конкуренция - источником хаоса
и кризисов перепроизводства. Благодаря
этому российская экономика превратилась
не только в систему
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.
Чем
ожесточеннее конкуренция на внутреннем
рынке, тем лучше национальные фирмы
оказываются подготовленными к
борьбе за рынки за рубежом, и тем
в более выгодном положении оказываются
потребители на внутреннем рынке
и по уровню цен, и по качеству продукции.
Ведь конкурентоспособная продукция
должна иметь такие потребительские
свойства, которыми бы она выгодно отличалась
от сходной продукции других конкурентов.
Глава
1. Конкуренция. Виды
конкуренции.
Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Конкуренция
выполняет в рыночной экономике
важнейшую функцию – она
Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.
Конкуренция
представляет собой соперничество
субъектов хозяйственной
При
наличии конкуренции на рынке
производители постоянно
Основные
условия возникновения
Конкуренция
– важнейший элемент рынка, играющий
роль в повышении качества продукции,
работ и услуг, снижении производственных
затрат, в освоении технических новинок
и открытий.
Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.
Инновационная
функция конкуренции
Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.
Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.
Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов
Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.
Конкуренция
стимулирует научно-
При
противоборстве субъектов рынка
усиливается их социально-экономическое
расслоение. В конкуренции участвует множество
мелких собственников, которые только
начинают вести свою хозяйственную деятельность.
Многие из них, не имея достаточного капитала,
современных средств производства и других
ресурсов, не могут выдержать этого соперничества
и через некоторое время терпят убытки,
разоряются. И лишь немногие из них наращивают
свою экономическую мощь, расширяют предприятия
и становятся полноправными и довольно
значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
1.3.
Виды конкуренции.
Конкуренцию можно разделить по трем признакам:
По
методам осуществления
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.