Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:51, реферат
Глава 1. Понятие рынка и его структурные компоненты
1.1. Сущность рынка и его определение
1.2. Рыночные структуры
Глава 2. Рыночный механизм
2.1. Общая характеристика
2.2 Преимущества рыночного механизма
2.3 Недостатки рыночного механизма
Разрушение рынков
монополиями не сулит экономике
ни-чего хорошего. Подавляя стимулы
к технологическим инно-вациям, монополии
делают экономику чрезвычайно расто-
Рынок, конкуренция всегда были антиподами монополиз-ма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономи-ки. Там, где рынок продолжал работать, распространение монополизма не зашло слишком далеко. Установилось зыб-кое равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкурен-цией, сохранила старые и породила новые формы. Там, где рынок разрушили, монополизм, не встречая преград, пора-зил все народное хозяйство.
Механизм "невидимой
руки" рынка также не улавливает
про-блему долгосрочного
Чистая рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним числом сигнанализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше, чем требуется. Изме-нение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции. Цикли-ческое развитие производства сопровождается недоиспользова-нием ресурсов, включая и трудовые.
Ориентируясь
только на индивидуализированный
Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на из-держках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара
Социальная ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступ-ны семьям бедняков. Между тем современная гуманистическая культура требует обеспечить всем людям определенный жиз-ненный стандарт независимо от трудового вклада Рыночный механизм "невидимой руки" в принципе не предназначен для решения этой задачи.
Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некая социальная «несправед-ливость» рынка.
Рыночное распределение
доходов социально «неспра-
граница обусловлена допустимыми размерами
социальных
выплат и налогов, а также негативными
эффектами, которые
могут деформировать рынок рабочей силы
и рыночный меха-низм в целом.
Рыночный механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции.
Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в 20-21 вв Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. С. 327. Ее грозные симптомы зафикси-рованы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной сис-темой.
Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становит-ся больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обраще-ние товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая про-изводство и потребление.
Инфляция в
принципе неустранима, по-скольку современная
экономика инфляционная по своему устройству.
Антиинфляционное регулирование - бессроч-ная,
постоянная функция государства. Причины
инфляции обусловлены неправильной де-нежной
политикой центрального банка; бюджетным
дефи-цитом независимо от способа его
устранения; инфляционны-ми эффектами
милитаризации экономики; монополизацией
рынков, влияющей на интенсивность инфляционного
про-цесса; внешнеэкономическими факторами.
Открытая инфляция
проявляется в росте цен. Она
деформирует, но не разрушает механизм
рынка. Адаптивные
инфляционные ожидания связаны с деформацией
психоло-гии потребителей и производителей
в условиях инфляции.
В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь
издержек и
цен. Инфляция спроса характерна для экономики
с чрезмер-ным использованием факторов
производства, особенно тру-да. Неверные
действия государства в сфере налогообложения
могут привести к налоговой инфляции.
Стремясь компенси-ровать будущие убытки,
предприниматели провоцируют ин-фляцию
ценовой накидки.
Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подав-ленная инфляция способствует развитию инфляции предло-жения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров.
Социальные последствия
инфляции для потребителей
связаны с падением реальной ценности
личных сбережений,
снижением текущих реальных доходов. Неминуемо
социаль-ное расслоение и углубление имущественного
неравенства населения.
Для производителей
социальные последствия инфля-ции сказываются
в утрате работниками стимулов к труду
при
подавленной инфляции; в отраслевых и
региональных дис-пропорциях; в отрицательном
влиянии на техническое со-стояние производства;
в общем замедлении экономического развития.
Цель антиинфляционной политики состоит в установ-лении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен. Подавленную инфляцию следу-ет перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непос-редственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции.
Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью то-варами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, так называемых камкордеров (видеокамер, смонти-рованных вместе с видеомагнитофоном в одном портативном корпусе), дисковой аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом горючего и т. д. Каждый год только на рынок радио-аппаратуры поступает более 700 новых моделей и модификаций. В третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательс-кой деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособ-ности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.
В-четвертых, происходит изменение форм предприниматель-ской деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта органи-зационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможно-стей, на широкое использование творческого потенциала отдель-ной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. Его доля в ВНП США, например, составляет 30%, он обеспечивает половину рабочих мест в частном секто-ре. По мнению бывшего председателя демократической партии штата Кентукки Р. Кобба, мелкий бизнес «подобно гравию, уло-женному на железнодорожное полотно для поглощения грохота проходящих поездов, способствует минимизации уязвимости крупных корпораций при потенциально катастрофических по-трясениях в нестабильные времена и повышению их эффектив-ности в более здоровые периоды» Рыночная экономика\ Максимова В.Ф., М. 1992. С. 31-32.
В последнее время крупные корпорации идут на разукрупне-ние, создание субфирм, «центров прибыли», которые функциони-руют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняю-щуюся ситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым предоставляется пол-ная свобода и инициатива в реализации какой-либо целенаправ-ленной идеи.
В-пятых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделе-ния труда, повышения степени информированности всех хозяй-ственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.
В-шестых, в современной рыночной экономике идет станов-ление нового типа трудовых отношений, предполагающего уча-стие наемных работников в управлении и в собственности фир-мы. Некоторые экономисты, в частности М. Вейцман, называют современный этап развития экономики «экономикой участия». Вовлечение персонала компаний в управление и в капитал реа-лизуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различно-го рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. В 80-е годы отдельные компании полностью перешли в собственность наемного персонала. В США уже насчитывается более 5 тыс. таких компаний. Американс-кие специалисты считают, что в 2000-х годах свыше 20% фирм будут находиться в собственности наемных работников.
Заключение.
Таким образом,
можно сделать вывод, что рыночные
отношения характеризуют особый
тип организации народного
В то время как
определенный порядок в рыночной
экономике устанавливается сам
собой, без вмешательства извне,
администра-тивно-командная
Библиография:
1. Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. 447 с.
2. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000. 861 с.
3. Рузавин Г.И.
Основы рыночной экономики. М.,
4. Рыночная экономика.\ Максимова В.Ф., М. 1992. 168 с.
5. Смит А. Исследование
о природе и причинах
6. Экономическая теория. Учебное пособие.\ Под. Ред. Косовой Р.А., Латовой Ю.В. Т., 1996. 304 с.